Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:11, реферат
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Учитель как субъект педагогической деятельности
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Позиция педагога
- это система тех
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Социальная позиция
педагога вырастает из той системы
взглядов, убеждений и ценностных
ориентаций, которые были сформированы
еще в общеобразовательной
Социальная позиция
педагога во многом определяет и его
профессиональную позицию. Однако здесь
нет какой бы то ни было прямой зависимости,
поскольку воспитание всегда строится
на основе личностного взаимодействия.
Именно поэтому педагог, четко осознавая,
что он делает, далеко не всегда может
дать развернутый ответ, почему он поступает
так, а не иначе, нередко вопреки
здравому смыслу и логике. Никакой
анализ не поможет выявить, какие
источники активности возобладали
при выборе педагогом той или
иной позиции в сложившейся
Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:
информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
советчика, если использует осторожное уговаривание;
просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;
вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.
Совокупность
профессионально обусловленных
требований к учителю определяется
как профессиональная готовность к
педагогической деятельности. В ее
составе правомерно выделить, с одной
стороны, психологическую, психофизиологическую
и физическую готовность, а с другой
- научно-теоретическую и
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
К настоящему времени
накоплен богатый опыт построения профессиограммы
учителя, который позволяет
А. И. Щербаков к
числу важнейших педагогических
способностей относит дидактические,
конструктивные, перцептивные, экспрессивные,
коммуникативные и
Учитель - не только
профессия, суть которой транслировать
знания, а высокая миссия сотворения
личности, утверждения человека в
человеке. В этой связи цель педагогического
образования может быть представлена
как непрерывное общее и
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
любовь к детям,
потребность и способность
подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
высокий профессионализм,
инновационный стиль научно-
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.
В профессиограмме
учителя ведущее место занимает
направленность его личности. Рассмотрим
в этой связи свойства личности учителя-воспитателя,
характеризующие его социально-
К. Д. Ушинский писал: "Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы" [1].
1 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1988. - Т. 3. - С. 168-169.
В деятельности
учителя идейная убежденность определяет
все другие свойства и характеристики
личности, выражающие его социально-нравственную
направленность, в частности социальные
потребности, моральные и ценностные
ориентации, чувство общественного
долга и гражданской
В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.
Наличие или
отсутствие призвания может выявиться
только при включении будущего учителя
в учебную или реальную профессионально
ориентированную деятельность, ибо
профессиональная предназначенность
человека не обусловлена прямо и
однозначно своеобразием его природных
особенностей. Между тем субъективное
переживание призвания к
Таким образом,
педагогическое призвание формируется
в процессе накопления будущим учителем
теоретического и практического
педагогического опыта и
Основу педагогического
призвания составляет любовь к детям.
Это основополагающее качество является
предпосылкой самосовершенствования,
целенаправленного саморазвития многих
профессионально значимых качеств,
характеризующих
Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.
Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования - жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.
Взаимоотношения
учителя с коллегами, родителями
и детьми, основанные на осознании
профессионального долга и
Педагогический
такт во многом зависит от личных качеств
педагога, его кругозора, культуры,
воли, гражданской позиции и
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка" [1]1 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.
Качества личности,
характеризующие
Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.
Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.
Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния" [1]. Эту мысль развивал и В. А. Сухомлин-ский. Он считал, что "мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда" [2].
Информация о работе Учитель как субъект педагогической деятельности