Теоретические и практические предпосылки исследования ценностного отношения к чтению воспитанников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:46, реферат

Описание

сновные признаки данного компонента: способность соблюдать нормы общественного поведения, владение нормами, правилами поведения с другими людьми. Значение ценностно-ориентационного компонента социализации состоит в том, что ребенок усваивает нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности, понимая и оценивая ее социальную значимость. Компонент способствует разнообразию взаимодействия подростка с окружающим миром, проживанию ценностных отношений. На этой основе складывается и эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру.

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА I.ПАРАГРАФ1.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

 

Каждая из этих условных групп несет на себе свою особую печать родительской депривации.

В воспитании подростков в условиях детского дома  существуют следующие негативные черты:

1) неправильная  организация общения взрослых  с детьми, неадекватность тех  его форм, которые доминируют  в сиротских учреждениях:

– сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;

– дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым;

– наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения, высокая частота сменяемости этих взрослых;

– групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения  ребенка, гиперопека в деятельности – пошаговое планирование и санкционирование поведения детей взрослыми;

– положительное отношение  взрослого ребенок должен заслужить  выполнением его требований, примерным  поведением, хорошими отметками;

2) недостаточная психолого-педагогическая  подготовленность воспитателей;

3) недостатки программ  воспитания и обучения, не компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи

4) бедность конкретно-чувственного  опыта детей, обусловленная чрезмерной  суженностью окружающей их среды:  малого числа и однообразия  предметов, с которыми они действуют;

5) постоянное нахождение детей в условиях коллектива.

В некоторых  сиротских учреждениях атмосфера холодна, формальна, насыщена чувствами тревоги, страха и агрессии. Активность детей и возможность принимать решения, практически исключены. Личность подавляется. Всё регламентировано. Деформация личности, происходящая на этом фоне, со временем закрепляется [14 Орсаг Ю.В. Социальное партнерство детского дома как средство поддержки социально – профессионального становления воспитанников // Школа и производство. – 2008. – №8. – С. 54–].

Как показывают исследования М.А. Калининой и М.Е. Проселковой, воспитанники детских  домов в большинстве своем  с трудом усваивают программу  массовой школы, не проявляют активности в овладении профессиональными  знаниями. Они плохо воспринимают общепринятые этические нормы поведения, неустойчивы к криминальным установкам среды и легко вовлекаются в правонарушения [25 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2008. – 272 с.].

Нахождение  ребенка в стационаре любого типа влечет за собой обеднение среды, что приводит к сенсорной депривации; уменьшение коммуникаций с окружающими – к социальной депривации; уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом – к эмоциональной депривации; жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации [23 ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в РФ».].

Во многих отечественных  исследованиях высказывается идея формирования особого типа личности у ребенка детского дома. Авторы описывают формирование личности с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения [11 Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. – 2008. – №1. – С. 46–48].

Недоразвитие  механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных  реакций». Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления  произвольности поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией – тенденция к излишне бурному реагированию, обиде [19. Самойлова Л. Государственные дети: из дневника воспитателя детского дома // Новый мир. – 1993. – №10. – С. 152–173.]

Для детей из закрытых учреждений специфичен особый тип общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ученые указывают на гипертрофированную потребность в общении с взрослыми. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность последнего и создает специфический тип общения с взрослым, который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками. У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, склонности переложить всю ответственность на окружающих [18 Психолого-педагогическая диагностика/Под ред. Левченко И.А., Забрамной С.Д. – М., 2006.].

Ограничение общения  и деятельности детей – сирот  преимущественно искусственной социальной средой детского дома приводит к тому, что у них не развиваются в должной мере навыки жизнедеятельности в обычной социальной среде сверстников и взрослых (недостаточно формируется инициативность) [7 Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – С. 77–85.].

Дефицит адекватного  общения приводит к тому, что у  ребенка закрепляется негативная, агрессивная  позиция по отношению к другим людям. Дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам и в процессе общения оказываются не способными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими людьми [28 28. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 54–59].

Особая проблема в условиях детского дома связана  с феноменом «мы». Здесь у детей  возникает своеобразная идентификация  друг с другом. В нормальной семье  всегда есть фамильное «мы» – чувство, отражающее причастность именно к своей семье. В жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях. У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту – одни правила для своих, а совершенно другие для «чужих».

Таким детям  присущ особый социальный статус «ничейности» – никто ими не интересуется, по существу они никому не нужны, что  порождает состояние незащищенности, неуверенности в себе, в своем  будущем. Официальные категорические нормативы, с одной стороны, положительны: дисциплина, организация жизнедеятельности, с другой – отрицательны: ограничивается возможность личностного выбора в поведении, удовлетворение потребности в самореализации. Отмечается дефицит общения воспитанников с взрослыми, минимум индивидуальных контактов. Все это затрудняет осознание своего «Я», своей уникальности, замедляет развитие эмоциональной сферы, познавательной деятельности [14. Орсаг Ю.В. Социальное партнерство детского дома как средство поддержки социально – профессионального становления воспитанников // Школа и производство. – 2008. – №8. – С. 54–56].

Феномен «общественной  собственности» затрудняет формирование адекватного отношения к себе и другим, т.к. вещи и предметы имеют  для детей не столько определенную потребительскую ценность, сколько помогают им подтвердить свою самость, материализовать свое «Я».

Лишение индивидуальности, обезличивание порождается особой коммунальной организацией быта. Жизнь  ребенка в детском доме основана на зависимости воспитанника от персонала. Это проявляется в невозможности получить объективную и достоверную информацию, принимать решения о своем будущем, поскольку считается, что ребенок не способен самостоятельно решать вопросы, касающиеся собственного благополучия [25 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2008. – 272 с].

 Специфические особенности самосознания личности ребёнка-сироты состоят в том, что воспитанники детских домов зачастую не знают и не принимают себя как личность, вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий, они, как правило, претендуют на признание в своей среде через физическую силу, агрессию, асоциальные формы поведения. У детей не развивается ответственное отношение к собственному времени жизни, для них характерно проживание по групповому, нравственному нормативу, ориентация на групповую совесть и поруку, что откладывает отпечаток на самосознание детей [23 ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в РФ»].

Не последнее  место в жизнедеятельности воспитанников детского дома занимает проблема жёсткой регламентации и контроля извне. Процесс саморегуляции затруднён, внешнее поведение не заменяется постепенно на внутренний самоконтроль, что затрудняет развитие автономности, инициативности, освоение социально-ролевых позиций [3 Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 85–89].

Одна из важнейших  проблем выпускников детских  домов – это процесс перехода от опеки к независимости. Они  сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, взаимодействия с другими людьми, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими. После выпуска из детского дома бывшие воспитанники продолжают сохранять социальные связи преимущественно в своей среде, роль сироты часто реализуется в течение всей жизни.  Неправильная позиция учреждений, которое всё делает за воспитанника, приносит в будущем такого выпускника свои неутешительные плоды. Реальная самостоятельная жизнь приводит к переоценке ценностей: на первое место выходит материальная сторона жизни и связанная с этим возможность развлекаться и отдыхать. Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставляют себя им [9 Копцева О.А. Потенциал детского движения в развитии социального творчества подростков // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №5. – С. 189–201].Воспитатели должны сосредоточить всё своё внимание на проблеме выхода воспитанников из детского дома  и подготавливать их в стенах детского дома к самостоятельной жизни.  Старшие подростки, живущие в детском доме, очень часто прислушиваются к мнению воспитателя, к которому они испытывают наибольшее доверие. Могут открыться,  рассказывать самое сокровенное, испытывать даже нежные чувства к воспитателю и слушать его мнение и советы. Доверяя жизненному опыту старшего товарища,  они могут не только во всём помогать, но и положительно влиять на других менее доверчивых воспитанников. Используя индивидуальный подход к каждому подростку можно добиться удивительных результатов, но методы, применяемые   педагогами к обычным детям, им конечно не подходят.

Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений  социализации в детском доме должно стать создание условий, способствующих успешной социализации детей-сирот через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений. Они не только обязаны уметь принимать большинство решений самостоятельно, но и полностью участвовать в жизни своего учреждения, как и в своей собственной. Учреждение должно делать упор на проявление самостоятельности подростков в оформлении документов, получении медицинской помощи, нахождении работы и т. д.

Для воспитательного  процесса детского дома необходимо использование  таких форм и методов работы, которые были бы направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, самоутверждение в ней и через нее в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности [Орсаг Ю.В. Стимулирование профессионально – личностного роста воспитанников детского дома // Школа и производство. – 2007. – №3. – С. 18–24].

Приоритетной  идеей воспитания в детском доме является идея воспитания социально-активной личности. Поэтому для совершенствования воспитательной работы необходимо, активно искать, адаптировать, разрабатывать, внедрять такие программы, технологии и методы, которые ориентированы на развитие межличностного, межгруппового общения, социальную адаптацию и социализацию, личностное саморазвитие и самосовершенствование каждого воспитанника.

Социализация  – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом социальных ценностей  и опыта, культуры, присущих данному  обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализированность в наиболее общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Существует также подход к социализированности как усвоению личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития.

Мы будем  понимать под социализированностью соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному  этапу, как наличие личностных и  социально – психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение, или процесс социальной адаптации.

Но в результате ряда причин социализация воспитанников  детского дома может быть затруднена. Это и жесткая регламентация  времени, и формальная организация среды детского дома, коммунальная организация быта, ограниченность неформального внешнего общения.

 

 

 

Мы определили, что существуют проблемы в системе воспитания подростков  в сиротских учреждениях, прежде всего влияющие на выход подростков из детского дома и их будущую жизнь в социуме. Мы выявили эти черты. И выявили факторы затрудняющие социализацию подростков. Установили, что воспитатели и педагоги должны активно искать, адаптировать, разрабатывать, внедрять такие программы, технологии и методы, которые ориентированы на развитие межличностного, межгруппового общения, социальную адаптацию и социализацию, личностное саморазвитие и самосовершенствование каждого воспитанника, а так же способствовать их включённости в свою собственную жизнь без помощи педагогов и другого обслуживающего персонала.

Информация о работе Теоретические и практические предпосылки исследования ценностного отношения к чтению воспитанников детского дома