Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.
Глава 1. Теоретические вопросы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры.
Общие понятия процесса социализации…………………….
Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования гендерной идентичности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………
Игра как средство гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………
Глава 2. Изучение особенностей гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2.1 База, организация и методы исследования гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста……………………………………….
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………………
2.3 Разработка программы гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством игры…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………..
Ежегодно в ДОУ проводится заседание круглого стола, на котором педагоги знакомят родителей с режимом дня, советуют начинать знакомство малыша с детским садом в летний период , когда деятельность детей переносится на участок. Объясняют родителям, что в целях сохранения психофизического здоровья ребенка необходимо приучать малышей постепенно, оставляя его в группе на несколько часов в день. Родителям раздаются памятки.
Для коррекционной
работы с детьми, имеющими отклонения
в речевом развитии, используется
программа дошкольных
Педагогическим
коллективом в работе с детьми,
используется один из видов
инновационной деятельности, - метод
проектов. Педагоги ведут
внедрение технологий совместного проектирования взрослых и детей как одной из форм поисковой деятельности»
сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольника
воспитание у них потребности в здоровом образе жизни
тесное взаимодействие педагогов с детьми и родителей в создании единого пространства развития ребенка, в подготовке его к школе. Проектный метод дает ребенку широкие возможности для исследования и познания окружающего мира. Разработаны и реализованы проекты:
« Белая берёзка» 2010г. «Мастирилка» ; «Дизайн и дети»,; « Маленькие Россияне»;
« Здоровый
ребенок» « Курочка ряба »
« Что было до?», « Волшебница
вода» «Волшебный квадрат», «Юный
астролог», «Неизведанное
Результаты
проектов позволяют раскрыть
творческие способности
Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста, осуществлялась во второй младшей группе № 3 Экспериментальная группа состояла из 29 детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Цель: выявить особенности и условия гендерной социализации девочек и мальчиков 3-4 лет в игре.
Задачи:
• выявить представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины;
• исследовать
своеобразие интересов и
• изучить отношение родителей к игре как методу гендерного воспитания.
Диагностические методики: изучение уровня гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с использованием следующих методик Щетининой А.М.[23]: собеседование « Кто я?», тестовые задания «Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи?», анкетирование родителей « Моё отношение к гендерному воспитанию» (Приложение1).
Итогом проведения
проделанной диагностической
Описание методик:
Собеседование «Кто я?»
Цель — выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Беседа включает вопросы:
1. Как тебя зовут?
2. Ты мальчик или девочка?
3. Мальчик и девочка — одинаковые или разные?
4. В какие игры играют мальчики, в какие — девочки?
5. С кем интереснее играть — с мальчиками или девочками?
6. Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?
7. Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тетей или дядей)?
8. Кто в твоей семье самый сильный?
9. Кто в твоей семье самый красивый?
10.Что в семье делают папа и мама?
Ключ: За каждый верный ответ ребенок получает 1 балл. Высокий уровень - 10 баллов, средний уровень – от 9 до 5 баллов, низкий уровень – меньше 5 баллов.
Тестовое задание «Выбор игрушки»
Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.
Суть эксперимента заключается в том, что мальчикам и девочкам предлагаются различные игрушки (машинки, куклы, посуда, кубики, солдатики, скакалки и пр.). Ребенок должен сначала назвать игрушки, потом разложить их в две коробки: в одну — игрушки для мальчиков, в другую — игрушки для девочек. Свои действия ребенок сопровождает пояснениями.
Ключ. Высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.
Тестовое задание «Назови, чьи вещи»
Цель: определение представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины), мужские (женские) и специфики их использования.
Суть методики: ребенку предлагаются вещи, которые он характеризует как мужские или женские (мамины или папины) и объясняет, почему так считает. Ребенку задают вопрос: «Назови, чьи вещи?». Материалом для эксперимента служат: бритва, галстук, гвоздь, отвертка, молоток, лак для ногтей, бигуди, помада, духи и т.д.
Ключ. Высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.
Метод наблюдения: «Гендерная воспитанность».
Цель: выявить реальные действия в игре, на прогулке, в раздевальной и определить их мужские и женские признаки и качества личности
Показатели гендерной воспитанности детей младшего дошкольного возраста
Высокий уровень:
Низкий уровень:
В наши дни родительская
семья по-прежнему остается важнейшим
институтом социализации дошкольников,
ей принадлежит ведущая роль в
личностном развитии детей дошкольного
возраста. Сказывается, как развитие
системы общественного
Для выявления знаний родителей о гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста, нами было проведено анкетирование среди родителей воспитанников группы.
2.2 Количественный и качественный анализ результатов исследования
Рис. 1
Показатели |
Количественный показатель |
% показатель |
Собеседование |
(15) средний уровень (14) низкий уровень (-) высокий уровень |
52% 48% 0% |
Тестовое задание «Выбор игрушки» |
(18)средний уровень (11)низкий уровень (-)высокий уровень |
62% 38% % |
Тестовое задание «Назови, чьи вещи?» |
(6)средний уровень (23)низкий уровень (-)высокий уровень |
21% 79% 0% |
Качественный анализ метода собеседования «Кто я?»
Результаты исследования по данной методике показали, что у детей данного возраста возникали небольшие трудности в ответах и доминирует средний уровень гендерной идентичности. Но тем не менее, дети достаточно уверенно относят себя к мужскому или женскому полу. По данным исследования, объясняя свою половую принадлежность, дети трех лет преимущественно ссылаются на утверждения своих родителей: «папа так сказал». Ещё, для них важными признаками, определяющими гендерную принадлежность, являются особенности внешнего вида (прическа, одежда): «у девочек косички», «у мальчиков волосики короткие», «у девочек юбочки». Для девочек привлекательными атрибутами женского пола являются различные аксессуары для прически, а также красивая одежда.
Качественный анализ тестового задания «Выбор игрушки».
По данной методике также доминирует средний уровень представления детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению. Дети справлялись с заданием с небольшой помощью взрослых частично сопровождая действия пояснениями.
Качественный анализ тестового задания «Чьи вещи?»
Результаты
данного тестового задания
Уровень гендерной воспитанности детей младшего дошкольного возраста. (Наблюдения)
Анализ дневника наблюдений показал, что в данной группе преобладает средний уровень гендерной воспитанности детей, представления о своём половом образе не всегда адекванные, больше ориентированы на образ взрослых, близких людей (отец, мать, старший брат, сестра), дети имеют частичные представления о некоторых характеристиках мужского и женского пола (дяди и тёти), практически не выполняют правила гендерного поведения, почти не проявляют внимание и заботу к взрослым своего и противоположного пола, в игровых и реальных ситуациях отсутствует стабильность проявления мужских и женских способов поведения.
Анализ анкетирования родителей.
Проанализировав результаты анкетирования родителей, мы пришли к выводу, что роль семьи в формировании гендерной социализации детей младшего возраста сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности. Нами, в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание, гендерная социализация, и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления, как осуществлять гендерное воспитание младших дошкольников.
2.3
Разработка программы
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.