Теоретические основы характеристики задержки развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:19, реферат

Описание

Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна. [3, с.345]
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольного внимания. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа:

Содержание

1. Закономерности развития детской речи
2. Характеристика задержки речи у детей
3. Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности
4. Причины задержки развития речи у детей
Причины заикания

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 37.15 Кб (Скачать документ)

     - подражание людям с неясной  и косноязычной речью;

     - двуязычие в семье;

     - педагогическая запущенность;

     - недоразвитие фонематического слуха;

     - долгое сосание соски, вследствие  чего образуется недостаточная  подвижность органов артикуляционного  аппарата: языка, нижней челюсти;

     снижение  слуха. 

     Причины заикания

     Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г.Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

     Зарубежные  исследователи в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

     Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.А. Власова, Н.И. Красногорский, Н.П. Тяпугин, М. Зееман).

     В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

     К предрасполагающим причинам относятся  следующие:

     невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам); наследственная отягченность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

     Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической  сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

     При задержке развития речи, связанного с  органическим поражением головного  мозга

     Одним из признаков органической недостаточности  головного мозга является дизартрия. Причиной ее могут быть неблагоприятные  внешние факторы, воздействующие во внутриутробном периоде развития, в  момент родов и после рождения (травмы, стенозы, гипоксии, сосудистые заболевания, интоксикации). За последние  три года количество пациентов, страдающих дизартрией разной степени тяжести, на приеме у логопеда НОПНД составляет 90%. При дизартрии ведущим дефектом является нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. [9, с.221]

     Вывод по 1 главе: Речь выступает как средство развития ребенка. Слово, как психологическая  единица речи, служит не только средством  общения, но и обобщения. Обобщая  предметы, оно является орудием абстракции. Коммуникативная и обобщающая функции  речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и  усваивает ее. Речь является и средством  регуляции высших психических функций. Недоразвитие функциональных сторон речи ведет к аномальному развитию детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Используемая  литература

  1. Балабанова В.П. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 573 с.
  2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи - М., 1964.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Избранные психологические исследования - М., 1956. - 698 с.
  4. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи - М., 1961.
  5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной, М.: Педагогика, 1984.
  6. Жинкин Н.И Механизмы речи - М., 1958.
  7. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка – М.,1956. – 574 с.
  8. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. Ляпидевского С.С. - М., 1975.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников - М.: Просвещение, 1983 г.

Информация о работе Теоретические основы характеристики задержки развития речи