Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:32, курсовая работа
Цель работы охарактеризовать основные положения и принципы организации процесса воспитания личности в детском коллективе. Из поставленной цели вытекают следующие задачи.
Выявить основные этапы становления А.С.Макаренко, как педагога
Проанализировать основные положения теории воспитания детей в коллективе
Выявить особенности воспитательной практики в детских коллективах, руководимых А.С. Макаренко
Введение……………………………………………………………3
§1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко…...........6
§2. Основные теории воспитательного коллектива……….........11
§3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива…18
§4. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива…………………………………22
§5. Шестнадцать пламенных лет………………………………..29
Заключение……………………………………………………….37
Литература………………………………………………………..39
§ 4. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива
Организация деятельности воспитательного
коллектива идет по разным линиям; она
заключается в делении общего коллектива
на коллективы первичные; жизнь и поведение
воспитанников дисциплинируются, закрепляются
в строгом и четком режиме, получают соответствующую
эмоциональную окраску, приобретают определенный
стиль и тон, наконец, все ценное в жизни
и деятельности коллектива, все его достижения,
накапливаясь постепенно, закрепляются
в коллективных традициях и передаются
новым воспитанникам как опыт жизни их
старших товарищей.
Воспитательный коллектив
есть целый организм, однако практика
воспитательной работы показывает, что «непосредственного
перехода от целого коллектива к личности
нет, а есть только переход через посредство
первичного коллектива, специально организованного
в педагогических целях».
Такой первичный коллектив может быть
организован и как обычный класс, он может
быть организован и по производственному
принципу - как бригада, и по территориальному
- как отряд. Важно лишь, чтобы он был таким
коллективом, в котором отдельные его
члены оказываются в постоянном деловом,
дружеском, бытовом и идеологическом объединении.
Нужно отметить,
что А.С. Макаренко был сторонником объединения
в первичном коллективе детей разных возрастов
(это, в прочем, не относилось к учебной
работе, где дети были организованы в обычные
классы). Необходимость этого была вызвана
также педагогическими целями. «Такая
организация, - писал А.С. Макаренко, - дает
большой воспитательный эффект - она создает
более тесное взаимодействие возрастов
и является естественным условием постоянного
накопления опыта и передачи опыта старших
поколений. Младшие получают разнообразные
сведения, усваивают привычки поведения,
рабочую ухватку, приучаются уважать старших
и их авторитет. У старших забота о младших
и ответственность за них воспитывают
качества, необходимые советскому гражданину:
внимание к человеку, великодушие и требовательность,
наконец, качества будущего семьянина
и многое другое».
Сложная
система самоуправления имела у Макаренко
двоякое значение. Ее непосредственный
результат состоял в том, что дети оказывали
большую помощь педагогам в управлении
коммуной, выполняли множество важных
организационных функций. Но и здесь А.С.
Макаренко придавал наибольшее значение
параллельным педагогическим результатам
организаторской работы детей. Важно то,
что, выполняя обязанности «начальников»,
дети приобретают очень много ценных знаний,
умений и навыков организаторской работы.
У ребят воспитывалось умение «подчиняться
товарищу» и «приказать товарищу», принципиальность
человека, ответственного за коллектив
и за свое поведение.
Весьма показательна в этом отношении
ежедневная работа общего собрания коммунаров.
Оно разрешало самые различные вопросы
текущей жизни: учебные, производственные
и хозяйственные, вопросы организации
быта, поведения воспитанников. Активно
участвуя в их обсуждении, каждый становится
в положение хозяина коммуны, ответственного
за жизнь, успехи и счастье своего коллектива.
Именно здесь в первую очередь закалялось
и формировалось общественное мнение
коллектива.
А.С. Макаренко
указывает на существенные различия между
дисциплиной и режимом. Общего между ними
только то, что и дисциплина и режим организовывают
известным образом жизнь детского коллектива.
Но в противоположность режиму, представляющему
собой средство, при помощи которого коллектив
организовывает внешние рамки поведения»
воспитанников, дисциплина - не средство,
а результат воспитательного процесса,
результат всей жизни и деятельности коллектива.
Такая дисциплина сознательна, она не
является средством подавления личности.
Дисциплина, по Макаренко,
вытекает из жизненных
Режим - это внешняя форма организации
коллектива. Функция режима заключается
в том, чтобы установить прочный внешний
распорядок жизни детей. К правильному
режиму А.С. Макаренко предъявляет ряд
обязательных требований. Он должен быть,
во-первых, педагогически целесообразным,
т.е. его правила должны быть полезными
для коллектива. Режим, указывает Макаренко,
должен быть точным, общим, определенным
и непреклонным, и это не только условия
его наилучшего выполнения, но и основные
признаки педагогической его целесообразности.
Как и всякая организационная форма деятельности
детского коллектива, режим служит интересам
коллектива, удовлетворяет потребности
детей; в то же время он создает много полезных
привычек, автоматизирует навыки поведения
воспитанников, являясь педагогическим
«стереотипом» их деятельности в учебе,
и в труде, и в отдыхе и т.п.
В оформлении жизни и
деятельности детского коллектива важное
значение имеют его стиль и
тон. Отношения детей в коллективе,
их общее настроение, общая культура поведения и,
наконец, отношение детей к своим обязанностям
- все это создает определенную физиономию
коллектива, определенный стиль и тон
его жизни.
Во
всяком коллективе есть свой стиль и тон,
но далеко не всегда это стиль и тон воспитательного
коллектива. «Стиль детского коллектива
бывает просто возбужденный, наглый, крикливый,
страдающий, пониженный, пессимистический,
мажорный. Здоровый советский стиль создается
путем воспитания уважения к себе и коллективу.
Это то, что необходимо каждой нашей школе.
Стиль создается очень медленно потому,
что он немыслим без накопления традиций».
Основным методом воспитания такого стиля
и тона является общественное мнение коллектива,
развитие критики и самокритики в детском
коллективе. Организованное педагогами
общественное мнение в детском коллективе
предъявляет ряд требований к поведению
воспитанников во всей их жизни, и эти
требования, реализуясь в стиле и тоне
коллектива и поведении каждого воспитанника,
закрепляются в традициях и привычках.
Так, например, в коммуне им, Ф.Э. Дзержинского
был установлен ряд конкретных требований
к поведению воспитанников: ходить по
лестнице не держась за перила; не шуметь
в помещении; обращаясь к дежурному или
педагогу, стоять прямо, как говорил А.С.
Макаренко, «надеяться на свою талию»,
и сами требования эти стали традициями
- так редки были случаи их невыполнения.
Традиции
складываются в коллективе объективно
как один из результатов всей его жизни
и деятельности. Ясно, что в слабом и неорганизованном
детском коллективе могут возникать лишь
отрицательные традиции. Примером таких
традиций может служить пресловутая «подсказка»;
«круговая порука» и т.п. В развитии жизни
детского коллектива такие отрицательные
традиции не могут быть преодолены простым
запрещением. Сначала нужно изменить ту
жизнедеятельность, на основе которой
они возникают, а затем они будут вытеснены
новыми, ценными традициями. «Ничто так
не скрепляет коллектив, как традиция,
- отмечал Макаренко. - Воспитать традиции,
сохранить их - чрезвычайно важная задача
воспитательной работы». "Приживется
в детском коллективе только та традиция,
которая является как бы естественным
результатом самой жизни коллектива, и,
изучая эту жизнь, педагог должен видеть
ее действительные перспективы и потребности
и в них найти условия для организации
действительно полезных коллективу, прогрессивных
традиций.
Важно отметить,
что труд - это постоянно действующие формы
деятельности коллектива, они складываются
лишь в таких элементах жизни детей, которые
все время повторяются, т.е. главным образом
в ежедневных коллективных движениях.
Такими элементами в коммуне были общее
собрание, поверка, сдачи рапортов и т.д.
Без таких традиций, «коллективных привычек»,
невозможно четко проводить общеколлективные
движения, особенно если их, как это было
у Макаренко, много.
Важнейшим
признаком организованного педагогического
коллектива является его единство «Единство
педагогического коллектива - совершенно
определяющая вещь, и самый молодой, самый
неопытный педагог в едином спаянном коллективе,
возглавляемым хорошим мастером - руководителем,
больше сделает, чем какой угодно опытный
и талантливый педагог, который идет вразрез
с педагогическим коллективом».
Если
в школе есть коллектив таких педагогов,
для которых успех всей школы стоит на
первом месте, а успех его класса стоит
на втором мете и затем уже на третьем
месте его личный успех как педагога, то
в таком коллективе будет настоящая воспитательная
работа.
Но для того чтобы
коллектив педагогов мог работать по единому плану,
едиными методами, иметь общую цель и перспективы
необходимо единоличное руководство,
«педагогический центр», который направляет,
координирует и проверяет работу каждого
из педагогов. Таким центром, указал А.С.
Макаренко, в школе может быть только директор,
являющийся уполномоченным государства,
руководителем и вместе с тем уполномоченным
педагогического коллектива. Красной
нитью через всю деятельность Макаренко
проходит идея гармонического сочетания
единоначалия и коллегиальности в руководстве.
Для того чтобы осуществить такое единоличие,
директор должен быть воспитателем школы,
руководителем всей учебно-воспитательной
работы. «Наши директора, - указывал Макаренко,
- непомерно много уделяют внимания хозяйству,
а между тем директор должен быть, прежде
всего, воспитателем школы».
Известно,
каким строгим, порой суровым бывал А.С.
Макаренко. Вместе с тем, когда обсуждалась
его педагогическая линия, намечались
планы, подводились итоги - словом, во всех
случаях коллективного обмена мнениями,
он буквально ловил всякое дельное предложение,
интересную мысль, горячо ее поддерживал,
даже если она противоречила его собственной.
Особый
смысл приобретает вопрос о составе педагогического
коллектива, его комплектование. «Коллектив
педагогов должен быть собран не случайно,
а составлен разумно». Педагогический
коллектив не должен быть односторонним,
он должен состоять из различных людей,
различных по опыту, по характеру и даже
по внешнему виду, вплоть до того, как говорил
А.С. Макаренко, что «нужно разрешить вопрос,
сколько должно быть женщин и сколько
мужчин в педагогическом коллективе.....
сколько должно быть из педагогов людей
веселых и сколько угрюмых». Чем больше
самых разнообразных ценных человеческих
качеств воплощено в педагогическом коллективе,
чем он разностороннее, богаче и жизнеспособнее,
тем больше у него возможностей быть настоящим
руководителем детского воспитательного
коллектива.
Большое
внимание уделял Макаренко вопросу о стаже
педагогического коллектива. Педагогический
коллектив, чтобы быть сильным и опытным
руководителем воспитанников, должен
накопить опыт коллективной работы в конкретных
условиях, определенный минимальный «срок
жизни». «Если у нас в коммуне, - говорил
он, живет энное количество коммунаров
и средний срок пребывания их в коммуне
5 лет, то и средний срок пребывания одного
воспитателя в коммуне не может быть меньше
5 лет. Успех воспитателя зависит от того,
насколько он старый член коллектива,
сколько им заложено в прошлом сил и энергии,
чтобы вести коллектив, и если коллектив
педагогов будет моложе коллектива воспитанников,
естественно, что он будет, слаб».
Большое
значение придает А.С. Макаренко морально-политическому
облику воспитателя. Не только мастерство,
но качества личности, характер педагога
является «инструментом» воспитательной
работы. Только характер сможет сделать
характер, говорил еще К.Д.Ушинский, а Макаренко
подчеркивал, что никакие рецепты не помогут,
если в самой личности воспитателя есть
большие недостатки.
Создание
целеустремленного, дружного, творческого
коллектива педагогов, их систематическое
самообразование и самосовершенствование
- таковы необходимые условия успешной
работы педагогов.
Итак, организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на первичные коллективы. Такой коллектив может быть организован и как обычный класс, и как бригада и как отряд, важно, что бы все члены этого коллектива находились в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. В оформлении жизни и деятельности детского коллектива особое значение придается стилю и тону коллектива. Отношения детей в коллективе, их общее настроение, общая культура поведения и, наконец, отношение детей к своим обязанностям - все это создает определенную физиономию коллектива, определенный стиль и тон его жизни.
Важнейшим признаком организованного
педагогического коллектива является
его единство. Особое внимание А.С. Макаренко
уделял вопросу о стаже педагогического
коллектива. Он должен накопить опыт коллективной
работы в конкретных условиях, определенный
минимальный «срок жизни». Большое значение
Антон Семенович придавал морально-политическому
облику воспитателя. Не только мастерство,
но и качество личности, характер педагога
является «инструментом» воспитательной
работы.
§ 5. Шестнадцать пламенных лет
Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом.
Если представить себе развитее колонии имени Горького схематически, то оно есть не что иное, как осуществление колонистами под руководством Макаренко одной за другой простых жизненных задач, естественно, с необходимостью вытекающих из нужд колонии: если в колонии мало продуктов колонисты распахивают землю и заводят свинарню; если в колонии начинается воровство – колонисты организуются на борьбу с воровством; в колонии появляется пьяный – это используется как повод для борьбы с самогоноварением в соседней деревне и т.д.
Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит за рамки колонии: если рядом с колонией пустует и расхищается бывшее имение, а в колонии мало земли, плохие спальни, нет классов - начинается «завоевание» этого имения для того, чтобы иметь лучший дом, большие пашни – одним словом богаче и культурней жить.
Более зажиточная и культурная жизнь рождает новые запросы, новые желания и радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театре, красивой одежде.
Появляется новая перспектива «завоевание» Куряжа, а затем рост в новых условиях и новые перспективы. Молниеносным ударом Куряж был завоеван. С непередаваемой словами быстротой и силой горьковцам удалось подчинить своему влиянию куряжан. Победа в Куряже была ярким свидетельством могущества коллектива - новой воспитывающей силы, рожденной в социалистической стране.
Макаренко поставил своих
воспитанников в положение
Борьба за достижение общих целей требовала организации, организация и интерес родили дисциплину, создавали новые чувства и отношения – чувства товарищества, взаимопомощи, коллективности. На этой основе возникала настоящая принципиальная дружба, закладывались основы коллектива.
С каждым днем росли и
расширялись жизненные сферы, в
которые включал своих
В 1925 году в колонии была создана комсомольская организация. Это было крупнейшим событием в жизни колонистов, окончательно переломившим их представления о том, что они все же не полноценные люди, а «дефективные». Комсомольцы становятся активом коллектива горьковцев, направляют общественное мнение, возглавляют все полезные начинания хозяйственной и культурной жизни.
Установились и расширились связи колонии с рабочими полтавских предприятий, с крестьянской беднотой соседских деревень, с комсомольцами заводских и деревенских организаций. И на всем этом рос, организовывался креп коллектив колонистов, и вместе с ним росли колонисты и оформлялись в настоящих советских людей, граждан советского общества. Макаренко день за днем неотступно вел свои воспитанников по путям советской жизни, организуя их на борьбу с плохим в жизни, упражняя в хорошем и этим реализуя спроектированное, вызывал к жизни и закреплял в привычки, взгляды и поведение воспитанников, в быт и традиции воспитательного коллектива культурные, моральные и политические человеческие ценности.
Информация о работе Теория детского коолектива в трудах макаренко