Теоретические и методологические основы проблемы взаимодействия учителя и учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание

Особенности педагогического общения в системе "ученик-учитель". Формы и методы работы, способствующие развитию межличностных взаимодействий, повышающих культуру общения всех участников образовательного процесса в виде различных игр и упражнений

Работа состоит из  1 файл

учитель-ученик.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)

Казалось бы, каждый педагог и родитель заинтересованы в реализации гуманистического подхода к воспитанию детей. Однако на практике это осуществляется далеко не всегда. Почему? Педагог должен быть готов к различным проявлениям отношения воспитанника к педагогической работе: от полного принятия школьником требований учителя до частичного или полного непринятия позиции воспитателя. Далеко не каждый взрослый, несмотря на заявленную гуманистическую позицию, предпочтет на деле установление контактов с ребенком привычному педагогическому орудию -- дисциплинарному воздействию.

К тому же и сам воспитатель в силу объективных и субъективных обстоятельств является человеком со сложившимся стилем общения.

На первый взгляд существование стилей объясняет многие конфликты в образовательном процессе. Если учитель (руководитель учебной ситуации) строит свои взаимодействия с учениками, основываясь на авторитарной или либеральной позиции, то рано или поздно возникнет конфликтная ситуация. Значит ли это, что у учителя -"демократа" не должно быть проблем? Но проблемы существуют! Мы забываем, что в процесс взаимодействия конфликтующих сторон вовлечен не только учитель, но и школьник.

Ученик -- это далеко не пассивная сторона педагогического взаимодействия. Отношение ребенка, подростка к происходящим событиям может быть также различно. Один привык во всем полагаться на педагога, какого бы стиля руководства тот ни придерживался. Другой, напротив, занимает позицию Портоса, героя романа "Три мушкетера": "Я дерусь, потому что... дерусь". Третий от случая к случаю занимает позицию то "послушного", принимающего требования педагога, то "несогласного", активно избегающего контактов. Таким образом, возникает многомерное сочетание педагогических взаимодействий, зависящих от позиций, занимаемых и учителем, и учащимся.

Сопоставление различных позиций, вытекающих из типологии стилей руководства (табл. 1), показывает, что в педагогике нет готового рецепта (своеобразной панацеи) на все случаи жизни. Каждая ситуация имеет свои плюсы и минусы. Учитывая это, педагог-профессионал должен прогнозировать развитие ситуации и отношений. Замечено, что из "непринимающих" школьников часто вырастают яркие индивидуальности, люди с неповторимым отношением к окружающему миру. И, как показывает жизнь, у таких детей с течением времени формируется инициативность, лидерские качества, часто они оказываются в большей степени подготовлены к социальной адаптации, нежели "послушные" дети, которые всегда и во всем следовали указаниям "старших товарищей".

Можно также поставить под сомнение тезис о том, что "авторитарная позиция педагога всегда приводит к конфликтной ситуации". По нашему мнению, во многом выбор стиля взаимодействия учителя с учениками определяется окружающими условиями жизнедеятельности. Стиль взаимодействий учителя и ученика зависит от личностных особенностей педагога, от характера взаимоотношений, принятых в данной группе, от окружающих условий в целом, от возникшей конкретной ситуации и т.п. Данные утверждения проиллюстрируем с помощью таблицы № 1 (приложение 5).

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык понятия "гуманный подход", "личностно-ориентированное обучение", "субъект-субъектные отношения", "педагогика сотрудничества" и т.д. Известно: личность воспитанника творит себя. В механизмах гуманистического подхода она выступает действенной силой, следовательно, педагогическая задача сводится к стимулированию ее конструктивной, созидающей активности. Тогда воспитанник не просто объект воспитания, и воспитание не "целенаправленное воздействие" активной стороны на пассивную.

Гуманистическое воспитание -- всегда партнерство воспитателей и воспитанников, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.

К основным принципам современного подхода гуманистического ("очеловеченного") образовательного процесса относятся:

а) ценностное отношение к личности ребенка и подростка: признание за ним права на собственную позицию, на возможность высказать это мнение без последующих дисциплинарных наказаний (при этом важно учитывать, что ценностное отношение означает и обратный процесс: от ребенка к педагогу, и это -- показатель уровня профессионального мастерства учителя);

б) субъект-субъектное межличностное взаимодействие педагога и воспитанника в образовательном процессе, т.е. предполагающее активное, инициирующее участие обеих сторон в познании и воспитании вместо традиционного однонаправленного педагогического воздействия;

в) признание за ребенком прав:

· на творческий поиск тех областей жизнедеятельности, в которых могут наиболее полно реализоваться способности и потенциальные возможности ребенка;

· на ошибку, без которой невозможно стать творческой личностью, иначе весь процесс познания станет обычной репродуктивной деятельностью;

г) признание за собой и за ребенком обязанностей: «Что бы я не делал, количество добра в мире должно увеличиваться».

Таким образом, характер общения будет определяться системой координат, или сферой функционирования субъектов совместных действий. От этого зависит специфика связи участников взаимодействия: например, воспитательное взаимодействие менее детерминировано, чем дидактическое, поэтому в этой сфере возможны иные отношения воспитанника, нежели те, которые формируются в учебной деятельности. Однако процессы учебной интеграции направлены на сближение сфер учебной и воспитательной деятельности, на сглаживание различий между ними. Поэтому нужна серьезная перестройка механизмов педагогических взаимодействий, целью которых должно стать создание условий для полноценного развития всех субъектов, включенных в образовательный процесс.

При этом необходимо по-новому переосмыслить роль учащегося в обучении, принять его как субъект, то есть инициативного, ответственного соучастника образовательного процесса. Следовательно, нуждаются в пересмотре права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия - не только ученика, но и педагога, поскольку новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих современному уровню обучения, постоянного самообразования.

1.2 Общение в педагогическом взаимодействии

Взаимодействие является одной из сторон общения (интерактивной).

Интерактивная сторона общения, или собственно взаимодействие: от лат. inter (между) + actio (действие) в педагогике, психологии и социологии рассматривается как совместная деятельность, которая представляет собой организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. В совместной деятельности выделяют некоторые стратегии межличностных взаимодействий индивидов.

· Сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении результата, которая может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон.

· Одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие их другой без активного включения в общую работу.

· Уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности.

· Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели (такое противодействие может проявляться в явной или завуалированной форме).

· Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия).

· Компромиссное взаимодействие: стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства.

Все вышеперечисленные формы взаимодействий имеют место в ежедневной школьной практике.

Помимо стратегий взаимодействия, выделяют также признаки эффективной совместной деятельности, или сотрудничества. Обращаясь к педагогике, стоит особо оговорить тот факт, что эти признаки легко просматриваются в жизнедеятельности многих воспитательных коллективов (А.С. Макаренко, Я. Корчака, В.А. Караковского), они положены и в основу коммунарской методики. Признаками совместной деятельности являются:

* Соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве. Этот признак сотрудничества, пожалуй, легче остальных просматривается в учебной ситуации, поскольку педагог и учащиеся объединены пространством и временем непосредственно на уроке.

* Наличие единой цели, общей для всех участников мотивации. Что же касается данного положения, то, к сожалению, цели, которые ставит себе учитель (сообщение новых знаний, повторение пройденного и пр.), очень редко совпадают с целями учащихся ("только бы не вызвали", "скорее бы урок закончился...").

* Наличие органов организации и руководства, которые осуществляют управление процессом совместной деятельности. В учебной ситуации руководящую роль берет на себя учитель. Такое единоначалие имеет свои как позитивные, так и негативные стороны.

* Разделение процесса деятельности между участниками. Имеется в виду делегирование полномочий, или разукрупнение процесса управления. Не случайно, в тех школьных коллективах, где осуществлялось ученическое самоуправление (точнее, со-управление) результаты и воспитания, и обучения были более значимыми, нежели в школах с авторитарной системой руководства.

* Согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта, т.е. совмещение прав и обязанностей индивидов в совместной деятельности. Это означает, что учитель должен учить, а учащийся -- учиться (учить себя). Не случайно в последнее время стали говорить о необходимости внедрения не педагогики сотрудничества, но педагогики "встречных усилий" в образовательный процесс.

* Получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности. Здесь также возникают "разночтения". Что можно считать "конечным продуктом" в образовательном процессе: сумму знаний? аттестат зрелости? уровень культуры? степень подготовленности к жизнедеятельности в социуме? и т.д. Такое разнообразие затрудняет объективную оценку качества образовательного процесса; потому-то ее сводят чаще всего к количественным показателям -- учебным отметкам за знания учащихся, что, по сути, является только составной частью результата совместной деятельности педагога и учащегося.

* Возникновение в процессе деятельности межличностных отношений, которые, в свою очередь, оказывают влияние на успешность совместной деятельности.

Это последнее положение, характеризующее совместную деятельность, вплотную подводит нас к третьей стороне общения -- перцептивной.

Полноценное общение становится возможным, если "люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению".

Большинство конфликтов школьной жизни происходит вследствие неверного восприятия, непонимания друг друга педагогом и школьником.

Самая большая ошибка обусловлена теми социальными ролями, которые предписываются взрослым и детям в школе: учитель-- тот, кто передает знания, ученик-- тот, кто эти знания принимает. Статус учащегося означает преимущественно позицию долженствования: должен выучить все, что задали, учиться на "хорошо и "отлично", уважительно относиться к педагогам, к одноклассникам, к школьному имуществу... Такой подход к ученикам удобен с точки зрения обучения как управления, но этот подход минимизирует возможности развития личности ребенка. Именно осознанием этого обстоятельства вызвано к жизни новое направление в педагогике -- личностно-ориентированное обучение.

Перцептивное взаимодействие основывается на эмоциональном обмене. Любые эмоции (как положительные, так и отрицательные) остаются в памяти человека. Не случайно учащиеся запоминают игровые, эмоционально насыщенные моменты урока; потому, что такие педагогические приемы прежде всего нарушают обыденное течение школьной жизни. Именно поэтому школьниками лучше усваивается тот материал, который (как сумел доказать учитель) оказывается жизненно важным для ученика, т.е. не оставляет его равнодушным. Собственно понятие активизации познавательной деятельности учащихся основано именно на возбуждении положительно переживаемых учеником эмоций в процессе обучения.

Однако современная практика обучения не способствует развитию эмпатийных связей между участниками образовательного процесса. Содержание учебного материала (математика, химия, физика и пр.) не содержит основы для со-переживания и принятия. Потенциальные возможности для развития эмоций учащихся содержатся в предметах гуманитарного цикла (литература, история, развитие речи, граждановедение и т.д.), но при этом в учебных планах большинства школ по сей день превалируют естественно-научные дисциплины. Поэтому особая роль отводится учителю как преобразователю сухих научных понятий в эмоциональные, яркие, интересные, важные и понятные учащимся образы.

Необходимость эмоционально-положительного наполнения учебного процесса диктуется и формой обучения. Для школьника ситуация обучения является обязательной: он вступает в совместную деятельность с педагогом, другими учащимися вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Если в этой ситуации учитель не удовлетворен результатами взаимодействия, он высказывает свое мнение в виде отметки, оценки, устного порицания, записи в дневник и т.д. Учащийся же в силу детерминированности ситуации оказывается только в "страдательной" роли. Осознание неравновесности позиций педагога и школьника приводит к необходимости искать те средства в процессе общения, которые могут смягчить острые углы учебной ситуации долженствования.

Поэтому стоит уделить внимание тому, какими речевыми моделями (т.е. устойчивыми словами, словосочетаниями) пользуется педагог на уроке. Так, на организационном этапе педагог может воспользоваться:

* речевыми моделями с положительной эмоциональной окраской: "Рада вас всех видеть. Нас ждет сегодня необычный (интереснейший) материал...", "Подобную работу мы уже проделывали, и вы с ней справились прекрасно. Попробуем закрепить наш успех";

* с нейтральной: "Проверьте готовность рабочих мест на своих партах. Настроились на серьезную работу. Нам сегодня предстоит...";

* с негативной: "Вижу, что, как и всегда, Волков и Сидоров опаздывают. Не у всех тетради и учебники лежат на партах! Сколько раз вам говорить, что означает "быть готовым" к уроку!..".

На этапе инструктажа перед педагогом стоит иная цель: активизировать познавательную деятельность ученика, актуализировать имеющиеся знания и опыт, настроить на продуктивное освоение нового материала. Поэтому и речевые модели используются иные, однако и они несут различный эмоциональный фон:

* положительный: "Все ли готовы к решению следующей задачи? Чуть-чуть подождем Марину, Игоря... Спасибо: вижу, все настроились...";

* нейтральный: "Когда говорит учитель, нужно отложить все дела и внимательно слушать";

* негативный: "Славин, почему ты все время болтаешь? Если ты такой умный, тогда бери мел и сам объясняй новый материал!" и пр.

Информация о работе Теоретические и методологические основы проблемы взаимодействия учителя и учащихся