Ученые-дефектологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:52, реферат

Описание

Ученые-дефектологи изучают сущность и структуру нарушений развития, коррекционно-компенсаторные возможности детей с различными онтогенетическими отклонениями, разрабатывают их психолого-педагогические классификации. Это позволяет научно обоснованно решать конкретные задачи, стоящие перед корреционной педагогикой.

Работа состоит из  1 файл

реферат по спец педагогике.docx

— 36.31 Кб (Скачать документ)

      При институте И. И. Данюшевский организовал курсы, где учились учителя специальных школ со всего СССР, что позволили распространять опыт института на всю страну. И. И. Данюшевский разрабатывал широкий круг вопросов изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В частности он отмечал необходимость использовать все формы общения для развития глухих детей. По его инициативе была разработана новая программа обучения глухих языку. И. И. Данюшевский рассматривал вопрос о комплектовании школ для умственно отсталых. Он указывал на вред, который приносит неправильное направление ребёнка во вспомогательную школу. Он организовал комплексные исследования контингента школ для умственно отсталых. И. И. Данюшевский боролся с формализмом в воспитании детей в детских дамах. Много сделал И. И. Данюшевский для организации воспитания детей с нарушениями поведения. В школе для детей с проблемами поведения при экспериментальном дефектологическом институте под руководством И. И. Данюшевского была организована воспитательная система по преодолению поведенческих нарушений. И. И. Данюшевский принимал активное участие в воспитании детей в этой школе, глубоко зная проблемы каждого ребёнка.

      Под руководством И. И. Данюшевский осуществлялось обобщение опыта по изучению, обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии. Он был редактором и составителем ведущих изданий по дефектологии на протяжении многих лет. Вышеперечисленное позволяет говорить об И. И. Данюшевский как о крупнейшем организаторе изучения, воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в СССР.

     Азбукин Дмитрий Иванович (23 мая 1883 – 8 июня 1953) – русский психиатр и дефектолог.

Д.И. Азбукин написал целый ряд работ по психиатрии, в которых касается многих проблем патологии психики человека. В 1914 г. он описывает нервно-психические расстройства, связанные с интоксикацией аммиаком у рабочих кожевенного производства. В 1926 г. изучает вопросы курортного лечения неврозов. Исследует особенности психической травматизации педагогов-дефектологов и выдвигает положения об охране их здоровья.

    Значимы его исследования и в области изучения умственно отсталых детей. Он разработал классификацию олигофрении по принципу эндокринной патологии. Избрав этот критерий, Дмитрий Иванович предвосхитил открытие энзимопатий – нарушений биохимического метаболизма – в качестве одной из важнейших причин умственной отсталости. Большое значение он придавал роли наследственности в происхождении нервно-психических и соматических заболеваний (мигрень, слепота и её сочетание с умственной отсталостью, шизофренией).  Д.И. Азбукин предлагал проводить терапию умственной отсталости гормональными и другими препаратами – естественными метаболитами, повышающими общебиологический и психический тонус. Кроме того, Дмитрий Иванович разрабатывал комплексный медико-педагогический подход к работе с умственно отсталыми детьми. А так же вопросы медико-педагогического сопровождения в учреждениях для умственно отсталых и положения о медицинской службе во вспомогательной школе (вопросы отбора, гигиенического режима, медицинского оборудования). Он высказывает мысль о содействующих классах для отстающих детей (по современной терминологии дети с задержкой психического развития). Дмитрий Иванович написал одну из первых работ по истории олигофренопедагогики в России. В них он показал роль В.П. Кащенко и М.П. Постовской в развитии отечественной дефектологии. Кроме дефектологии Д.И. Азбукин интересовался так же составлением психологических портретов, он написал ряд исследований посвященных психопатологическому анализу личности известных деятелей культуры и литературных героев. Он сделал психологический анализ героев поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», описал динамику психического состояния А.П. Чехова в период обострения туберкулезного процесса. Им опубликован генеалогический анализ семей Ф.М. Достоевского, В.М. Гаршина, Л.Н. Толстого. Вышесказанное позволяет говорить об Д.И. Азбукине как о выдающимся психиатре и крупном организаторе дефектологической науки.

      Роза Евгеньевна Левина (1908—1989) — советский педагог, психолог

Самым крупным  достижение Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ей разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Р.Е. Левина исследовала  неуспеваемость младших школьников. Под руководством Р.Е. Левиной проведены  фундаментальные исследования, которые  определили дальнейшее развитие отечественной  логопедии. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем  в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых  средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников  в логопедии появилось понимание  речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают  друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии. Р.Е. Левина обосновала новый подход к организации системы коррекционной  работы по преодолению речевых нарушений  на основе выделения дифференцирующих признаков речевого дефекта. Р.Е. Левина принадлежит к научной школе  Л.С. Выготского к которой принадлежат ( Р.М. Боскис[1], Т.А. Власова [2], Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Н.Г.Морозова,М.С. Певзнер, И.М.Соловьёв, Ж.И. Шиф [3].). На протяжении всей своей жизни она развивала идеи Л.С. Выготского. Наряду с М.Е. Хватцевым Р.Е. Левину можно назвать основоположником советской логопедии как самостоятельной науки.

        Ната́лья Григо́рьевна Моро́зова (1906—1989) — советский психолог и дефектолог, ученица Л.С. Выготского. Биография Училась в педтехникуме (1921—1925), закончила педагогический факультет 2-го МГУ. В 1920-30е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Аспирантка НИИ дефектологии (1939—1944), старший научный сотрудник Института общей и педагогической психологии АПН РСФСР (1944—1953); с 1953 г. до последних дней своей жизни — сотрудник НИИ дефектологии (заместитель директора института, заведующая лабораторией воспитания и обучения слабовидящих детей, а также лабораторией дошкольного воспитания аномальных детей, профессор-консультант). Докторская диссертация — «Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития» (1968).

Научный вклад Изучала вопросы развития мотивации и интереса к учёбе у детей. Внесла вклад в изучение проблемы развития речи. Продолжая традицию дефектологических исследований, заложенную Выготским, проводила психолого-педагогические исллеования развития аномальных (abnormal) детей.

      ГРАБОРОВ Алексей Николаевич (1885-1949)-отечественный дефектолог, один из организаторов вспомогательной школы. В 1915 г. в Петербурге открыл частную школу для детей с глубокой умственной отсталостью. С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции его деятельность была направлена на организацию учреждений для аномальных детей. Г. - активный участник съездов, связанных с обучением и воспитанием умственно отсталых детей; автор ряда работ, посвященных проблемам содержания, методам обучения и воспитания аномальных детей. В своих работах особое внимание уделял труду как средству коррекции личности аномального ребенка в общей системе средств воспитания, раскрывал специфику методов работы во вспомогательной школе. Он впервые организовал лекторий для родителей аномальных детей. Внес большой вклад в дело подготовки кадров для спец. школ. Лекции, прочитанные им, опубликованы в сборнике «Воспитание и обучение дефективных детей» (Пг., 1918).

      ГРАЧЕВА Екатерина Константиновна (1866-1934) - первый русский педагог-дефектолог, работавший с глубоко умственно отсталыми детьми. В 1894 г. организовала в Петербурге спец. приют для таких детей. Доказала на опыте возможность развития детей с глубокой умственной отсталостью под влиянием воспитания и спец. обучения. Г.- автор оригинальных работ по спец. педагогике, лектор первых курсов для педагогов-дефектологов (1918).

      ДУЛЬНЕВ Григорий Митрофанович (1909-1972) - отечественный олигофренопедагог и психолог. Работал в области воспитания, обучения, профессиональной подготовки, а также психологического изучения умственно отсталых детей. Особое значение имеют исследования Д. по проблеме компенсаторной роли труда при аномалии умственного развития ребенка. Под руководством и при участии Д. разработаны принципы современной вспомогательной школы, созданы учеб, планы, программы, методические руководства.

      ДЬЯЧКОВ Алексей Иванович (1900-1968) - выдающийся отечественный дефектолог, проф., д-р пед. наук. Большое значение для советской дефектологии имеет критика Д. буржуазных влияний в теории и практике обучения и воспитания аномальных детей. Изучая вопросы теории и истории обучения глухонемых, Д. показал самобытное развитие русской сурдопедагогики. В течение длительного времени Д. был директором Научно-исследовательского ин-та дефектологии АПН СССР. Он содействовал значительному расширению проблематики научно-исследовательской работы ин-та. Большое значение для развития дефектологии имела работа Д. по подготовке спец. кадров. Д, в течение ряда лет возглавлял дефектологический факультет Московского государственного педагогического ин-та им. В. И. Ленина. Под его руководством и при его непосредственном участии создавались учебные планы и программы, методические пособия для дефектологических факультетов.  Д. был председателем секции дефектологии Учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР, председателем комиссии ВЦСПС по работе среди глухих, способствовал созданию спец. учебников и наглядных пособий для спец. школ, проведению ряда мероприятий по улучшению обслуживания глухих.

Д. - автор  многих работ по различным вопросам дефектологии, редактор учебников, монографий, сборников по дефектологии, участник международных конгрессов, посвященных  работе с аномальными детьми.

 

ЗАБУГИН Филадельф Дмитриевич (1884-?) - отечественный врач-невропатолог, один из организаторов воспитания и обучения умственно отсталых и трудновоспитуемых детей в Москве. Особое внимание он уделял вопросу изучения умственной отсталости и методу отбора умственно отсталых детей в спец. школу.

ЗАМСКИЙ Хананий Самсонович (1913-1998) - выдающийся отечественный олигофренопедагог.

 

С сентября 1951 г. в течение 23 лет З. заведует кафедрой олигофренопедагогики, а с 1961 по 1971 г. руководит дефектологическим  факультетом МГПИ им. В. И. Ленина. Благодаря  его усилиям укрепляется авторитет  факультета как научного и педагогического  центра, готовящего квалифицированных  специалистов. По инициативе З. совершенствуются учебные планы, разрабатываются  и утверждаются программы по специальным  дисциплинам. З. создает благоприятные  условия для повышения квалификации сотрудников факультета, для подготовки и защиты ими кандидатских диссертаций. При факультете создаются медико-педагогическая консультация, лаборатория технических  средств обучения, учебные мастерские. З. положил начало традиции проводить  ежегодно межвузовские научные студенческие конференции по проблемам дефектологии. По инициативе З. и при его непосредственном участии открыты дефектологические  факультеты при педагогических институтах Свердловска, Иркутска, Ташкента, он оказывал помощь и в организации учебного процесса на этих факультетах.

 

З. принадлежит  большая заслуга в популяризации  достижений отечественной дефектологии за рубежом, куда он выезжал для обмена опытом, чтения лекций и участия  в ряде международных конференций.

 

З. - автор  более 60 работ, многие из которых переведены на немецкий, английский, японский, испанский, словацкий и норвежский языки. Он является одним из авторов сборника «Школы для умственно отсталых детей  за рубежом» (М., 1966), удостоенного в 1967 г. первой премии АПН СССР.

КУЗЬМИЦКАЯ  Мария Игнатьевна (1902-1978) - отечественный олигофренопедагог. Работала в области воспитания глубоко умственно отсталых детей. Разрабатывала вопросы методики преподавания истории во вспомогательной школе, занималась пропагандой спец. педагогических знаний, принимала участие в работе по повышению квалификации учителей-дефектологов.

 

К. - автор  статей, методических писем по вопросам воспитательной работы во вспомогательной  школе.

ЛЯПИДЕВСКИЙ Сергей Семенович (1903-1975) - отечественный  дефектолог, врач-психоневролог, проф., один из организаторов высшего дефектологического образования. Разрабатывал вопросы  естественнонаучных основ воспитания и обучения аномальных детей, а также  проблемы логопедии и детской  психопатологии.

ГНЕЗДИЛОВ Михаил Федотович (1887-1968) - отечественный олигофренопедагог, методист. Разработал теоретические основы обучения языку умственно отсталых детей. Автор учебников, методических руководств, пособий, а также программ для вспомогательных школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Литература

  1. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
  2. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  3. Соч.: Вспомогательная школа, М. — П., 1923; Что такое умственно отсталые дети и какая школа им необходима, Л., 1924; Дефектология. Учебник для педвузов, Хар., 1925; Основные моменты коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе, в сборнике: Новые пути в дефектологии, М., 1935; Олигофренопедагогика, М., 1941 (совм. с Н. Ф. Кузьминой и Ф. М. Новик ); Очерки по олигофренопедагогике, М., 1961.
  4. Соч.: Дефективные дети и школа. Сб. статей. Под ред. В. П. Кащенко, М., 1912; Воспитание-обучение трудных детей, М., 1913 (совм. с С. Крюковым); Путём творчества. Сборник, под ред. В. П. Кащенко, М., 1922.
  5. .: Азбукин Д. И., Общественно-педагогическая деятельность В. П. Кащенко до и после Великой Октябрьской социалистической революции, "Уч. зап. Московского гос. пед. института им. В. И. Ленина", 1947, т. 49, с. 101—09; Замский Х. С., Врачебно-педагогическая деятельность профессора В. П. Кащенко и её роль в развитии вспомогательной школы СССР, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Дефектологический фак-т", 1959, т. 131, в. 7.
  6. Соч.: Олигофренопедагогика (совм. с Н. Ф. Кузьминой и Ф. М. Новик). - М., 1940; Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.
  7. .  Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

 

 


Информация о работе Ученые-дефектологи