Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:57, дипломная работа
Сформулируем гипотезу нашего исследования: включенность младшего школьника в систему дополнительного образования стимулирует развитие познавательной активности, является средствам ее развития и средой оптимизирующей развитие такой активности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Обнаружить основные характеристики познавательной активности младшего школьника.
Выявить особенные присущие дополнительному образованию способы и формы стимулирования развития познавательной активности младшего школьника.
Изучить развитие познавательной активности младших школьников включенных в систему дополнительного образования и не включенных в систему дополнительного образования.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как педагогический феномен
§1. Сущность понятия «познавательная активность»…………………….7
§ 2. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника………………………14
Выводы по 1 главе………………………………………………………….18
Глава 2. Учреждение дополнительного образования как субъект современного образования
§ 1. О становлении и развитии системы
дополнительного образования…………………………………………….20
§ 2. Образовательная среда и дополнительное образование…………….25
§ 3. Функции дополнительного образования……………………………..40
Выводы по 2 главе………………………………………………………….57
Глава 3. Экспериментальное исследование
познавательных процессов младшего школьника
§ 1. Организация и методика исследования………………………………59
§ 2. Интерпретация результатов
экспериментального исследования………………………………………..64
Выводы по 3 главе………………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………………99
Литература………………………………………………………………...102
спортивная школы в плане содержания обучения предоставляют разные возможности для обучения и развития учащегося.
• средства для обучения и развития учащегося. В этом качестве образовательная Среда может выступать в качестве средства "в руках" педагога, когда он целенаправленно выстраивает образовательную среду, необходимую, по его мнению (и умению) для решения тех или иных педагогических задач. Но образовательная Среда может служить и собственным, субъективным средством развития учащегося Субъективным в том смысле, что учащийся сам выбирает или простраивает для себя образовательную среду, соответствующую его интересам. В качестве примера можно привести дополнительное образование, профориентационые действия учащегося, переход учащегося на индивидуальную или экстернатную формы обучения, выбор школы, где физику преподают лучше и т. п. Существенно, что в этом случае учащийся, целенаправленно выбирая и/или свою образовательную среду, по сути, превращает ее в средство индивидуального развития, т. е. он становится субъектом своего развития, а образовательная среда — объектом его выбора и использования в качестве недостающего ему средства развития своих способностей;
• предмета проектирования и моделирования, когда в соответствии с целями обучения и особенностями развития контингента учащегося теоретически проектируется и затем практически (с учетом конкретных условий) моделируется тот или иной вид и тип образовательной среды. Например, микросреда (в классе) развивающего типа,1
• объекта психолого-педагогической экспертизы, когда образовательная Среда оценивается по определенным критериям и с помощью соответствующих методов.1
§ 3. Функции дополнительного образования.
Принципиальное отличие дополни
Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования. На современном этапе развития образования проектирование образовательной среды в УДО невозможно без обращения к парадигме развивающего образования, что в свою очередь требует предварительного уточнения функций дополнительного образования.1
Социальная функция направлена на удовлетворение:
а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);
б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье),
в) детского спроса - удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;
г) экономического спроса - возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д. ) для взрослых и допрофессиональная подготовка для детей.
д) правоохранительною спроса - профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей. Психологическая функция:
а) развивающая - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации;
б) компенсаторная - психологическая компенсация неудач в семье, в школе,
в) релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;
г) консультационная - для педагогов, родителей и детей. Образовательная функция:
а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо - и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» учебные предметы, если по каким-либо причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам,
б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);
в) профессиональное самоопределение;
г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,
д) социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий,
Укажем на важнейшее различие школьного и дополнительного образования.
• Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам». Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность преподавателю не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обучении естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у учащихся.
• В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.
• В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО - со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.
• В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет личностное влияние педагога на учащихся
В итоге, мы приходим к выводу, что по самой образовательной специфике УДО, учебно-воспитательный процесс в нем должен строится в парадигме развивающего образования. При этом нетрудно заметить, что объектом развития в этом случае выступают:
• образовательные программы. Они становятся программами нового типа (психодидактического, рефлексивного), т.к., в отличие от традиционных программ дополнительного образования, их разработка и практическое воплощение требуют от педагога рефлексии (выявления для себя и осознания) дидактических и психологических целей и исходных оснований их построения;
• обучающиеся, т.е. раскрытие (проявление, пробуждение) творческой природы как исходной психологической основы для развития физических, познавательных, личностных и духовно-нравственных способностей;
• педагоги дополнительного образования, которые должны научиться вставать в рефлексивную позицию к тому: кого они обучают, чему они обучают, как обучают и зачем обучают,
• руководители "(управленцы), которые должны определять и создавать условия для практической реализации учебных программ нового типа;
• родители, в смысле изменения их социальных установок и отношений к функциям дополнительного образования и ценностным ориентациям в обучении их детей;
• образовательная среда (социальный, пространственно-предметный и психодидактический компоненты);
• социальная макросреда (район, окружающий социум);
• и само учреждение дополнительного образования (УДО) как объект саморазвития (и в этом смысле он становится субъектом своего развития и системы образования, частью которой он является)
Изменяя себя, таким образом, данное УДО изменяет образовательную и социо-культурную среду микрорайона, округа в целом. Тем самым УДО, наряду с другими экспериментальными площадками столичного образования, превращается в одного из субъектов развивающегося образования столицы. С этой точки зрения УДО представляется нами как субъект развивающегося образования.
Превращение УДО в субъекта развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает рефлексии (осознания) его состояния, целей и перспектив его развития по следующим позициям, базовым для любой образовательной концепции вопросы:
- кого учить (психологические особенности контингента учащихся УДО)
- зачем учить (стратегические и тактические учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом)?
- чему учить (содержание дополнительного образования);
- кому учить (определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога) Остановимся на этих вопросах подробнее.
Кого учить?
Ответ на этот вопрос требует
определения психологических
Мы исходим из того, что с психологической точки зрения в УДО:
- обучаются дети с разными видами способностей и с различным уровнем их развития;
- приходят дети по разным мотивам: а) у одних уже проявились интересы и склонности к каким-то видам внешкольной деятельности (художественной, спортивной, технической и т.п.), а у других, напротив, нет - они еще ищут, пробуют себя; б) одни дети пришли сами, других привели родители, третьи пришли из любопытства, «за компанию» и т.д.
- достаточно часто
обучение происходит в
- особо одаренных детей
мало, потому что они, в силу
своей явной одаренности, чаще
всего проходят обучение в
специализированных
- вместе с тем возможен больший, чем в школе, процент детей со скрытой одаренностью, в работе, с которыми важно создать условия для проявления их природных задатков и развития этих задатков в соответствующие склонности, интересы и способности.
Итак, в целом для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования. Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития способностей учащихся Напротив, они должны создавать условия и для развития детей, как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще «не нашли себя», не проявили своих интересов и способностей .
Учитывая разнообразие способностей учащихся УДО, мы исходим из того, что каждая из них является, а каждого учащегося проявлением творческой природы психики человека, и, соответственно, творческого потенциал. Речь идет не только об отдельных способностях (художественных, спортивных, технических), но и об интегральной личностной сфере ребенка, что обусловило нашу ориентацию на парадигму развивающего образования.1
Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются, по нашему мнению, три генеральных фактора: познавательная активность, личностная включенность, творческость. В этом мы опираемся на разработанную специалистами Психологического института РАО концепцию одаренности.1 Имеющийся в литературе коллективный психолого-педагогическии опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.