Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:21, курсовая работа
В рамках данной работы, считаю необходимым изучить сущность учебных экскурсий, что определяет цель моего исследования.
Задачи направлены на рассмотрение:
- понятия и сущности экскурсии;
- функций и признаков учебной экскурсии;
- учебных экскурсий и их видов;
- организации и проведения учебных экскурсии;
- особенностей проведения экскурсий с детьми младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Учебная экскурсия: сущность, функции, виды, организация и методы проведения……………………………………………………….…..4
1.1 Понятие и сущность экскурсии……………………………………4
1.2. Функции и признаки учебной экскурсии…………………………10
1.3. Учебные экскурсии и их виды……………………………………13
1.4. Организация и проведение учебных экскурсий…………………15
Глава 2. Особенности проведения экскурсий с детьми младшего школьного возраста …………………………………………………………..18
2.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста……18
2.2. Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать……………………………….………23
2.3 Экскурсия в 3 классе на тему «Зимняя сказка», как пример экскурсии, направленной формирование и развитие умения наблюдать у младших школьников………………………………………….…….26
Заключение……………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы……………………………….……34
Курсовая работа на тему
«Учебные экскурсии, их виды и методы проведения»
2
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Учебная экскурсия: сущность, функции, виды, организация и методы проведения……………………………………………………
1.1 Понятие и сущность экскурсии……………………………………4
1.2. Функции и признаки учебной экскурсии…………………………10
1.3. Учебные экскурсии и их виды……………………………………13
1.4. Организация и проведение учебных экскурсий…………………15
Глава 2. Особенности проведения экскурсий с детьми младшего школьного возраста …………………………………………………………..18
2.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста……18
2.2. Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать……………………………….………23
2.3 Экскурсия в 3 классе на тему «Зимняя сказка», как пример экскурсии, направленной формирование и развитие умения наблюдать у младших школьников………………………………………….…….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….……34
2
Введение
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс+ия).
Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, то есть она является частью процесса образования. В связи с этим проведение экскурсий особенно актуально в пределах школьной программы, так как учебные экскурсии являются универсальной формой обучения и воспитания.
Однако, при рассмотрении сущности экскурсии, необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).
В рамках данной работы, считаю необходимым изучить сущность учебных экскурсий, что определяет цель моего исследования.
Задачи направлены на рассмотрение:
- понятия и сущности экскурсии;
- функций и признаков учебной экскурсии;
- учебных экскурсий и их видов;
- организации и проведения учебных экскурсии;
- особенностей проведения экскурсий с детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования – учебная экскурсия, как форма обучения и воспитания.
Объект исследования – экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать.
2
Глава 1. Учебная экскурсия: сущность, функции, виды, организация и методы проведения
1.1 Понятие и сущность экскурсии
Экскурсия - интересный и необходимый процесс познания окружающего мира, который подчиняется целому ряду объективных требований.
Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ) [3].
Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:
Рис 1. Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок».
Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на период или явление, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации.
В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа [3].
Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно.
Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях, за последние 80 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.)
Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия - это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).
Приведем также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)».
Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.».
В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».
Подробное пояснение термину «экскурсия» дает и Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения...».
В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия - коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».
В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.
В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда - различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.
В некоторых словарях, например в Кратком педагогическом словаре (1989 г., с. 300-310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее [3].
Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.
Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».
Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом.
Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению, и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал.
В образовательном процессе, в настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.
2
Таблица 1 - Цели, задачи и формы проведения экскурсий
№ п/п | Цели | Задачи | Формы проведения |
1 1 | Отдых | Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов | Прогулка |
22 | Учебная | Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) | Урок вне классного помещения |
3 3 | Научная | Выявление экспонатов для краеведческого музея | Экспедиция |
4 4 | Общеобразовательная | Расширение общего культурного кругозора | Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии |
5 5 | Культурно-просветительная | Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям | Обзорная многоплановая экскурсия |
6 6 | Культурно-воспитательная | Усвоение знаний в сочетании с воспитанием | Тематическая экскурсия |
Информация о работе Учебные экскурсии, их виды и методы проведения