Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:30, доклад
«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколе-нием семьи и регламентируют создание новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.
Традиции
семейного воспитания
«Традиция» (от
лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся
и передаваемые из поколения в
поколение обычаи, порядки, правила
поведения. Семья, как и другие социальные
институты, существует, воспроизводя традиции,
следуя определенным образцам деятельности,
без которых немыслимо само ее развитие.
Разные сферы жизнедеятельности семьи
строятся в соответствии с различными
типами образцов, которые воспроизводятся
каждым новым поколе-нием семьи и регламентируют
создание новой семьи: супружеские, родительские
отношения, ведение домашнего хозяйства,
проведение досуга и т.д. А поскольку и
сама семья, и ее ценности представляют
собой порождение культуры, то практически
любой образец материальной и духовной
деятельности может служить основой для
возникновения традиций в семье.
Передаваясь из
поколения в поколение, традиции,
адаптируясь к условиям современной
жизни, не остаются застывшими, раз
навсегда данными. Неизменным остается
их назначение в человеческом обществе:
они призваны служить упрочению семейно-родственных
связей и отношений, которые функционируют
в качестве механизмов передачи таких
личностно и социально ценных качеств
человека, как любовь, доброта, сострадание,
взаимопонимание, готовность прийти на
помощь близкому человеку.
Часто понятия
«традиция» и «обычай» используются
как синонимы. Выявлено «родство»
традиций и обычаев, а именно: их
общие социальные функции, согласно
которым они служат средством
стабилизации утвердившихся в обществе
отношений и осуществляют воспроизводство
этих отношений в жизни новых поколений.
Но эти функции обычаи и традиции осуществляют
разными путями.
Обычаи - детальное
предписание определенных действий
в конкретных ситуациях. Обычаи стабилизируют
те или иные звенья семейных отношений
и воспроизводят их в жизнедеятельности
новых поколений. Таковы, например, обычаи
ухода за детьми, поведения в общественном
месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов
семьи и многие другие. Обычай имеет свой
смысл, но не выражается в форме идеала.
Обычай подробно предписывает то, что
следует или не следует делать, и не указывает,
каким нужно быть.
Основа традиций
- ценность семьи, определяющая смысл
традиционного поведения. Поэтому
в традиции не дается детальная регламентация
поступка, она не имеет конкретной
«привязки» к определенной ситуации. Например,
традиция гостеприимства, которой придерживаются
многие современные семьи, воплощается
по-разному: кто-то делает акцент на угощении,
а для других главное - общение с гостем,
необходимость найти в его лице эмоциональную
поддержку или оказать ему таковую, а стол
накрывается по принципу «чем богаты -
тем и рады». В силу указанного различия,
существующего между традициями и обычаями,
ученые подчеркивают их неравнозначность
в семейном воспитании ребенка. Обычаи
формируют, главным образом, простые привычки.
Простые привычки
- стереотипно повторяющиеся
Обычаи, будучи
массовыми простыми привычками, регулируют
те социальные отношения, которые уже
прочно утвердились, повторяясь из поколение
в поколение. Но в новых, меняющихся
ситуациях обычаи как средство воспитания
недостаточно эффективны. Другое дело
- традиции, которые отличаются большим
динамизмом в силу того, что быстрее реагируют
на требования современной жизни, чем
обычаи. Развивающие возможности традиций
значительно выше, поскольку они формируют
сложные привычки, способствуют становлению
определенной направ-ленности поведения
ребенка, в рамках которой он волен выбирать
способы совершения конкретного поступка.
Сложные привычки дают возможность импровизировать
поведение. Представляя собой массовые
сложные привычки, традиции ориентируют
поведение ребенка не только в утвердившихся
отношениях, но и в тех новых вариантах,
которые возникают неожиданно, отличаются
от тех ситуаций, которые были в его опыте.
Традиции и
обычаи - два канала социализации ребенка,
причем традиции функционируют на основе
обычаев. Семейные традиции многофункциональны,
специфичны, эмоционально насыще-ны, поэтому
на их фоне социальное развитие ребенка
идет более успешно.
В традициях
и обычаях отражаются этнические,
культурные, религиозные особенности
семьи, профессиональная принадлежность
ее членов. Основа традиций - какая-либо
идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь
многофункциональны нормы, ценности каждой
конкретной семьи, столь и разнообразны
традиции по своей воспитательной сущности.
В зависимости от ценностей, норм семьи,
которые реализуются в той или иной традиции,
можно говорить о созидательных и разрушительных,
конструктивных и неконструктивных, стереотипных
и нестереотипных, истинных и мнимых традициях.
В одной семье,
например, традиция празднования дня
рождения ребенка реализуется в
детском празднике с
Обогащение содержания
семейных традиций способствует полноценной
организации жизне-деятельности семьи
как социального института, обеспечивает
рост взаимопонимания между ее членами,
особенно между родителями и детьми,
помогает совершенствовать процесс домашнего
воспитания.
В настоящее
время изучаются традиции, которые
веками складывались в отечественных
семьях, а в послереволюционный период,
будучи признаны официальной идеологией
устарев-шими, мещанскими, безыдейными,
оказались сильно деформированными или
вовсе утраченными. Это традиции семейного
чтения, пения, рукоделия и иного совместного
труда и творчества, игр взрослых и детей,
эпистолярной культуры, составления генеалогического
древа, домашнего театра, коллекционирования
цветов, листьев в гербариях, камней и
других материалов и создания на их основе
детского музея и многие другие (Т.Е. Березина,
Т.М. Баринова, Г.Н. Гришина). Некоторые
из этих традиций начинают возрождаться.
Так, в современных семьях появился интерес
к своим корням, что выражается в традициях,
связанных с экскурсом в родословную своей
семьи (сбор и хранение семейных реликвий,
создание фотоальбомов «Моя родословная»,
посещение мест, памятных для предков,
и т.д.).
Значительно ценнее
в воспитательном отношении организация
деятельности детей и взрослых, инициирование
активности, творчества детей. Вот, например,
самый яркий ритуальный момент Новогоднего
праздника в семье - елка, ее установка,
украшение. Для совсем маленьких детей
важен эффект красочности, необычности,
целостности от восприятия украшенной
елки. Поэтому им показывают уже наряженную
взрослыми елку, а потом изо дня в день
рассматривают с ними игрушки, вызывают
эмоциональное восхищение, любование.
С 4-5 лет дети принимают участие в установке,
украшении елки.
Таким образом,
семейные традиции - это основное средство
трансляции социально-культурных ценностей,
норм семьи, установления ее связей с
объектами, которые включены в сферу
ее жизнедеятельности.
Семейные ценности
В семье все
большее значение приобретает этико-психологический
аспект отношений, повышаются требования
супругов, детей к друг другу, меняется
сам критерий семейного счастья и благополучия.
Семья - сугубо интимная группа, следовательно,
эмоциональное влечение, привя-занность
ее членов к друг другу - ее обязательные
характеристики. Любовью в семье связаны
все ее члены. Ее «первичной» формой является
любовь супругов. Наиболее благоприятный
климат для ребенка возникает тогда, когда
его рождение - результат естественной
потребности и желания двух любящих друг
друга людей. Ребенок входит в мир, любимый
родителями, как самая большая ценность.
Родительская
любовь сопровождает человека всю его
жизнь, хотя функции ее несколько
меняются. В первые годы она обеспечивает
жизнь и безопасность ребенка.
Нужда в родительской
любви - жизненно необходимая потребность
маленького человечес-кого существа. Функция
родительской любви - поддержание и
сохранение внутреннего, эмоционального
и психического мира ребенка. И хотя
поведение родителей, их отношения
с детьми стали предметом тщательных исследований,
ученые единодушны в определении родительской
любви: она - источник и гарантия эмоционального
благополучия человека, поддержания телесного
и душевного здоровья.
Родительская
любовь может иметь различные
отклонения, иногда принимает искаженные
формы. В таких случаях говорят о неразумной,
слепой любви, которая, имея разную природу,
означает некую чрезмерность, преувеличенность,
содержит, как образно говорит чешский
психолог З. Матейчик, «солидную порцию
родительского эгоизма». Ценность ребенка
в подобных семьях подчеркивается его
ролями.
В некоторых
семьях «живут для ребенка», он любим,
да не просто, а без предела –
настоящий «кумир семьи». Кумир семьи
– ребенок, который ставит свою персону
в центр мироздания. Им восторгаются,
над ним дрожат, в его поступках находят
незаурядность, даже когда он шалит. В
нем постоянно открывают новые «таланты»,
которые демонстрируются знакомым, родствен-никам.
Веря в свою исключительность, ребенок
растет капризным, своевольным эгоистом,
который привыкает брать, ничего не давая
взамен. В детском саду он поражает всех
своей несамостоятельностью, капризами,
неумением общаться со сверстниками.
Разновидность
роли «кумир семьи» - «мамино (папино, бабушкино)
сокровище» - возникает, когда кто-то из
взрослых заявляет о своих исключительных
правах на ребенка. Ребенок становится
чьим-то «персональным кумиром» в силу
нарушения внутрисемейных отношений (например,
бабушка игнорируется взрослыми детьми
и видит утешение во внуке, мама не находит
удовлетворения в супружестве и ищет компенсации
в ребенке). Выполняются все желания, капризы
ребенка, его одаривают подарками, только
бы он любил «свою» маму (бабушку). Мама
(бабушка, папа) ревнуют ребенка к другим
членам семьи, не в силах представить,
что он может еще кого-то любить. Безнравственность
такой извращенной любви к своему ребенку
не требует доказательств.
Если у ребенка
достаточно серьезное заболевание
или родители, только опасаясь, что
он заболеет, трясутся над ним, выполняют
все желания, то он начинает играть
роль «болезненный ребенок». Очень скоро
он понимает, что всякая болезнь дает ему
особые права, и начинает спекулировать
создавшимся положением. Чтобы добиться
своего, он иногда прибегает к притворству,
хитростям; видя волнения и тревогу взрослых
по поводу своего здоровья, сам начинает
мнительно относиться к нему.
Итак, всякая чрезмерность
вредит, даже если это касается любви.
А если ее недостает, если ребенок
видит мало ласки от своих родителей?
К сожалению, такое случается
не только в старинных сказках, но и
в современных семьях. В этом случае дети
выполняют роли, которые подчеркивают
их незначительную ценность для родителей.
Вот, например, «ужасный
ребенок». «Ужасный ребенок» - ребенок
с какими-либо труднос-тями развития
(например, гиперактивный, агрессивный,
с недоразвитием речи), которые раздражают
взрослых, и они этого не скрывают. Бедный
ребенок создает для окружающих мнимые
и реальные хлопоты (носится по квартире,
вечно все проливает), напряженную обстановку.
Ощущая нерасположенность взрослых к
себе, он непослушен, своеволен, действует
«назло взрослым». Кажется, что ребенок
бросает вызов родителям: «Если вы не хотите
меня погладить, то хотя бы ударьте!».
В деструктивных
семьях ребенок может находиться
в положении «козла отпущения», когда
на нем все срывают зло, выплескивают свою
агрессивность. Ребенок живет в страхе
наказания за любое действие и слово.
С детства все
помнят сказку «Золушка», поэтому нетрудно
будет представить положение
ребенка, которого не любят, унижают, притесняют.
И в современных семьях есть дети, которым
предназначена роль «Золушки».
«Золушка» –
ребенок, которого постоянно притесняют.
Они постоянно чувствуют себя
ненужными, плохими, обузой в доме. Изо
всех сил они стараются угодить
родителям, предупредить их желания. Но
родители вспоминают о ребенке, когда
его надо чем-то нагрузить, что-то поручить.
Ребенок страдает и не знает, как себя
вести.
Оптимальным условием
для развития детей является любящая
семья. Любящая семья - это семья,
достигшая гармоничного взаимопонимания
и взаимоадаптации с детьми, где общение
с детьми - большая радость, где доминирует
положительный, благожелательный эмоциональный
тон. Разумная любовь характеризуется
принятием ребенка, сочетанием положительного
эмоционального отношения к нему с разумными
требованиями и кооперацией во взаимодействии.
В здоровом психологическом климате ребенку
не уготовлены никакие фиксированные
роли. Его любят («кумир семьи»), напроказил
- стал «ужасным ребенком». Вечером он
- «папино сокро-вище», а днем, когда родители
на работе, - «бабушкино сокровище». И все
роли ребенок исполняет с удовольствием,
не застревает ни на одной из них, поскольку
никто его к этому не принуждает.
Счастливая семья
- почва для развития эмоциональности
ребенка. Однако воспитание чувств не
приходит само собой, чаще всего оно,
как и всякое воспитание, требует
усилий и усилий немалых. «Учить чувствовать,
- писал В.А. Сухомлинский, - это самое
трудное, что есть в воспитании». Василий
Александрович предложил такой путь воспитания
чувств у ребенка в семье: