Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:46, реферат
сновные признаки данного компонента: способность соблюдать нормы общественного поведения, владение нормами, правилами поведения с другими людьми. Значение ценностно-ориентационного компонента социализации состоит в том, что ребенок усваивает нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности, понимая и оценивая ее социальную значимость. Компонент способствует разнообразию взаимодействия подростка с окружающим миром, проживанию ценностных отношений. На этой основе складывается и эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
На основе анализа литературы (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.А. Реан,) мы выявляем определения понятий «дети-сироты» и «социализация детей-сирот»; выявляем факторы, затрудняющие социализацию детей-сирот в условиях детского дома; •обосновываем необходимость улучшения социализации детей-сирот в условиях детского дома на основе индивидуального и личностно-ориентированного подходов.
1 Современная ситуация социализации воспитанников детского дома.
Анализируя социально-педагогические исследования, мы выделяем три компонента социализации:
1. Познавательный. Восприятие индивидом
социальной информации на
2. Ценностно-ориентационный. Соотнесение
получаемой информации с
Т. В. Драгунова отмечает повышенную социальную активность подростка, направленную на усвоение образцов и ценностей, на построение удовлетворительных отношений со взрослыми и сверстниками. Изменение социальной ситуации развития подростка связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентации на нормы и ценности этого мира (Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, Л. Б. Филонов. Д. Б. Эльконин).
В подростковом возрасте вопросы, связанные
с нормами взаимоотношений
М. Г. Гинзбург определяет ценность как один из механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры[ Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991.]. У подростка возникает потребность в формировании определенной системы ценностей, поэтому он «присваивает» ценности общества и выдает их за свои собственные. От того, какие ценности будут предложены подростку, таков будет и результат сформировавшегося у него «нравственного ядра».
Основные признаки данного компонента: способность соблюдать нормы общественного поведения, владение нормами, правилами поведения с другими людьми. Значение ценностно-ориентационного компонента социализации состоит в том, что ребенок усваивает нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности, понимая и оценивая ее социальную значимость. Компонент способствует разнообразию взаимодействия подростка с окружающим миром, проживанию ценностных отношений. На этой основе складывается и эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру. Социальные отношения на основе определенных ценностей порождают социально-психологический климат, который оказывает влияние на состояние подростка, позволяет входить ему в контекст современной жизни.
3. Деятельностный. Активность личности согласно установленной системе ценностей, осмысление установленной системы социальной деятельности (Е. А. Ануфриев, Л. П. Станкевич, В. Я. Силе).
Он предполагает включение подростка в деятельность, приобщение личности к социальному опыту, позволяет личности проявлять себя в качестве субъекта, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности.
Система социализации личности подростка представляется в единстве структурных и функциональных компонентов. Под функцией в социально-педагогическом аспекте понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы. Функциональные компоненты — это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и подростков и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость.
Можно выделить следующие функциональные компоненты системы социализации личности подростка: когнитивный, коммуникативный, деятельностный, коррекционный, компонент самоуправления.
Когнитивный компонент
системы реализуется в процессе
целенаправленного овладения
Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между подростками и педагогами в образовательном учреждении.
Деятельностный компонент способствует включению подростков в социально значимую деятельность, имеющую личностную оценку этой деятельности.
Коррекционный компонент связан с коррекцией хода процесса социализации, установлением необходимых связей между субъектами процесса, регуляцией этой связи.
Компонент самоуправления представляет собой самоуправляемую систему социализации личности подростка, поскольку происходящие в ней изменения носят упорядоченный характер, а упорядоченность компонентов системы обеспечивается механизмами управления.
Все указанные функциональные компоненты системы социализации личности тесно взаимосвязаны. Недооценка любого из них ведет к нежелательным результатам.
Целостность и эффективность системы социализации личности подростка достигается гармонизацией ее структурных и функциональных компонентов. Отличительная особенность целостности заключается в том, что ни один из компонентов системы, взятый в отдельности, не достигает цели. Только их совокупность достигает поставленной цели.
В нашей работе
мы рассматриваем особенности соци
Особенностью социализации этих детей является замещение главного института социализации семьи - учреждением, в котором они живут, что приводит к деформации процесса социализации. Анализ психолого- педагогической литературы (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.А. Реан) позволяет определить факторы, затрудняющие социализацию воспитанников:
Влияние вышеперечисленных
факторов, которые можно рассматривать
как институциональные
В большинстве современных исследований социализация рассматривается как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник - М.: Издательство МГУ. 1988, - 432 с. ]
Анализируя специфику процесса социализации личности в условиях сиротских учреждений, мы обратились к исследованиям таких авторов как, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.А. Реан, и др
В науке общепризнан факт, что семья является важнейшим институтом социализации личности. А.А. Реан отмечает, что именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, и на протяжении какого-то времени семья остается для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из наиболее важных факторов социализации личности [6]. 6. Реан А.А. Развитие и социализация личности в семье. // Мир детства. 2002, апрель, с. 46-50
Л.И. Божович отмечает, что в условиях сиротских учреждений дети не усваивают многообразия межличностных отношений, так как постоянно находятся в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий. Постоянная регламентация поведения воспитанников детских домов и ограничение возможности соучастия в сложной и разнообразной деятельности взрослых, с одной стороны, обуславливают снижение социальной чувствительности у них к оттенкам поведения взрослых, с другой стороны – сдерживают проявление их социальной активности, сужают сферу реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта.
В качестве основных особенностей общения детей с взрослыми в условиях детских домов в отечественной науке рассматриваются эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленного на регламентацию поведения воспитанников [4.. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. -М.: Педагогика. 1990, -158 с. ]
Длительное пребывание детей-сирот на полном государственном обеспечении, в искусственно благополучных условиях детских домов способствует формированию ложного представления о своей социальной роли как сироты. Эта роль впоследствии реализуется человеком в течение всей его жизни и проявляется в ярко выраженной иждивенческой позиции
Однако пребывание детей в детском доме – временный период. Через некоторое время каждый из них выходит в открытый социум, где наличие навыков социального взаимодействия является необходимым условием их адаптации и дальнейшей социализации. Сформировавшиеся в условиях детского дома механизмы адаптации не только не обеспечивают успешной интеграции в общество, но и нередко не соответствуют социальным нормам. Таким образом, специфика социализации личности в условиях детских домов связана с наличием значительных трудностей, как в усвоении социального опыта и социальных ролей, так и в процессе их воспроизводства и реализации. Особенности социализации воспитанников детских домов обусловлены замещением семьи, (семью заменяют педагоги, воспитатели и сверстники) основного института социализации, учреждением.
По мнению ряда исследователей (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, и др.) именно подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования высокоразвитой личности общества. Анализ психологических исследований личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (ЛМ.И. Лисина, 3. Матейчик, Е.И. Морозова, A.M. Прихожан, и др.) показывает, что у подростка детского дома как в развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, так и в поведении обнаруживается определенная специфика, которая представляет собой особенности развития личности. Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, идеального плана, в связанности мышления, в мотивации, поведенческих реакций внешней ситуации, что определенным образом влияет на процесс формирования социально-адаптированной личности подростка детского дома при взаимодействии с учреждениями социума.
Социум –
это та среда, в которой человек
и формирует, и, в меру своих сил
и способностей, удовлетворяет свои
потребности, приобретая индивидуальные,
только одному ему присущие черты
характера. Человек, естественно, не играет пассивной
роли в своем социальном становлении:
у него есть определенные задатки, он активен
в освоении социального опыта. Это утверждение
в полной мере относится и к детям [10. Лебедев
Д. Детское общественное движение // Воспитание
школьников. – 2003. – №1. – С. 52–61].
Мы понимаем, что социализация воспитанников детского дома носит особенный характер. Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних [19 Самойлова Л. Государственные дети: из дневника воспитателя детского дома // Новый мир. – 1993. – №10. – С. 152–173].
Дети, оставшиеся без попечения родителей – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Эта категория делится на несколько групп: дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка; дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье; беспризорные дети – это специфические дети, имеющие опыт жизни на улице [18 Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. Левченко И.А., Забрамной С.Д. – М., 2006.].