Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:32, курсовая работа
Цель работы охарактеризовать основные положения и принципы организации процесса воспитания личности в детском коллективе. Из поставленной цели вытекают следующие задачи.
Выявить основные этапы становления А.С.Макаренко, как педагога
Проанализировать основные положения теории воспитания детей в коллективе
Выявить особенности воспитательной практики в детских коллективах, руководимых А.С. Макаренко
Введение……………………………………………………………3
§1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко…...........6
§2. Основные теории воспитательного коллектива……….........11
§3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива…18
§4. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива…………………………………22
§5. Шестнадцать пламенных лет………………………………..29
Заключение……………………………………………………….37
Литература………………………………………………………..39
Этот вывод как первоочередной
и лег в основу педагогической
деятельности А.С. Макаренко, его методики «параллельного
педагогического действия» Макаренко
в колонии им. Горького и в коммуне им.
Дзержинского достиг нужных ему воспитательных
результатов не «перекладыванием» истин
из головы воспитателя в головы воспитанников
путем напряжения «голосовых связок»
воспитателей и их «развитием» и «привитием»
тех или иных человеческих качеств, путем
волшебного «убеждения». А тем, что вносил
в жизнь детей соответствие воспитательным
целям виды деятельности и так организовал
эту деятельность, что результатом ее,
результатом упражнения в этой деятельности
было и соответствие воспитательным целям
развитие естественных сил детей и образование
духовных и физических качеств, знаний,
умений, навыков и т.п.
Обращаясь к родителям в «Лекциях о воспитании
детей», А.С. Макаренко говорил: «Истинная
сущность воспитательной работы, вероятно,
вы и сами уже догадались об этом, заключается
вовсе не в ваших разговорах с ребенком,
не в прямом воздействии на ребенка, а
в организации вашей семьи, вашей личной
и общественной жизни и в организации
жизни ребенка. Воспитательная работа
есть, прежде всего, работа организатора».
Но
далеко не каждый шаг и не каждый элемент
детской жизни воспитывает нужные, соответствующие
воспитательным целям качества, и далеко
не все необходимые с точки зрения воспитательных
целей виды деятельности могут возникнуть
в детской жизни сами по себе, стихийно.
Значит, чтобы процесс воспитания детей
и его результаты не были стихийными, а
соответствовали бы воспитательным целям,
надо исключать из жизни детей не соответствующие
воспитательным целям виды деятельности
и вносить, включать в жизнь детей такие
виды деятельности, которые бы отвечали
воспитательным целям, организуя каждый
элемент детской жизни и всю детскую жизнедеятельность
так, чтобы ее результатам с необходимостью
были воспитание нужных качеств, воспитание
людей, соответствующих требованиям жизни.
Мы начинаем с организации бытия, указывал
А.С. Макаренко. Следовательно, методика
параллельного педагогического действия
как практический вывод из одноименного
закона есть способ управления процессом
воспитания детей, которое осуществляется
путем организации системы упражнений
детей в различных видах деятельности
в соответствии с поставленными целями.
В этом и состоит главная задача воспитателя
и в этом заключается сущность и ценность
педагогического мастерства.
А.С.
Макаренко всегда и во всем исходил из
того, что «человек не может быть воспитан
непосредственным влиянием одной личности,
какими бы качествами эта личность не
обладала. Воспитание - есть процесс социальный
в самом широком смысле...»
Со всем сложнейшим миром окружающей действительности
ребенок входит в бесконечное число отношений,
каждое из которых неизменно развивается,
переплетается с другими отношениями,
усложняется физическим и нравственным
ростом самого ребенка. Таким образом
жизнь и воспитание ребенка есть нечто
единое. В процессе своей жизнедеятельности
ребенок (дети), необходимо устанавливать
взаимоотношения между окружающими его
людьми, вещами явлениями, удовлетворяет
свои жизненные потребности и в то же время,
упражняет и развивает их и приобретает
соответствующие навыки, умения, знания,
формирует духовные и физические качества.
Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат воспитания – это продукт своей жизнедеятельности.
Как закон и методика параллельного
педагогического действия раскрывают
«механизм» процесса воспитания детей
и метод овладения и управления
им, то идея единства воспитания и жизни
раскрывает природу процесса воспитания,
его содержание.
Задача
воспитателей состоит в том, чтобы педагогически
целесообразно организовать всю детскую
жизнедеятельность так, чтобы каждый элемент
детской жизни наряду с максимальным удовлетворением
соответствующих жизненных потребностей
был бы в то же время средством воспитания
тех или иных человеческих качеств, а вся
жизнь детей в целом была бы в то же время
определенной, соответствующей воспитательным
целям системой из воспитания, определенно
воспитывающей школой.
Воспитательная работа заключается в педагогической целесообразной организации жизни детей. Как организовать детскую жизнь, каким содержанием ее насытить - на эти вопросы можно ответить, только исходя из конкретных воспитательных целей. Поэтому педагогика, говорил Макаренко, «есть, прежде всего, наука практически целесообразная».
В истории развития педагогической
мысли вопрос о целях воспитательной
работы решался в плане борьбы
двух основных направлений –
Макаренко был сторонником активного воспитания. Принцип активной целеустремленности – важнейший и характерный для педагогики Антона Семеновича. Он исходил из марксистского представления о целостности процесса воспитания детей. Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных, в полном соответствии с развитием жизни общества.
Из этих положений
Макаренко сделал следующие практически
действенные выводы: во первых, никакое
средство не может быть объявлено
постоянным, всегда полезным и действующим всегда
одинаково точно, не догматическое утверждение
воспитательных средств, а немедленный
анализ и немедленное действие – вот что
должно быть положено в основу выбора
средств повседневной воспитательной
работы; во вторых, никакое средство не
может проектироваться как положительное,
если его действие не контролируется всеми
другими средствами, применяемыми одновременно
с ним, т.е необходимы не отдельные, разобщенные
средства, а система средств, разработанная
сообразно с целями воспитательной работы.
Общее назначение системы воспитательных
средств, по Макаренко, заключается в том,
чтобы педагогически целесообразно организовать
жизнь детского коллектива.
Важнейшим
вкладом в педагогическую науку была разработанная
А.С. Макаренко теория воспитательного
коллектива.
Воспитательным коллективом Макаренко
называл такую форму организации жизни
детей, которая, полнокровной и радостной
детской жизнью, максимально удовлетворяющей
детские жизненные потребности, в то же
время является воспитывающей школой,
успешно разрешающей все воспитательные
задачи, вытекающие из требований нашего
общественного развития.
В разработке теории воспитательного
коллектива А.С. Макаренко исходит
из основных положений исторического
материализма. Возникновение и развитие коллективных связей людей есть
процесс объективно-закономерный.
Огромную роль играет коллектив в развитии
человеческой личности.
Ясно, что и детский коллектив - есть явление
объективно-закономерное. Дети живут и
воспитываются в коллективах. Такие коллективы
возникают в семье, на улице, во дворах
домов, в школе и т.д. Но не всякий детский
коллектив является воспитательным. Зачастую
коллективы детей возникают и живут стихийно,
поэтому центральной задачей педагога
является организация детского коллектива.
Воспитать коллектив - это педагогически
целесообразная организация детской жизни,
в результате которой воспитывается определенный
тип людей, т.е. достигаются определенные
воспитательные цели.
Зачастую,
говоря о воспитательной роли детского
ученического коллектива, подчеркивают,
что организованный детский коллектив
является в руках педагога мощным фактором
влияния на отдельных малодисциплинированных
учеников, что он помогает педагогу в проведении
мероприятий воспитательного характера:
в организации общественной работы, помощи
отстающим ученикам и т.п. В этом случае
обычно имеется в виду более или менее
дружный, организованный опытным руководителем
класс, и эта сплоченность класса рассматривается
как важный воспитательный фактор.
Уровень
воспитательной работы в таких классах
обычно выше, чем в тех классах, где нет
дружбы, сплоченности и организованности
детей. Но такого типа классный коллектив
не есть еще воспитательный коллектив.
Правда, можно сказать, что это явления
одного порядка, но такой классный коллектив
есть только один из элементов организации
жизни и деятельности того воспитательного
коллектива, который имеет в виду Макаренко.
Воспитательный
коллектив, по Макаренко, - это научная
организация воспитательного процесса.
Не обычный коллектив, какой мы привыкли
представлять себе, пусть даже самый лучший,
самый организованный и воодушевленный,
сложившийся в ходе жизненной деятельности
той или иной группы советских людей, а
специально с педагогическими целями
научно организованный воспитательный
коллектив как форма организации детской
жизни.
О коммуне им. Дзержинского, где была в
полной мере развернута его воспитательная
система, А.С. Макаренко говорил, что ее
можно сравнить со спортивным залом. Как
в специального оборудованном спортивном
зале группа людей ежедневно, систематически
под руководством опытного инструктора
занимается на снарядах и благодаря этому
становится через определенное время
хорошими спортсменами, точно также и
коммуна была первоклассно оборудованным
«воспитательным спортзалом». Здесь каждое
движение жизни воспитанников и вся их
жизнь в целом представляли собой упражнения
на сложнейших «воспитательных снарядах»
под руководством педагога. Благодаря
этому воспитанники формировали свои
характеры, взгляды, знания, навыки, традиции,
нормы поведения и становились передовыми
советскими людьми.
Это была специально с педагогическими целями организовывающая воспитывающая школа жизни; она более эффективно действовала в воспитательном отношении, чем обычная «школа жизни». Вот в каком смысле нужно понимать А.С.Макаренко, когда он говорит о детском коллективе, о его воспитательной роли.
Подводя итог всему выше сказанному, делаем следующий вывод. В основе теории воспитательного коллектива лежит несколько положений. Первое заключается в том, что только в процессе деятельности детей, в результате упражнения вовлеченных в деятельность естественных сил, происходит развитее этих сил. В результате этого образуются знания, умения, навыки, привычки, взгляды и формируется личность в целом. Это положение А.С. Макаренко назвал «педагогика параллельного действия». Эта методика является способом управления процессом воспитания детей в различных видах деятельности в соответствии с поставленными целями. В этом и состоит главная задача воспитания и в этом заключается сущность и ценность педагогического мастерства. Другим, не менее важным положением является идея единства воспитания и жизни, которая раскрывает природу процесса воспитания и его содержание.
§ 3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
Из положения
о том, что воспитательный коллектив есть
педагогически целесообразная организация
жизни детей, вытекает и то, как она должна
быть организована, каким содержанием
насыщена.
Ставя
своей задачей воспитать в ребенке определенные
знания, навыки, убеждения, привычки, т.е.
определенные черты личности, педагог
должен организовать жизнь детей, а, следовательно,
и насытить ее тем или иным содержанием.
Педагогика, говорил А.С. Макаренко, не
может лепить ребенка из ничего, «материалом
будет советская жизнь во всех ее многогранных
проявлениях».
По своему
содержанию воспитание подрастающих поколений
есть овладение опытом всех предшествовавших
поколений. А опыт жизни во всех ее областях
обобщается, прежде всего, в науке; научное
обобщение - это самое объективное, верное
обобщение опыта человечества. Поэтому
овладение основами науки составляет
значительную и важнейшую часть содержания
воспитательного процесса. В коммуне им.
Ф.Э. Дзержинского и в колонии им. А.М. Горького
в последние годы полное среднее образование
было обязательным для каждого воспитанника.
Но Макаренко считал
невозможным ограничиться в воспитательной
работе только обучением детей основам науки. Жизненный опыт человечества
обобщается не только в науке, но и во всех
других отраслях человеческой культуры:
производстве, технике, искусстве, быту,
принципах, нормах и привычках человеческих
отношений, во всем поведении человека,
в его умственных и физических качествах,
способностях и навыках.
Учение не есть одностороннее упражнение
отдельных сил и способностей ученика,
оно требует человека целиком и целиком
его воспитывает, предъявляя к нему комплекс
разнообразных требований и вызывая его
разностороннюю деятельность. "Человек
не воспитывается по частям, он создается
синтетически", - говорил Макаренко,
и в этом синтезе решающую роль играет
научное образование. Поэтому, утверждал
А.С. Макаренко, «систематическое приобретение
основательных знаний в школе и своевременное
ее окончание определяют путь человека
в жизни, но это необходимо также для здорового
и правильного формирования характера,
т.е. в значительной мере этим определяется
и судьба человека».
Совершенно
неправильными являются попытки отдельных
педагогов представить учение, игнорирующее
учебную работу и дидактику. Воспитательная
система, напротив, немыслима без этого
главного звена. Но в разрешении задач
и трудностей учебной работы он шел не
пути традиционного - нудного натаскивания
детей в порядке постоянного принуждения
их к учению непосредственным воздействием
педагога (и родителей), как это часто имеет
место в нашей школе, а включал учебную
работу во всю систему средств, гармонически
организованных, и делал ее необходимой
составной частью содержания жизни и деятельности
воспитательного коллектива детей. Тем
самым полностью разрешалась и попросту
снималась проблема дисциплины на уроках,
проблема детского сопротивления в учебе:
коллектив требовал от каждого из воспитанников
точного и неуклонного выполнения его
учебных обязанностей.
Значительное
место в жизни и деятельности воспитательного
коллектива у А.С. Макаренко занимал производительный
труд детей. Однако труд, как и другие элементы
содержания воспитания, отнюдь не играет
в системе воспитательного коллектива
самодовлеющей роли; «Труд как воспитательное
средство, - говорил А.С. Макаренко, - возможным
только как часть общей системы» и « без
идущего рядом образования, без идущего
рядом политического и общественного
воспитания не приносит воспитательной
пользы».
Практика А.С. Макаренко по организации
детского производительного труда на
современном производстве показало, что
дети школьного возраста поразительно
быстро и без всякого перенапряжения овладевают
сложнейшими производственными навыками,
причем не только навыками труда на сложных
станках, но и организации производства.
На заводах электросверлилок и фотоаппаратов
«ФЭД» в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского производство
было организованно так, что работая ежедневно
4 часа, воспитанники во время пребывания
в коммуне проходили технологический
процесс - на разных его ступенях - от овладения
различными станками и сборки до руководства
группами, участками и даже цехами. Сложность
и разнообразие трудовых организаций
и процессов на производстве позволяли
воспитанникам проявить свои склонности
и способности, развить таланты и своей
общественной значимостью вызывали в
детях чувство законной гордости за важность
порученного им дела; кроме того, они обеспечивали
такой воспитательный результат, закрепляемый
в реальных качествах воспитанников, как
разносторонность приобретаемых детьми
навыков и умений, черт характера.
Главное, что достигалось
системой общественной деятельности -
максимальное наполнение всей жизни
детей полезным делом. Самое страшное по своим педагогическим
последствиям состояние детей - это «ничегонеделание»,
пустое, маниловское мечтание, уединенное
времяпрепровождение, - и каждый момент
жизни воспитанников коммуны, каждый день
и вся жизнь в целом были до предела насыщены
разнообразным трудом и столь же разнообразным
и организованным отдыхом.
Физическая
культура пронизывала всю жизнь коммунаров:
она была организована как здоровая, трудовая
жизнь детского коллектива, начиная с
чистоты помещений, соблюдения правил
гигиены и технической безопасности на
производстве и кончая ведением специальной
спортивной работы. Основной принцип здесь,
как и во всем, - педагогическая целесообразность.
Физкультурно-спортивная работа в коммуне
была поставлена на «широкую ногу» коллектив
имел богатое спортивное оборудование,
свой стадион со всеми необходимыми снарядами
и приспособлениями, кроме того, спортивный
элемент сознательно вносился Макаренко
во все организуемые коллективные мероприятия
и движения: стой коммуны, многочисленные
походы и экскурсии и т.п. В содержание
деятельности детского воспитательного
коллектива Макаренко включал и передовой
культурный быт воспитанников в самом
широком значении этого слова.
Организация
быта детей в воспитательной работе занимает
очень важное место, тем более что очень
часто именно эта область человеческих
отношений совершенно упускается из виду
педагогами, Отсутствие педагогически
целесообразной организации быта детей
привод к тому, что значительная часть
повседневных жизненных отношений детей
протекает стихийно.
Всей работой по организации культуры
быта воспитанников А.С. Макаренко добивался
полной ликвидации противоречий между
сознанием и поведением детей.
Ведь, действительно,
осознание правильности или неправильности
того или иного поступка, той или иной
привычки - это не так уж сложно; гораздо
сложнее воспитание привычки поступать
всегда правильно, и тогда, поддерживал
Макаренко, когда поступок совершается
«по секрету»; когда нет свидетелей, которые
могли бы оценить поступок, что как раз
и характеризует больше всего внутреннюю
культуру человека. «Между сознанием,
как нужно поступить, и привычны поведением,
есть какая-то маленькая канавка, и нужно
эту канавку заполнить опытом», т.е. упражнением
в поведении, организованным в соответствии
с воспитательными целями, куда входят
все повседневное поведение воспитанника
в быту.
Таким образом, по своему содержанию воспитание подрастающих поколений есть овладение опытом всех предшествовавших поколений. Этот опыт обобщается в науках, поэтому изучение наук составляет значительную и важнейшую часть содержания воспитательного процесса. Важное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива занимает производительный труд детей, но он не играет в системе воспитательного коллектива самодовлеющей роли. Физическая культура пронизывала всю жизнь коммунаров: она была организована как здоровая, трудовая жизнь детского коллектива.
Информация о работе Теория детского коолектива в трудах макаренко