Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:19, реферат
Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна. [3, с.345]
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольного внимания. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа:
1. Закономерности развития детской речи
2. Характеристика задержки речи у детей
3. Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности
4. Причины задержки развития речи у детей
Причины заикания
- подражание людям с неясной и косноязычной речью;
- двуязычие в семье;
- педагогическая запущенность;
-
недоразвитие фонематического
-
долгое сосание соски,
снижение
слуха.
Причины заикания
Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г.Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.
Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).
Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.А. Власова, Н.И. Красногорский, Н.П. Тяпугин, М. Зееман).
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
К предрасполагающим причинам относятся следующие:
невропатическая
отягощенность родителей (нервные,
инфекционные и соматические заболевания,
ослабляющие или
Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.
При задержке развития речи, связанного с органическим поражением головного мозга
Одним из признаков органической недостаточности головного мозга является дизартрия. Причиной ее могут быть неблагоприятные внешние факторы, воздействующие во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения (травмы, стенозы, гипоксии, сосудистые заболевания, интоксикации). За последние три года количество пациентов, страдающих дизартрией разной степени тяжести, на приеме у логопеда НОПНД составляет 90%. При дизартрии ведущим дефектом является нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. [9, с.221]
Вывод
по 1 главе: Речь выступает как средство
развития ребенка. Слово, как психологическая
единица речи, служит не только средством
общения, но и обобщения. Обобщая
предметы, оно является орудием абстракции.
Коммуникативная и обобщающая функции
речи формируются в тесном единстве:
с помощью речи ребенок не только
получает новую информацию, но и
усваивает ее. Речь является и средством
регуляции высших психических функций.
Недоразвитие функциональных сторон речи
ведет к аномальному развитию
детей.
Используемая литература
Информация о работе Теоретические основы характеристики задержки развития речи