Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка младшего возраста в психологических и педагогических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание

Цель: выявить особенности процесса восприятия сенсорных эталонов и обосновать значимость игры как средства воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Провести теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста
2. Исследовать особенности воспитания сенсорной культуры детей в младшем возрасте.
3. Обосновать особенности игры как средства воспитания сенсорной культуры у детей младшего возраста.
4. Выявить уровень сформированности знаний о свойствах предметов у детей младшего возраста.

Содержание

Введение………


Глава I. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка младшего возраста в психологических и педагогических исследованиях ……

1.1 Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста…

Методика сенсорного воспитания детей младшего возраста……

1.3 Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей
младшего возраста……


Глава II. Исследование, особенностей воспитания сенсорной культуры детей младшего возраста………

2.1 Выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста ………
2.2. Процесс формирования знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста ………

2.3.Динамика результатов формирующей работы………


Заключение………

Литература ………

Приложение………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - 2.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

 
 
Восприятие цвета совершенствуется с возрастом. Это подтверждается решением всех типов задач, требующих ориентировки на цветовые свойства предметов. Наиболее ярко это демонстрируют задачи на выбор цвета по образцу без названия цвета  (задание - 4) их почти не решают дети до 2-х лет (Валера В.) решают примерно ¼ детей в возрасте 2года - 2года 6 месяцев (Стас Р., Матвей К.) и более ½ старше 2 лет 6 месяцев (Даир М., Алина М., Айгерим Т.). Предпочтение одного из цветов характерно в основном для детей младшего возраста, дети же старшей подгруппы выполняют все задания, как правило, путем тщательного сличения объектов между собой и с образцом. 
 
Если говорить об особенностях восприятия формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудничество с взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. 
 
Итак, для развития сенсорной культуры детей раннего возраста, нами была проведена систематическая работа с помощью следующих дидактических игр в экспериментальной группе детей от 2-х до 3-х лет.  
 
1. Игра «Найди цветок для бабочки» 
 
Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета». 
 
2. Игра «Спрячь мышку» 
 
Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета. 
 
3. Игра «Чудо – паровоз» 
 
Цель: учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику. 
 
4. Игра «Сложи картинку» 
 
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контрольную схему: развивать пространственное мышление, волю, усидчивость.

 
5. Игра «Пирамидка»  
 
Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности: учить анализировать результат; развивать усидчивость, настойчивость. 
 
6. Игра «Найди друга» 
 
Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.  
 
7. Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка» 
 
Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности. 
 
Так же с детьми проводилась запланированная работа практического характера: осуществлялись занятия по продуктивной деятельности – таких, как лепка, конструирование, рисование, а так же игры и упражнения в свободное время. 
 
В процессе практического исследования мы убедились, что дидактические игры содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя признаки предметов.  
 
В результате использования дидактических игр сенсорного характера было замечено, что многие малыши научились распознавать цвета предметов, выделять их характерные признаки.  
 
Также было отмечено, что в результате проведенной работы с детьми раннего возраста повысилась сенсорная культура детей: малыши стали более сосредоточеннее относиться к выполнению заданий и стараться анализировать свои практические действия. 
 
Использование дидактических игр стимулировало и развитие психических процессов: многие дети стали более наблюдательными и внимательными.

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
2.3. Динамика результатов формирующей работы. 
 
На заключительном этапе исследования была проведена повторная диагностика с целью изучения динамики формирующей работы по развитию сенсорной культуры детей раннего возраста в экспериментальной группе детей.

 
 
Цель данного (третьего) этапа - подведение итогов формирующей работы. 
 
Анализ результатов исследования представлен в таблицах №1 и №2. 
 
Таблица №1(контрольная группа)

 
Имя фамилия ребенка возраст 
 
(год, месяц)

 
Показатели активности

 
1 задание

 
2 задание

 
3 задание

 
4 задание

 
5 задание

 
6 задание

 
Уровень активности

 
 1.Алина М. 2г.5м

 
3

 
3

 
3

 
3

 
3

 
3

 
Высокий

 
 2. Айгерим Т. 2г.3м

 
3

 
3

 
3

 
2

 
2

 
3

 
Высокий

 
 3. Даир М. 2г.3м

 
3

 
2

 
2

 
2

 
3

 
3

 
Средний

 
4. Вика Л. 2г.2м

 
2

 
2

 
2

 
1

 
1

 
1

 
Низкий

 
 5. Матвей К. 2г.2м

 
1

 
1

 
1

 
1

 
1

 
1

 
Низкий


 
 
 
В контрольной группе детей к  высокому уровню развития отнесены Алина М., Айгерим Т., к среднему уровню - Даир М.,  Вика Л.и Матвей К. к низкому уровню.

 

Таблица №2 (экспериментальная  группа)

 
^ Имя фамилия ребенка возраст 
 
(год, месяц)

 
Показатели активности

 
1 задание

 
2 задание

 
3 задание

 
4 задание

 
5 задание

 
6 задание

 
Уровень активности

 
 1.Данил К. 2г.1м

 
3

 
3

 
3

 
3

 
3

 
3

 
Высокий

 
2. Наташа Ш. 2г.3м

 
2

 
2

 
2

 
2

 
2

 
3

 
Средний

 
3. Сымбат Т. 2г.5м

 
3

 
3

 
3

 
3

 
3

 
3

 
Высокий

 
 4.Стас Р. 2г.2м

 
3

 
3

 
3

 
2

 
2

 
3

 
Высокий

 
 5. Валера В. 1г.11 м.

 
2

 
2

 
2

 
2

 
2

 
2

 
Средний


 

В экспериментальной  группе детей к высокому уровню развития сенсорной культуры относятся Данил К., Сымбат Т. и Стас Р. , к среднему уровню - Наташа Ш. и Валера В. 
 
Дети с низким уровнем не выявлены.

 

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что процесс  воспитания сенсорной культуры у  детей раннего возраста проходит успешно при использовании системы дидактических игр и упражнений.

 

 

 

 

 

  
 
Вывод по главе II. 
 
В результате эмпирического исследования были изучены особенности процесса воспитания и формирования сенсорной культуры детей раннего возраста. 
 
Эксперимент проводился с 10 детьми 1-ой младшей группы ( от 2-х до 3-х лет) – контрольной и экспериментальной групп д\с  «Ақерке».

  
В ходе констатирующего эксперимента в которой была проведена диагностика уровня развития сенсорной культуры детей младшего возраста. 
 
Данные диагностики выявили необходимость проведения специальной работы по формированию у детей представлений о свойствах предметов: величине, цвета, формы.  
 
Формирование представлений эталонной системы у малышей экспериментальной группы проводилось с использованием дидактических игр.  
 
В ходе эксперимента была отмечена высокая познавательная активность детей, интерес к изучению свойств-предметов. 
 
На третьем этапе была проведена контрольная диагностика и подведены итоги проведенной работы. 
 
В ходе контрольной диагностики была отмечена положительная динамика в развитии представлений у детей экспериментальной группы младшего возраста о цвете, форме, величине благодаря использованию специально подобранных дидактических игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
 
В процессе данного исследования был изучен процесс использования дидактических игр в сенсорном образовании детей раннего возраста. 
 
В теоретической части была дана общая характеристика проблемы воспитания сенсорной культуры, изучено значение дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста, определена возможность решения задач сенсорного воспитания при использовании дидактических игр.  
 
Дидактические игры необходимы для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.). Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога. 
 
В практической части данного исследования мы убедились, что дидактическая игра способствует развитию представлений у малышей о свойствах предметов. 
 
Современная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. 
 
Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 

Литература

 
1. Божович Л.И. Личность и её  формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Воспитание и обучение  детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1986.

3. Воспитание и развитие  детей раннего возраста / Под ред.  Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981.

4. Воспитание сенсорной  культуры ребёнка от рождения  до 6 лет: Кн. Для воспитателей  дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

5. Выготский Л.С. Педагогическая  психология. – М.: Педагогика, 1996.

6. Выготский Л.С. Педагогическая  психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999.

7. Гальперин П.Я. Введение  в психологию. – М., 1976.

8. Глуханнюк Н.С., Семёнова  С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М., 2002.

9. Елисеев О.П. Практикум  по психологии личности. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

10. Ибука М. После  трёх уже поздно: пер. с англ. – М., 1991.

11. Козлова С.А. Дошкольная  педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. –  М.,2000.

12. Мухина В.С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для  студ. вузов. – М.: Издательский  центр «Академия», 2000.

13. Практическая психология: Учебник. / Под ред. М.К. Тутушкиной. – М., 1996.

14. Программа воспитания  и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.  Тербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

15. Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1995.

16. Пилюгина Э.Г. Занятия  по сенсорному воспитанию с  детьми раннего возраста: Пособие  для воспитателей детского сада. – М., 1983.

17. Развитие ощущений  и восприятия у детей от  младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

18. Роль среды и наследственности  в формировании индивидуальности  человека. / Под ред. И.В. Равич-  Щербо. – М.: Педагогика, 1988.

19. Сенсорное воспитание  в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.

20. Сенсорные способности  малыша: Игры на развитие восприятия  цвета, формы и величины у  детей раннего возраста: Кн. Для  воспитателей дет сада и родителей.  – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.

21. Умственное воспитание  детей дошкольного возраста. / Под  ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1984.

Приложение. 
 
1. Игра «Найди цветок для бабочки» 
 
Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета». 
 
Материал; четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы 
 
Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков. 
 
2. Игра «Спрячь мышку» 
 
Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета. 
 
Материал: плоскостные домики-норки красного, синего, желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов 
 
Ход игры: Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога « двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти. 

 

 

 

 

 

 

 
 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка младшего возраста в психологических и педагогических исследованиях