Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:52, реферат
Ученые-дефектологи изучают сущность и структуру нарушений развития, коррекционно-компенсаторные возможности детей с различными онтогенетическими отклонениями, разрабатывают их психолого-педагогические классификации. Это позволяет научно обоснованно решать конкретные задачи, стоящие перед корреционной педагогикой.
Ученые-дефектологи изучают сущность и структуру нарушений развития, коррекционно-компенсаторные возможности детей с различными онтогенетическими отклонениями, разрабатывают их психолого-педагогические классификации. Это позволяет научно обоснованно решать конкретные задачи, стоящие перед корреционной педагогикой.
Власова Татьяна Александровна (1905-1986)
– выдающийся ученый-дефектолог, действительный
член Академии педагогических наук, доктор
психологических наук, профессор, родилась
в городе Буинске на Волге (ныне Татарстан).Ее
детство прошло в бедной многодетной семье,
и только большая тяга к знаниям позволила
ей, помогая семье, окончить среднюю школу
и начать в 1922 году свою трудовую деятельность
в качестве педагога сначала в Буинске,
а затем в г. Казани – в детских домах,
детском городке «Новый мир», в областной
вспомогательной школе. Татьяна Александровна
окончила дефектологический факультет
2-ого МГУ, проявив в студенческие годы
незаурядные способности в исследовательской
и научно-организационной работе. Еще
будучи студенткой, она была введена в
состав комиссии по организации первого
научного центра по дефектологии – Экспериментально-
Т.А. Власова была инициатором и руководителем многих новых научных направлений, таких как изучение влияния состояния слуха на развитие ребенка и на этой основе совершенствование всей коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха; ей принадлежат проблемные работы в области сурдопедагогики и олигофренопедагогики, она непосредственно участвовала в формировании нового направления – изучения особенностей развития и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и в создании сети соответствующих школ и коррекционных классов в общеобразовательных учреждениях. Татьяна Александровна была не только крупным ученым, но и талантливым организатором науки; она неоднократно достойно и успешно представляла отечественную дефектологию на конгрессах, съездах, симпозиумах и конференциях международного и республиканского масштаба.
Скороходова Ольга Ивановна [р. 11(24).7.1914, с. Белозёрка, ныне Херсонской области], советский учёный в области дефектологии, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (по психологии, 1961). Вследствие перенесённого в 5-летнем возрасте менингита утратила зрение, затем слух. В 1925‒41 прошла курс общеобразовательной средней школы в Харьковской школе-клинике для слепоглухонемых детей, у С. была восстановлена звуковая речь. Дальнейшее образование продолжала в Москве в 1944‒48 под руководством профессора И. А. Соколянского. С 1948 научный сотрудник Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (до 1965 ‒ АПН РСФСР). Автор монографий: «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947, удостоена 1-й премии К. Д. Ушинского), «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (1954, 2-я премия К. Д. Ушинского, книга переведена на многие иностранные языки), «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» (1972, 1-я премия АПН СССР). Работы С. по проблемам развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей имеют важное значение для понимания развития психики человека, страдающего слепоглухонемотой. С. ведёт общественно-педагогическую работу как лектор и автор статей в журналах для слепых и глухих. Награждена орденом Трудового Красного Знамени,
Дьячков Алексей Иванович (1900–1968) – крупнейший российский ученый-дефектолог, талантливый руководитель и организатор научно-исследовательских работ в области коррекционной педагогики, профессор, доктор педагогических наук – широко известен не только в России, но и далеко за ее пределами. А.И. Дьячков родился в крестьянской семье в селе Крюково бывшей Калужской губернии. Педагогическая деятельность Алексея Ивановича началась с 1921 года. Сначала он работает учителем начальной школы, затем с 1923 года получает назначение на заведование школой-семилеткой, а через два года выдвигается на должность инспектора уездного отдела народного образования.
В 20-е годы в стране было мало специальных коррекционных учреждений и учителям общеобразовательных школ часто приходилось сталкиваться с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии. Судьба этих детей живо заинтересовала молодого педагога, и А.И. Дьячков поступает на дефектологическое отделение 2-ого Московского государственного университета, которое успешно заканчивает в 1931 г. и поступает в аспирантуру при кафедре сурдопедагогики и логопедии, руководимой известным российским дефектологом профессором Ф.А. Рау. Основной интерес в эти годы у Алексея Ивановича был сосредоточен на проблеме математического развития глухих учащихся. Этому было посвящено его диссертационное исследование. Успешно защитив его в 1934 году, А.И. Дьячков становится одним из первых среди дефектологов кандидатом педагогических наук. Работу над диссертацией Алексей Иванович успешно сочетал с педагогической деятельностью, читая на факультете лекции по сурдопедагогике и методике обучения глухих арифметике. К началу Великой Отечественной войны он был уже заместителем директора по учебной и научной работе Московского государственного педагогического дефектологического института. В первые дни войны Алексей Иванович ушел в народное ополчение; был тяжело ранен. Летом 1942 г. вернулся в Москву и принял на себя обязанности заведующего кафедрой сурдопедагогики и декана дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина.
В 1951 г. А.И. Дьячков становится директором Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук Российской Федерации и до конца жизни остается бессменным его руководителем.
На протяжении
многолетней научной
РАУ Фёдор Андреевич [14(26).3.1868, Франкфурт-на-Майне, — 30.5.1957, Москва], дефектолог, ч.-к. АПН РСФСР (1947). В 1887 окончил учительскую семинарию во Франкфурте-на-Майне и до 1891 преподавал в школе глухих. В 1892 приехал в Россию. В 1893—96 был домашним педагогом-воспитателем. В 1896 открыл в Москве частную школу для глухих и курсы по исправлению недостатков речи. В 1899—1928 директор Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых (др. назв. — Моск. ин-т глухонемых). В 1925—48 зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии дефектологич. отделения пед. ф-та 2-го МГУ (с 1930 МГПИ им. В. И. Ленина). Организатор и участник съездов и конференций по обучению и воспитанию глухих, инициатор первых мероприятий по организации логопедич. помощи. Принимал активное участие в строительстве сов. школы для глухих, в разработке уч. планов, программ, учебников и метод, пособий, способствовал осуществлению дифференци-ров. обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших. Р. был одним из организаторов высшего дефектологич. образования. Вёл широкую пропаганду спец. пед. знаний среди педагогов, врачей, родителей.
Граборов Алексей Николаевич (1885—1949), советский педагог-дефектолог, один из основателей советской олигофренопедагогики, доктор педагогических наук. Образование получил (1908—12) в Психо-неврологическом институте в Петербурге под руководством В. М. Бехтерева, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского. После Великой Октябрьской социалистической революции Г. развернул активную организационную и научно-педагогическую деятельность по созданию государственной системы учреждений для воспитания и обучения умственно отсталых детей — вспомогательных школ и специальных детских домов. Активный участник и организатор ряда съездов но охране детства. Выдвинул идею общности целей и дидактических принципов обучения нормального и аномального ребёнка, вместе с тем попытался раскрыть специфику обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Кащенко Всеволод Петрович [21.3 (2.4).1870 — 30. 11.1943], советский дефектолог, один из первых организаторов высшего дефектологического образования и научно-исследовательской работы в области дефектологии в СССР. В 1891 поступил на медицинский факультет Московского университета; в 1894 исключен за участие в работе студенческих революционных кружков и выслан из Москвы. В 1897 окончил медицинский факультет Киевского университета. Лишённый из-за политической "неблагонадёжности" права занимать государственные и общественные должности, открыл в 1908 частную школу-санаторий — одно из первых учреждений для аномальных детей в Москве. В 1918 на базе этой школы был организован "Дом изучения ребёнка", вскоре преобразованный в Медико-педагогическую опытную станцию, руководимую К. С 1920 по 1924 был ректором и профессором Педагогического института детской дефективности в Москве. В последние годы жизни К. работал над проблемами логопедии.
Используя врачебно-педагогические средства, К. ставил задачу добиться ослабления или преодоления недостатков развития у аномальных детей. Учебно-воспитательный процесс К. основывал на применении методов, содействующих максимальной активности и самостоятельности детей, пробуждению у них стремления исправить недостатки своего поведения. Он подчёркивал, что для аномальных детей важно не количество знаний, а их качество, жизненность и их роль в развитии познавательных возможностей учащихся.
Мария Семеновна Певзнер
Родилась 14 апреля 1901 г. в г. Сенно Могилёвской губ. (ныне Витебской обл.), в семье служащего. В 1918 г. окончила школу 2-й ступени в г. Аткарске Саратовской области. Получила образование на медицинском факультете Московского государственного университета (1924) и специальных курсах по детской неврологии (1925). Уже в Саратове Мария Семеновна вела серьезную научно-исследовательскую работу под руководством проф. И. Н. Маркова. Результаты этой работы, посвященной изучению психопатических форм поведения в детском возрасте, были представлены на съезде врачей-психиатров, проходившем в г. Ленинграде в 1929 г., посвященном изучению поведения человека, Мария Семеновна знакомится с выдающимся ученым-психологом Л. С. Выготским (1896—1934), который высоко оценил ее научный доклад по патологии поведения у детей, перенесших энцефалит, и предложил ей сотрудничество. В 1938 году ею была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: «Психопатические состояния в детском возрасте».
В декабре 1960
г. ей была присуждена ученая степень
доктора педагогических наук (по специальной
психологии). В 1963 г. Марии Семеновне
присвоено ученое звание профессора.
С 1960 по 1972 г. М. С. Певзнер заведовала
сектором клинического и нейрофизиологического
изучения аномальных детей НИИ дефектологии
АПН СССР, где под ее руководством
разрабатывалось новое
Совместно с сотрудниками института (Т. А. Власовой, В. И. Лубовским, Т. В. Розановой) М. С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития у детей. Певзнер М. С. была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию, на Кавказ, в республики Прибалтики и т. д. Все, знавшие Марию Семеновну и удостоившиеся ее дружбы, постоянно вспоминают о ней, она живет в сердцах и памяти своих учеников и последователей, в их делах.
Научные идеи и мысли М. С. Певзнер, ее фундаментальные
труды не утратили своей значимости и
актуальности до настоящего времени, ее
работы пользуются огромной популярностью
среди ученых-исследователей, практикующих
специалистов и при обучении студентов.
Ею созданы классификации олигофрений,
задержек психического развития (по сути,
это типологии, позволяющие намечать пути
коррекционной медико-психолого-
Мария Семеновна неоднократно награждалась почетными грамотами АПН СССР и МО СССР; медалями: «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941—1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы».
В январе 1989 г. М. С. Певзнер ушла на пенсию в связи с тяжелой болезнью. Летом 1989 г. она перенесла сложную операцию и вскоре, 3 августа, скончалась. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем, Игорем Михайловичем Рейснером.
И. И. Данюшевский внёс значительный вклад в организацию обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в СССР и в становление дефектологии и специальной педагогики как научных направлений.
В Экспериментальном дефектологическом институте организованном И. И. Данюшевский стали разрабатываться проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. И. И. Данюшевский удалось привлечь к работе в институте Л. С. Выготского. В короткий срок были созданы отделы по изучению детей с нарушениями слуха и интеллекта. В институт входили школа для глухих детей, школа для умственно отсталых детей, школа для детей с нарушениями речи и школа для детей с нарушениями поведения. Было организованно клинико-диагностическое отделение. Данная структура позволяла связать теорию и практику в изучении обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии. Благодаря инициативе И. И. Данюшевского было выстроено большое здание, где размещались специальные школы с хорошо оборудованными мастерскими и организованна библиотека для сотрудников института.