Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:46, реферат
сновные признаки данного компонента: способность соблюдать нормы общественного поведения, владение нормами, правилами поведения с другими людьми. Значение ценностно-ориентационного компонента социализации состоит в том, что ребенок усваивает нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности, понимая и оценивая ее социальную значимость. Компонент способствует разнообразию взаимодействия подростка с окружающим миром, проживанию ценностных отношений. На этой основе складывается и эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру.
Каждая из этих условных групп несет на себе свою особую печать родительской депривации.
В воспитании подростков в условиях детского дома существуют следующие негативные черты:
1) неправильная организация общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в сиротских учреждениях:
– сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;
– дефицит возможностей
установления прочных и длительных
взаимоотношений ребенка с
– наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения, высокая частота сменяемости этих взрослых;
– групповая, а не индивидуальная,
направленность воспитательных воздействий,
жесткая регламентация
– положительное отношение взрослого ребенок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками;
2) недостаточная психолого-
3) недостатки программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи
4) бедность конкретно-
5) постоянное нахождение детей в условиях коллектива.
В некоторых сиротских учреждениях атмосфера холодна, формальна, насыщена чувствами тревоги, страха и агрессии. Активность детей и возможность принимать решения, практически исключены. Личность подавляется. Всё регламентировано. Деформация личности, происходящая на этом фоне, со временем закрепляется [14 Орсаг Ю.В. Социальное партнерство детского дома как средство поддержки социально – профессионального становления воспитанников // Школа и производство. – 2008. – №8. – С. 54–].
Как показывают исследования М.А. Калининой и М.Е. Проселковой, воспитанники детских домов в большинстве своем с трудом усваивают программу массовой школы, не проявляют активности в овладении профессиональными знаниями. Они плохо воспринимают общепринятые этические нормы поведения, неустойчивы к криминальным установкам среды и легко вовлекаются в правонарушения [25 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2008. – 272 с.].
Нахождение ребенка в стационаре любого типа влечет за собой обеднение среды, что приводит к сенсорной депривации; уменьшение коммуникаций с окружающими – к социальной депривации; уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом – к эмоциональной депривации; жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации [23 ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в РФ».].
Во многих отечественных
исследованиях высказывается
Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией – тенденция к излишне бурному реагированию, обиде [19. Самойлова Л. Государственные дети: из дневника воспитателя детского дома // Новый мир. – 1993. – №10. – С. 152–173.]
Для детей из закрытых учреждений специфичен особый тип общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ученые указывают на гипертрофированную потребность в общении с взрослыми. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность последнего и создает специфический тип общения с взрослым, который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками. У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, склонности переложить всю ответственность на окружающих [18 Психолого-педагогическая диагностика/Под ред. Левченко И.А., Забрамной С.Д. – М., 2006.].
Ограничение общения и деятельности детей – сирот преимущественно искусственной социальной средой детского дома приводит к тому, что у них не развиваются в должной мере навыки жизнедеятельности в обычной социальной среде сверстников и взрослых (недостаточно формируется инициативность) [7 Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – С. 77–85.].
Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям. Дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам и в процессе общения оказываются не способными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими людьми [28 28. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 54–59].
Особая проблема в условиях детского дома связана с феноменом «мы». Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» – чувство, отражающее причастность именно к своей семье. В жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях. У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту – одни правила для своих, а совершенно другие для «чужих».
Таким детям
присущ особый социальный статус «ничейности»
– никто ими не интересуется,
по существу они никому не нужны, что
порождает состояние
Феномен «общественной собственности» затрудняет формирование адекватного отношения к себе и другим, т.к. вещи и предметы имеют для детей не столько определенную потребительскую ценность, сколько помогают им подтвердить свою самость, материализовать свое «Я».
Лишение индивидуальности,
обезличивание порождается
Специфические особенности самосознания личности ребёнка-сироты состоят в том, что воспитанники детских домов зачастую не знают и не принимают себя как личность, вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий, они, как правило, претендуют на признание в своей среде через физическую силу, агрессию, асоциальные формы поведения. У детей не развивается ответственное отношение к собственному времени жизни, для них характерно проживание по групповому, нравственному нормативу, ориентация на групповую совесть и поруку, что откладывает отпечаток на самосознание детей [23 ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в РФ»].
Не последнее
место в жизнедеятельности
Одна из важнейших проблем выпускников детских домов – это процесс перехода от опеки к независимости. Они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, взаимодействия с другими людьми, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими. После выпуска из детского дома бывшие воспитанники продолжают сохранять социальные связи преимущественно в своей среде, роль сироты часто реализуется в течение всей жизни. Неправильная позиция учреждений, которое всё делает за воспитанника, приносит в будущем такого выпускника свои неутешительные плоды. Реальная самостоятельная жизнь приводит к переоценке ценностей: на первое место выходит материальная сторона жизни и связанная с этим возможность развлекаться и отдыхать. Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставляют себя им [9 Копцева О.А. Потенциал детского движения в развитии социального творчества подростков // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №5. – С. 189–201].Воспитатели должны сосредоточить всё своё внимание на проблеме выхода воспитанников из детского дома и подготавливать их в стенах детского дома к самостоятельной жизни. Старшие подростки, живущие в детском доме, очень часто прислушиваются к мнению воспитателя, к которому они испытывают наибольшее доверие. Могут открыться, рассказывать самое сокровенное, испытывать даже нежные чувства к воспитателю и слушать его мнение и советы. Доверяя жизненному опыту старшего товарища, они могут не только во всём помогать, но и положительно влиять на других менее доверчивых воспитанников. Используя индивидуальный подход к каждому подростку можно добиться удивительных результатов, но методы, применяемые педагогами к обычным детям, им конечно не подходят.
Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в детском доме должно стать создание условий, способствующих успешной социализации детей-сирот через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений. Они не только обязаны уметь принимать большинство решений самостоятельно, но и полностью участвовать в жизни своего учреждения, как и в своей собственной. Учреждение должно делать упор на проявление самостоятельности подростков в оформлении документов, получении медицинской помощи, нахождении работы и т. д.
Для воспитательного процесса детского дома необходимо использование таких форм и методов работы, которые были бы направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, самоутверждение в ней и через нее в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности [Орсаг Ю.В. Стимулирование профессионально – личностного роста воспитанников детского дома // Школа и производство. – 2007. – №3. – С. 18–24].
Приоритетной идеей воспитания в детском доме является идея воспитания социально-активной личности. Поэтому для совершенствования воспитательной работы необходимо, активно искать, адаптировать, разрабатывать, внедрять такие программы, технологии и методы, которые ориентированы на развитие межличностного, межгруппового общения, социальную адаптацию и социализацию, личностное саморазвитие и самосовершенствование каждого воспитанника.
Социализация
– процесс становления
Мы будем
понимать под социализированностью
соответствие человека социальным требованиям,
предъявляемым к данному
Но в результате ряда причин социализация воспитанников детского дома может быть затруднена. Это и жесткая регламентация времени, и формальная организация среды детского дома, коммунальная организация быта, ограниченность неформального внешнего общения.
Мы определили, что существуют проблемы в системе воспитания подростков в сиротских учреждениях, прежде всего влияющие на выход подростков из детского дома и их будущую жизнь в социуме. Мы выявили эти черты. И выявили факторы затрудняющие социализацию подростков. Установили, что воспитатели и педагоги должны активно искать, адаптировать, разрабатывать, внедрять такие программы, технологии и методы, которые ориентированы на развитие межличностного, межгруппового общения, социальную адаптацию и социализацию, личностное саморазвитие и самосовершенствование каждого воспитанника, а так же способствовать их включённости в свою собственную жизнь без помощи педагогов и другого обслуживающего персонала.