Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:30, доклад
«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколе-нием семьи и регламентируют создание новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.
- вовлекать детей
в добрые дела из симпатии,
участия, любви к другому
- развивать чуткость
сердца по отношению к другим людям,
особенно к тем, кто нуждается во внимании,
- маленьким, пожилым («Оля сегодня плакала.
Почему? Ты узнал? Ты помог?», «Почему бабушка
не смотрит свой любимый сериал? Может
быть, она плохо себя чувствует?»);
- использовать
произведения искусства, природу для обогащения
эмоционального мира ребенка.
В основе любви
лежит действенная
Как вы относитесь
к высказыванию А.Я. Коменского: «Любить
детей - дело природы, а скрывать свою
любовь - дело благоразумия».
Искусство любви
- умение дарить радость и в мелочах, и
в крупном, дарить действенно, не копя
в себе. Этому необходимо учить и ребенка:
когда и как проявлять свою любовь к близким.
Семейная любовь
- это не только чувства, но и определенный
образ поведения супругов, детей,
от которого зависит счастье данной семьи.
Можно любить друг друга, но мучить попреками,
неделикатностью, душевной грубостью,
неумением сказать нужное слово... Омрачает
любовь эгоистическое поведение супругов,
детей. Причина поведения, подрывающего
семейную любовь, - неумение понять друг
друга. Но этому, как говорят психологи,
можно научить. Уже с третьего года жизни
ребенок чувствует настроение, состояние
близких, особенно радостное. Необходимо
учить ребенка с уважением относиться
к состоянию близких, сопереживать. Для
этого родители должны проявлять внимание
к внутреннему миру ребенка: чем он интересуется,
что его радует, что печалит.
Таким образом,
искренняя заинтересованность родителей
во всем, что происходит в жизни
ребенка, интерес к его детским,
пусть самым пустяковым проблемам - в этом
выражение любви родителей к ребенку.
На основе любви можно воспитать нравственное
поведение: только любовь способна научить
любви.
Семья как фактор
воспитания личности ребенка
Семья - ведущий
фактор развития личности ребенка, от
которого во многом зависит дальнейшая
судьба человека.
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего
с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой»
(А.Н. Леонтьев)
играют первостепенную роль в
его психическом развитии, становлении
его личности.
Семейная среда
- первая культурная ниша для ребенка,
включающая в себя предметно-пространственное,
социально-поведенческое, событийное,
информационное окружение ребенка. Родители
в большей или меньшей степени создают
среду воспитания (например, обеспечивают
гигиенические условия, полноценное питание;
приобретают соответствующие игрушки,
книги, комнатные растения, аквариум и
другие средства воспитания; заботятся
о положительных примерах и образцах поведения).
От того, как организована среда воспитания,
зависят методы воздействия на ребенка,
их эффективность для его развития.
Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним,
события семейной
жизни, формы взаимоотношений
и способы общения, традиции
и обычаи и многое другое. Вот,
например, день рождения бабушки.
Можно ограничиться дежурным звонком
по телефону и традиционными поздравлениями,
тогда педагогический эффект будет минималь-ным.
А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку
подарка, обратив при этом внимание на
то, что особенно порадует бабушку, что
созвучно ее интересам. Продуманная воспитательная
среда, очеловеченная домашняя среда -
это богатейшая пища для развития чувств,
мыслей, поведения ребенка. Социальные
ценности и атмосфера семьи определяют,
станет ли она воспитательной средой,
ареной саморазвития и самореализации.
Особенность воспитательной
деятельности семьи - ее непреднамеренность,
естественная включенность в жизнедеятельность
этой малой психолого-социальной группы.
Специальные воспитательные «мероприятия»,
направленные на развитие, коррекцию
каких-либо свойств, качеств личности
ребенка, в современной семье занимают
незначительное место, хотя в домашнем
воспитании утвердились определенные
требования, запреты, наказания и поощрения.
И тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются
те или иные воздействия взрослых воспитывающего
или обучающего характера. Чем младше
ребенок, тем органичнее сочетаются процессы
ухода, присмотра, обучения, воспитания.
Это дает, как правило, хороший эффект
в силу того, что родители (другие члены
семьи) чувствуют настроение ребенка,
знают его возможности, видят тенденции
развития. Другими словами, домашнее воспитание
сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано;
благодаря этому оно благоприятно для
инициирования активности ребенка. А активность
самого ребенка, реализуясь в той или иной
деятельности, - основа формирования социально-психологических
новообразований в структуре его личности,
ведь специфически человеческие свойства
и качества развиваются в процессе взаимодействия
ребенка со средой, в его активной деятельности.
Содержание семейного
воспитания очень разнообразно и не столь
«стерильно», как, например, воспитание
в детском саду, где программа образовательной
работы концентрирует внимание ребенка
в основном на положительном, что есть
в окружающем мире. При таком подходе снижается
способность ребенка адаптироваться к
реальной жизни во всем многообразии ее
проявлений, тормозится формирование
иммунитета к отрицательным образцам.
В семье ребенок бывает свидетелем и участником
самых разных жизненных ситуаций, причем
не всегда позитивного содержания и смысла.
В этом отношении социальный опыт, приобретаемый
в семье, отличается большим реализмом.
Через призму наблюдаемого поведения
близких для ребенка взрослых у него выстраивается
собственное отношение к миру, формируются
представления о ценности тех или иных
явлений, объектов.
Отношение ребенка
к окружающим предметам, нормам поведения,
жизнедеятельности в родном доме
возникает опосредованно, благодаря
его общению со всеми членами
семьи. Эмоции, сопровождающие это общение,
помогают ребенку понять смысл, который
придается окружающему миру близкими
людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию
взрослых, чутко улавливает общий стиль,
атмосферу отношений. Семья предоставляет
ребенку разнообразные поведенческие
модели, на которые он будет ориентироваться,
приобретая свой собственный социальный
опыт. На конкретных поступках, способах
общения, которые ребенок видит в ближайшем
окружении и в которые бывает сам втянут
взрослыми, он учится сравнивать, оценивать,
выбирать те или иные формы поведения,
приемы взаимодействия с окружающей действительностью.
Значение семейной воспитательной среды
- определение первых контуров складывающегося
у ребенка образа мира, формирование соответствующего
образа жизни.
С другой стороны,
семья представляет собой достаточно
замкнутую общность близких людей, которые
воспитывают друг друга, ориентируясь
на общественные интересы, потребности,
используя при этом апробированные временем
средства, методы и приемы воспитания,
которые передаются от поколения к поколению.
Наблюдается заимствование новых способов
воздействия, которые взрослые члены семьи
видят в окружающей жизни, узнают из специальной
литературы. В меру своих сил и педагогических
возможностей семья руководит становлением
личности ребенка. Это характеризует семью
как фактор воспитания.
Семья выступает
фактором воспитания еще и потому,
что является организатором разнообразных
видов деятельности детей. От рождения
ребенок, в отличие от многих представителей
животного мира, не обладает умениями,
которые обеспечат его самостоятельную
жизнь. Его взаимодействие с миром организуют
родители и другие члены семьи. В этом
заложен большой педагогический смысл,
ибо даже ребенок, которому посчастливилось
родиться в благоприятной среде, не сможет
полноценно развиваться, если он ограничен
или лишен возможности активного взаимодействия
с ней. Дело в том, что сам по себе он не
овладевает средствами освоения, усвоения
и присвоения тех достижений культуры,
которыми он окружен. В семье начинается
приобщение ребенка к различным видам
деятельности: познавательной, предметной,
игровой, трудовой, учебной, а также деятельности
общения. Первоначально взрослые действуют
с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя
его активность. Но по мере того, как ребенок
овладевает отдельными действиями, представляется
возможность организовать его деятельность
как совместно-разделенную со взрослым.
По мере овладения
ребенком теми или иными действиями
он превращается в субъекта собственной
деятельности, но и на этом этапе
ему необходимо внимание взрослого,
эмоциональная поддержка, одобрение, оценка,
иногда - подсказка, дополнительная информация
о том, как лучше сделать, поступить в той
или иной ситуации и т.д. Родителям важно
соблюдать меру, разумное соотношение
детской и своей собственной активности,
не выполнять за ребенка то, чему он уже
научился.
Темп современной
жизни настолько напряжен, что
взрослым иногда легче сделать что-то
за ребенка, чем ждать, когда он справится
с этим сам. И родители продолжают
кормить ребенка с ложки, убирать
за ним игрушки, одежду, вытирать ему
нос... Гораздо труднее и хлопотнее придумать
и осуществить способ, который поможет
включить в дело самого ребенка. С точки
зрения воспитания первый путь неэкономичен,
недальновиден, поскольку приводит к инфан-тилизму,
к синдрому беспомощности в поведении
ребенка и впоследствии - взрослого человека.
Бесконечные опасения, излишняя осторожность
взрослых, недостаток у них терпения и
вечный дефицит времени приводят к тому,
что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна
активность, стремление к самостоятельности
(«Я сам!»), его постоянно останавливают:
«Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!»,
«Не трогай!» Это сдерживает развитие
самостоятельности, решительности, а следовательно,
осложнит жизнь ребенка на следующих этапах,
когда он будет посещать дошкольное учреждение,
пойдет в школу.
Родителям можно
посоветовать: поддерживайте каждую
попытку, каждый признак самостоя-тельности
ребенка, постепенно увеличивайте нагрузку,
вооружитесь терпением, не кидайтесь
делать за малыша то, что он может
сделать сам. Если корректная помощь взрослых
ребенку осуществляется без акцента на
его беспомощность, без унижения его достоинства,
если она своевременна и незаметна, то
в структуре личности ребенка закрепляется
первый элемент подлинной самостоятельности
- потребность в целесообразных действиях,
завершающихся практическим результатом,
обладающим общественной значимостью,
культурным смыслом. А это предпосылка
развития настойчивости, усидчивости,
способности к самоконтролю и самооценке
результатов своей деятельности и себя
как деятеля.
Следует помнить,
что мера усилий ребенка должна соответствовать
мере его возможностей. Условие благоприятности
деятельности - переживание ребенком
радости от ее процесса, результата,
полученного продукта. Поэтому одинаково
пагубно скажется недооценка возмож-ностей
ребенка и его перегрузка. Так, слишком
трудное задание, превышающее границы
возможностей ребенка, может остаться
невыполненным, что принесет ему огорчение,
повлечет снижение волевых усилий. Практика
показывает, что ребенок с меньшей охотой
и прилежанием выполняет то, что уже освоено,
«пройдено», если не внести новые элементы
в его деятельность (расширить круг действий,
предложить новые материалы).
Таким образом, организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).