Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.
Глава 1. Теоретические вопросы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры.
Общие понятия процесса социализации…………………….
Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования гендерной идентичности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………
Игра как средство гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………
Глава 2. Изучение особенностей гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2.1 База, организация и методы исследования гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста……………………………………….
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………………
2.3 Разработка программы гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством игры…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………..
Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная оценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом «За доброту и богатырскую силу», « За помощь прекрасному полу», « За благородный поступок».
Таким образом, половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.
1.3 Игра
как средство гендерной
Каждый ребенок вне зависимости от условий времени ощущает потребность в играх и должен иметь гарантированные возможности для игр. Международная конвенция прав ребенка закрепляет право детей на игры. Игры обуславливают физическое, эмоциональное, духовное развитие детей, способствуют интеллектуальному процессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения.
Что касается подходов к природе игры, то они самые разнообразные и подчас противоречивые. Еще древние философы утверждали, что человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Философско-культурологические и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром заложили выдающиеся мыслители Платон, Аристотель, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, Я.А. Коменский. Философские трактовки проявления и значения игры в своих трудах представили Г. Гегель, Г.Вд Плеханов, П. Лавров, Й. Хейзинга, К.Г. Юсупов, М.С. Каган и другие.
Некоторые философские аспекты сущности игры изложены в работах Г.П.Щедровицкого, И. Бестужева - Лады, И.С. Кон. Так, Г.П.Щедровицкий полагал, что "игра - особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей: в этом плане она есть особое педагогическое творение".
Наиболее глубоко к настоящему времени рассмотрены психологические аспекты игры в трудах П.П.Блонского, Д.Б. Эльконина. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Д.Б. Эльконин трактовал ее как деятельность, возникшую на определенном этапе онтогенеза, как одну из ведущих-форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Отечественный педагог С.А. Шмаков считает, что "лишение ребенка игровой деятельности - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира".
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения[6].
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа».
Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие[14].
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Кроме того, объяснив
родителям необходимость
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.[3].
Когда в игре
будет, достигнут уровень развития,
который характеризуется
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким[8].
Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе[8].
Выводы по первой главе.
Проблема гендерной
социализации является одной из наиболее
актуальных в общем контексте
основных направлений воспитательно-
Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его гендерная воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.
В играх реализуются желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Семья играет важнейшую роль в общении детей в детском саду, ребенок является зеркальным отражением домашнего быта.
Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по гендерному воспитанию уже в младшем дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка.
Глава 2. Изучение особенностей гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2.1
База, организация и методы
Практический материал второй главы был собран на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11» города Зимы.
детский сад это маленькая страна с многочисленными жителями – озорными мальчишками, милыми девчушками, творческими педагогами и заботливым обслуживающим персоналом. Детское учреждение
№ 11 «Орлёнок», находится в центре жилого массива посёлка «Строитель». Основано в 1966 году, 12 декабря 1984 года был построен и сдан в эксплуатацию новый двухэтажный блок, в котором сейчас находится, а старый реставрирован и отдан под начальную школу. Дошкольное учреждение МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11» осуществляет свою образовательную деятельность на основании Лицензии и Свидетельства об аккредитации удостоверяющим государственный статус детский сад второй категории. Дошкольное учреждение рассчитано на 96 детей в возрасте от 1.6 года до 7 лет. Режим работы ДОУ устанавливается исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования: пятидневная рабочая неделя с 12-ти часовым пребыванием детей и графиком работы с 7.00-19.00
В дошкольном учреждении функционирует 5 групп, из них 1 группа для детей раннего возраста, 2 группы комбинированной направленности для детей с нарушением речи. Списочный состав 142 ребенка, проектная мощность в соответствии нормами СанПина – 97 детей, что превышает нормативное наполнение на 46%, среднегодовая посещаемость 110 человек, и превышает нормативное наполнение в соответствии СанПина на 13%
Основные
особенности воспитательно-
Имидж дошкольного образовательного учреждения во многом зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определённый период времени. Так, на сегодняшний день особую ценность представляет образование, способствующее формированию целостной социальной личности, готовой жить и работать в современном обществе.
Наше дошкольное учреждение на протяжении двух лет особое внимание уделяет художественно – эстетической направленности. Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно – эстетического воспитания детей и в развитии их творчества мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно творческих деятельностей. Работа по интеграции проводится в соответствии с «Программой воспитание и обучение в детском саду» по редакцией М.А.Васильевой В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой в которой уделяется большое внимание взаимосвязи всех разделов воспитательно -образовательной работы с детьми и направленности педагогов на творческое отношение в своей работе и на решение программных задач. Интеграция разнообразного содержания на занятиях и в других формах образовательной работы способствует углублению и обогащению восприятия, представлении. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения. Так же она способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможности интеграции в развитии детей. Разрабатывая проблему интеграции педагогического процесса в дошкольном учреждении мы опирались на исследование зарубежных и отечественных психологов в области психического развития ребёнка, роли деятельности в этом, общение как средство культурного и социального становления личности формирование способностей и детской одарённости.
Большое внимание
уделяется адаптации детей