Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:21, курсовая работа
В рамках данной работы, считаю необходимым изучить сущность учебных экскурсий, что определяет цель моего исследования.
Задачи направлены на рассмотрение:
- понятия и сущности экскурсии;
- функций и признаков учебной экскурсии;
- учебных экскурсий и их видов;
- организации и проведения учебных экскурсии;
- особенностей проведения экскурсий с детьми младшего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Учебная экскурсия: сущность, функции, виды, организация и методы проведения……………………………………………………….…..4
1.1 Понятие и сущность экскурсии……………………………………4
1.2. Функции и признаки учебной экскурсии…………………………10
1.3. Учебные экскурсии и их виды……………………………………13
1.4. Организация и проведение учебных экскурсий…………………15
Глава 2. Особенности проведения экскурсий с детьми младшего школьного возраста …………………………………………………………..18
2.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста……18
2.2. Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать……………………………….………23
2.3 Экскурсия в 3 классе на тему «Зимняя сказка», как пример экскурсии, направленной формирование и развитие умения наблюдать у младших школьников………………………………………….…….26
Заключение……………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы……………………………….……34
- Какой был парк поздней осенью (вспомнить)?
- Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?
- Назвать деревья, которые сбрасывают листья на зиму, а которые – нет.
До экскурсии даются задания.
- Понаблюдать за птицами
Проведение экскурсии в январе в том же парке, что и поздней осенью.
Наблюдения за неживой природой.
Славный снег! Какая роскошь!
Всё, что осень обожгла,
Обломила, сокрушила, ткань густая облегла.
Эти светлые покровы шиты в мерку, в самый раз,
И чаруют белизною к серой мгле привыкший глаз.
Не спокойный резкий ветер - он закройщик и портной -
Срезал всё, что было лишним, свеял и с земли долой.
(К.К.Случевский)
По приходу в парк, детям предлагаются вопросы и задания.
- Посмотрите, остановитесь, послушайте тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.
- Что вы слышите?
- Какое ощущение от зимнего парка?
- Какие стихи и загадки вам приходят на память?
(Например:
Чернокрылый, красногрудый
Он у нас найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла,
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла… (Сугроб)
Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала
На поля, озёрышки
Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)).
- Какие пословицы, поговорки вы знаете?
(Например:
В зимний холод всякий молод.
Два друга – мороз да вьюга.
Солнце на лето, зима на мороз.
Сова кричит на холод.
Курица на одной ноге стоит – к стуже.
Новый год - к весне поворот).
Понаблюдайте за небом, как оно изменилось по сравнению с осенью?
- Какое солнце? Чем покрыта земля зимой?
- Что падает с неба?
- Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?
Поймайте на рукавичку снежинку и рассмотрите ее, а теперь на ладонь.
Что произошло со снежинкой? Попробуйте зарисовать снежинку. (Зарисовывают в блокноте).
Разделитесь на группы ( образовывается три группы).
Вы будете выполнять следующее задание и результаты записывать в блокноты.
1 группа - Линейкой измеряет толщину снега на открытом пространстве и у дерева.
2 группа – Рассмотрите сугробы, где их намело и почему?
3 группа - Градусником измеряет температуру воздуха и температуру снега.
Итоги по наблюдениям за неживой природой.
Руководители групп докладывают о выполненной работе.
- Где толщина снежного покрова больше? (Около деревьев). Почему? (Толщина снежного покрова зависит от преград)
- Где в наших местах намело сугробы? Почему?
- Какова Температура воздуха, температура снега?
Наблюдения за живой природой.
Посмотрите на деревья.
Какие они? (без листьев).Почему?
Какие с листьями? (хвоинками).
Найдите ель и сосну (хвойные).
Найдите отличие сосны и ели.
Посмотрите следы на снегу.
Есть ли они? Чьи? Как догадались?
Каких зимующих птиц знаете?
Что должен человек сделать для них?
Собираем природный материал.
1 группа – Собирает шишки, рассматривает.
2 группа – Собирает на снегу опавшие ветки, которые сбило ветром.
3группа – Разделите ветки хвойных и лиственных деревьев, дайте им название.
Руководители групп докладывают о выполненной работе, в которой выясняется изменения в живой природе с приходом зимы.
- Чем ель отличается от сосны? (Листьями, хвоей, шишками, корой, стволом).
- Опишите внешний вид птиц, их жизнь в зимнем лесу, как мы должны о них заботится?
После проведения работ детям предлагается поиграть в следующую игру: «Угадай, с какого дерева этот листок». Игра проводится после того, как учащиеся уже будут хорошо знакомы с листьями разных деревьев.
Содержание игры: Учитель держит в руках несколько листков разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. Потом учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: «Когда я скажу раз, два, три- беги, каждый из вас должен подбежать к тому дереву, с которого держит листок в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы?». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Учитель проверяет, правильно ли дети выполняют условия игры. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.
Подведение итогов экскурсии.
После отдыха предлагается обобщающая беседа, в ходе которой выясняются изменения в неживой и живой природе с приходом зимы.
- Что мы сегодня наблюдали?
- Что нового узнали?
- Где были на экскурсии?
- Какие изменения в природе заметили?
Вывод: жизнь в природе зимой продолжается.
Домашнее задание: (в классе выборочно).
- Оказывается, и у природы есть свои сказочные картины, и увидеть их можно на оконном стекле. Зарисовать узор на оконном стекле.
- Описать внешний вид птиц, которых видели в парке.
- Можно составить рассказ об экскурсии по плану.
1. Тема экскурсии.
2. Отличие осенней экскурсии и зимней.
3. Причины изменений.
- Изготовить кормушки с родителями.
2
Заключение
Итак, воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя, мир во всем его многообразии открывается перед глазами школьника лишь тогда, когда он ощутит его в зримых наглядных проявлениях.
В настоящее время учитель располагает многообразными педагогическими средствами, которые помогают осуществлять связь школы с жизнью. В системе учебно-воспитательного процесса школы одно из ведущих мест в экологическом образовании занимает краеведческая работа. Одной из доступных форм работы с младшими школьниками по краеведению являются экскурсии в природу. Они помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружении. В соответствии с учебными программами учащиеся начальных классов знакомятся с объектами природы в пределах своего района, села, города.
Экскурсия — форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой естествознания и природоведения, она становится обязательной формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Тематика экскурсий определяется образовательной программой.
Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.
Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон.
Педагогические принципы обучения и воспитания представляют собой фундамент экскурсий. Наличие основных элементов педагогики в ходе проведения экскурсий позволяет определить ее как педагогический процесс.
2
Список использованной литературы
1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
2. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. – М., 1996
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М., 2001.
4. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. - М., 1984.
5. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
6. Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе, 1998, №3.
7. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6.
8. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.
9. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998, №6.
10. Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. - М.: Просвещение, 1993.
11. Программно-методические материалы. //Начальная школа. - М.: Дрофа, 1999.
12. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 1998, №6.
2
Информация о работе Учебные экскурсии, их виды и методы проведения