Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:57, дипломная работа
Сформулируем гипотезу нашего исследования: включенность младшего школьника в систему дополнительного образования стимулирует развитие познавательной активности, является средствам ее развития и средой оптимизирующей развитие такой активности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Обнаружить основные характеристики познавательной активности младшего школьника.
Выявить особенные присущие дополнительному образованию способы и формы стимулирования развития познавательной активности младшего школьника.
Изучить развитие познавательной активности младших школьников включенных в систему дополнительного образования и не включенных в систему дополнительного образования.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как педагогический феномен
§1. Сущность понятия «познавательная активность»…………………….7
§ 2. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника………………………14
Выводы по 1 главе………………………………………………………….18
Глава 2. Учреждение дополнительного образования как субъект современного образования
§ 1. О становлении и развитии системы
дополнительного образования…………………………………………….20
§ 2. Образовательная среда и дополнительное образование…………….25
§ 3. Функции дополнительного образования……………………………..40
Выводы по 2 главе………………………………………………………….57
Глава 3. Экспериментальное исследование
познавательных процессов младшего школьника
§ 1. Организация и методика исследования………………………………59
§ 2. Интерпретация результатов
экспериментального исследования………………………………………..64
Выводы по 3 главе………………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………………99
Литература………………………………………………………………...102
Из таблицы 6 видно, что из 27 человек контрольной группы 2 детей
имеет высокий уровень развития такого свойства памяти, 6 человек средний уровень и 19 человек низкий уровень.
Следовательно, у испытуемых такое свойство памяти, как кратковременная память, развита недостаточно хорошо.
Анализ результатов методики для определения уровня развития мышления, диагностирующей уровень развития мышления у младших школьников экспериментальной группы и контрольной, представлены в таблицах 7 и 8.
Уровень развития мышления у детей экспериментальной группы.
Таблица 7.
Имя |
Число решенных задач |
Уровень развития |
Вероника Е. |
20 |
Высокий |
Алиса Т. |
20 |
Высокий |
Платон К. |
6 |
Низкий |
Антон Е. |
11 |
Средний |
Френк К. |
5 |
Низкий |
Вика Р. |
10 |
Средний |
Марина К. |
8 |
Средний |
Аня С. |
13 |
Средний |
Павел А. |
22 |
Высокий |
Дарья П. |
4 |
Низкий |
Катя К. |
8 |
Средний |
Саша П. |
21 |
Высокий |
Дима К. |
9 |
Средний |
Настя Ж. |
5 |
Низкий |
Валя Ш. |
9 |
Средний |
Женя К. |
2 |
Низкий |
Алеша Б. |
12 |
Средний |
Роман С. |
22 |
Высокий |
Максим А. |
15 |
Средний |
Максим Х. |
4 |
Низкий |
Виталий А. |
19 |
Высокий |
Даша П. |
3 |
Низкий |
Ксюша О. |
12 |
Средний |
Ксюша Я. |
10 |
Средний |
Саша Г. |
18 |
Высокий |
Рома Г. |
14 |
Средний |
Юля Т. |
18 |
Высокий |
Из таблицы видно, что из 27 испытуемых 8 детей имеют высокий уровень развития мышления, 12 детей имеют средний уровень развития мышления и 7 человек низкий уровень развития мышления.
Уровень развития мышления у детей контрольной группы.
Таблица 8.
Имя |
Число решенных задач |
Уровень развития |
Денис А. |
21 |
Высокий |
Алена А. |
4 |
Низкий |
Мелис А. |
9 |
Средний |
Сергей Б. |
3 |
Низкий |
Ульяна Б. |
3 |
Низкий |
Сергей Б. |
1 |
Низкий |
Денис В. |
21 |
Высокий |
Юля В. |
21 |
Высокий |
Ольга Г. |
2 |
Низкий |
Аня Д. |
7 |
Низкий |
Мария Е. |
10 |
Средний |
Коля Е. |
8 |
Средний |
Алексей М. |
13 |
Средний |
Максим П. |
5 |
Низкий |
Артем П. |
19 |
Высокий |
Ольга П. |
4 |
Низкий |
Алексей П. |
6 |
Низкий |
Лиза С. |
2 |
Низкий |
Валя С. |
3 |
Низкий |
Миша Т. |
22 |
Высокий |
Раиль Т |
2 |
Низкий |
Мария Т. |
5 |
Низкий |
Павел Т. |
7 |
Низкий |
Руслан Ш. |
3 |
Низкий |
Сенада Я. |
6 |
Низкий |
Сергей Я. |
19 |
Высокий |
Иван С. |
22 |
Высокий |
Из таблицы видно, что из 27 испытуемых 7 детей имеют высокий уровень развития мышления, 4 ребенка имеют средний уровень развития мышления и 16 человек - низкий уровень развития мышления. Такие данные свидетельствуют о слабом развитии мышления.
Вывод: анализ результатов 1 этапа дает возможность говорить, о необходимости целенаправленного развития таких познавательных процессов как внимание, память, и мышление у всех учащихся экспериментальной группы.
Анализ литературы убеждает, что можно развивать такие познавательные процессы как внимание, память, мышление, осуществляя их в процесс учебной деятельности. Поэтому мы перешли к проведению формирующего эксперимента.
Во время всего
Учащиеся понимали цель данных заданий и выполняли их с удовольствием, с интересом, соблюдая все требования. Помимо этого учащимся предлагалось дома составить самостоятельно упражнения аналогичные тем, которые выполнялись на занятиях и провести их с друзьями.
Выше названная программа была составлена на основе изучения работ таких авторов, как Рогов Е.И., Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. и др.
В программу были включены следующие упражнения и игры:
Занятие I.
Упражнение 1.
В этом задании могут быть использованы картинки с изображением нелепиц. Ребенок должен увидеть как можно большее количество ситуаций, заметить большое число незначительных деталей, рассказать, почему это оказалось смешным и как бывает на самом деле.
/Упражнение развивает
Упражнение 2.
Вслух читается небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.
/Упражнение направлено на
Упражнение 3.
“Пиктограммы”.
Применяется для развития опосредованной произвольной памяти. Испытуемому предлагается запомнить 12 слов и для лучшего запоминания графически изобразить их, но рисовать можно только картинки, не буквы. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты.
ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК, ВКУСНЫЙ УЖИН, СТРОГАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА, ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА, ТЕПЛЫЙ СВИТЕР, БОЛЕЗНЬ, ОБМАН, РАССТАВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, СЛЕПОЙ МАЛЬЧИК, СТРАХ, ВЕСЕЛАЯ КОМПАНИЯ. Через 20-30 минут листок с изображениями предъявляют испытуемому и просят воспроизвести все слова.
Предварительно ребенка
Упражнение 4.
“Продолжи узор”.
Состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси, если упражнение вызывает затруднения на первом этапе, то можно использовать зеркало. После того, как подобные задания не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых изображений.
/Направлено на развитие наглядно-образного мышления./
Упражнение 5.
“Путаница”.
Кто на дереве сидит? Кит
В океане кто плывет? Кот
В огороде что растет? Рак
Под водою кто живет? Мак
Перепутались слова
Я командую раз-два
И приказываю вам
Всех расставить по местам
Вопросы к ребенку: Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?
Можно немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
/Обучение звуковому облику слова./
Занятие II.
Упражнение 1.
Игра «Маленький жук».
Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может ползти вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать и водить пальцем по полю нельзя. Внимание, начали.
Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.
Если ребенку трудно, можно изготовить жука и передвигать его по полю. Главное - научить ребенка мысленно ориентироваться в клеточном поле. /Навыки ориентирования в пространстве, отработка понятий право, лево, верх, низ, увеличение объема внимания./
Упражнение 2.
Без ошибок перепиши следующие строчки:
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА
ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА
ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
3. РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА
ЕММАСЕДАТОНОВ
ДАРРИСВАТЕНОРРА
/Упражнение на развитие
Упражнение 3.
«Свяжи слова».
Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Педагог зачитывает пару слов, а ребенок запоминает второе слово пары, стараясь установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары. (интерв. 5 секунд)
После прочтения всех пар, через 10 минут, педагог зачитывает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.
СЛИВА-ЛАМПА
СИНИЦА-СЕСТРА
ЛЕЙКА-ТРАМВАЙ
МУХОМОР-ДИВАН
БОТИНКИ-САМОВАР
ГРАФИН-БРАТ
ЖУК-КРЕСЛО
ГРЕБЕНЬ-ЗЕМЛЯ
КОМПАС-КЛЕЙ
КИТ-СИГАРЕТА
СПИЧКИ-ОВЦА
ТЕРКА-МОРЕ
ШЛЯПА-ПЧЕЛА
РЫБА-ПОЖАР
/Упражнение на развитие
Упражнение 4.
«Найди общее слово».
Каким общим словом можно назвать следующие слова?
Или более сложный вариант: