Типичные ошибки семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:11, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение типичных ошибок семейного воспитания, а также результатов, к которым они могут привести.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей………
2. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания……………………………………………………………………
3. Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Псих. и пед. Типичные ошибки семейного воспитания.docx

— 34.01 Кб (Скачать документ)

1.    “Не живи” (“Мне не нужна такая плохая девочка”, “Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...” и т.д.) Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребёнком посредством возбуждения в нём хронического чувства вины, связанного с фактом самого его присутствия в жизни родителя. Взрослый как бы заставляет ребёнка поверить в его (ребёнка) ответственность за нерешённые задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, при том за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.

2.    “Не будь ребёнком” (“Пора тебе думать своей головой”, “Ну ты же не маленький, чтобы...”). Такая директива достаётся единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.

3.    “Не расти” (“Ты ещё мала, чтобы краситься”, “Мама тебя никогда не бросит”, “Не торопись взрослеть”). Чаще всего достаётся младшим или единственным детям. Такую директиву ребёнку дают родители, боящиеся взросления своего ребёнка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.

4.    “Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать). Например, желая отвлечь ребёнка от травмирующей ситуации, мама отвечает на его вопросы так: “Не думай об этом, забудь”, тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами.

5.    “Не чувствуй” (“Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери”, “Не сахарный – не растаешь”). Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

6.    “Не достигай успеха” (“Я сам не смог закончить институт, но отказываю себе во всём, чтобы ты смогла получить образование”). Увы, в основе подобных директив лежит  бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка.

7.    “Не будь лидером” (“Будь как всё”, “Ну и зачем ты высовывался, вышло хуже для тебя”). Родители, дающие ребёнку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспокоены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеждению, обречены вызывать у других людей.

8.    “Не принадлежи” – её передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребёнке “единственного друга”. В общении с ребёнком такие родители могут всячески подчёркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).

9.   “Не будь близким”. Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта – в отношениях с одним близким человеком. Родители, передающие эту директиву, внушают тем самым ребёнку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, “что любая близость опасна”.

10.   “Не делай” – то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают её ребёнку, говоря: “Не делай сам, подожди меня”. Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что действуют по инерции родительской директивы.

11.   “Не будь самим собой”. Выражается в выражениях типа “Почему Вася это может, а ты нет?”, “Стремись к идеалу”; бывает также, что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы – вызвать неудовлетворённость своим нынешним состояние и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи постоянно неудовлетворённым и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.

12.   “Не чувствуй себя хорошо” (“Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5”). Ребёнок, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

Следование директивам помогает маленькому и зависимому ребёнку  приспособиться к требованиям больших  и свободных людей (которые решают свои собственные проблемы). Практически  воспитывать ребёнка, избегая директив, не очень-то и возможно – для этого  требуется как минимум принципиально  иной уровень психологической и  педагогической грамотности, нежели имеющийся  у среднего обывателя, а как максимум – семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых.

Необходимо дать ребёнку возможность увидеть, что вы сами как родитель освобождаетесь от директив; оставить самому ребёнку право изжить эти указания в рамках более широкой человеческой общности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

                                                  

 

 

 

 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ              

 

 Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

·    Принимать активное участие в жизни семьи;

·    Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

·   Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

·    Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

·    Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

·    Уважать право ребёнка на собственное мнение;

·    Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

·    С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Григорович, Л.А. Педагогика и психология : учеб. пособие/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская.– М. : Гардарики, 2001.
  2. Кавдангалиева, М.И. Педагогика и психология :  М.И. Кавдангалиева.  – СПб. : Изд-во АУиЭ, 2006.
  3. Реан, А.А. Психология и педагогика : учебное пособие / А.А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб. : ПИТЕР, 2007. – 432 с.
  4. Столяренко, А.М.  Психология и педагогика : учебное пособие / А.М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 527 с.

 

 

 


Информация о работе Типичные ошибки семейного воспитания