Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:32, контрольная работа
Активный процесс информатизации ставит перед педагогической наукой задачу разработки таких технологий обучения, которые бы обеспечили развитие у школьников способностей, позволяющих активно овладевать этими знаниями. Эффективность обучения зависит от уровня развития индивидуальных особенностей учащихся, от обучаемости, т. е. способности к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющейся в степени лёгкости и быстроты, с которой приобретаются знания и осуществляется овладение приёмами. Цель контрольной работы – изучить методические основы процесса развития логического мышления учащихся в системе «Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева.
Введение 3
Развитие логического мышления учащихся в системе «Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева 4
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Содержание:
Активный процесс информатизаци
В работе рассматривается технология укрупнения дидактических единиц (далее УДЕ), применение которой способствует формированию навыков самостоятельной работы, развитию познавательного интереса, способности к усвоению знаний, способов учебной деятельности и дает возможность увеличить объём изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика. Автором технологии является профессор Эрдниев Пюрвя Мучкаевич, родился 15 октября 1921 года в селе Ики-Бухус Мало-Дерб. района Калмыкии. В 1998 году удостоен премии Президента Российской Федерации за разработку "Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц (УДЕ)". Технология УДЕ является самобытным, конкурентоспособным открытием, являющимся приложением закономерностей условного рефлекса (И.П. Павлова) и обратной связи (П. К. Анохин) к практике массовой школы.
Укрупненная дидактическая
единица (УДЕ) - это локальная система
понятий, объединенных на основе их смысловых
логических связей и образующих целостно
усваиваемую единицу информации
Цель контрольной работы
– изучить методические основы процесса
развития логического мышления учащихся
в системе «Укрупнение
Развитие логического мышления учащихся в системе «Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева
Усвоение школьных знаний и формирование учебных навыков зависит от уровня умственного развития учащихся, в частности, от самостоятельности мышления. Технология укрупнения дидактических единиц – один из кратчайших путей формирования самостоятельности мышления. Цель технологии УДЕ: создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора. [5]
Смысл концепции укрупнения дидактических единиц (УДЕ) состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупнённая дидактическая единица определяется не объёмом одновременно выдаваемой информации, а именно наличием связей – взаимообратными операциями, комплексами обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач. Чистая экономия времени равна 20-30%. Можно использовать эту экономию для сжатия учебного процесса, а можно использовать дополнительное время для углубления знаний, т.е. для развития учащихся. Технология УДЕ обширно применяется в педагогической практике от начальной до высшей школы по всем предметам, причем при исследовании каждого учебного предмета выстраивается своя разработка.
Принципы технологии УДЕ базируются на соответствующих им закономерностях и реализуются через систему правил:
Принцип перехода педагогического управления в самоуправление учащихся в учебной деятельности опирается на следующую закономерность: в развитии творческих способностей учащихся достигается тем большая эффективность, чем больше используются возможности и средства самоуправления учащихся.
Правила реализации этого принципа:
Принцип обращения структуры упражнений базируется на закономерности, установленной физиологами: в основе всей психической деятельности находятся циклические, кольцевые процессы, поток информации проходит по замкнутым путям. Принцип обращения структуры упражнений реализуется через следующие правила:
Принцип системности знаний базируется на следующей закономерности: знания учащихся приобретают системные качества, а не становятся неорганизованным набором сведений, если освоение знаний осуществляется укрупненными порциями, и элементы знания образуют укрупненную единицу усвоения лишь благодаря многообразным связям между этими элементами.
Принцип системности знаний реализуется через следующие правила:
Сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстрее восстанавливаются в системе.
Принцип генерализации информации в процессе учебно-творческой деятельности в целях саморазвития творческих способностей личности. Поскольку информация – поток информации научных знаний – в мире с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии, то в любом виде учебно-творческой деятельности, в том числе и творческой, возникает потребность ее уплотнения – генерализации.
Правила реализации принципа:
Базу технологии УДЕ составляет так называемое многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей, к примеру:
а) решение обыкновенной “готовой” задачки;
б) составление обратной задачки и её решение;
в) составление аналогичной
г) составление задачки по неким элементам, общим с исходной задачей;
д) решение либо составление задачки, обобщенной по тем либо другим характеристикам исходной задачки.
Очевидно, вначале в укрупненное упражнение могут войти только некие из указанных вариаций. Основное же заключается в том, чтоб все составные части по способности были выполнены в указанной последовательности на одном занятии. Упор на необходимость пространственного и временного совмещения частей укрупненного знания имеет психологическую причину: согласно современным научным данным всякая информация, воспринятая человеком, циркулирует в так называемой оперативной памяти в течение 15-20 мин, после чего “уходит” на хранение в долговременную память. Фаза оперативной памяти, более оптимальна для всевозможных перекодировок информации, для преобразования знаний. Поэтому так важны технологические детали, чтоб ровная и обратная задачки записывались и решались в двух параллельных колонках, чтоб подтверждения взаимообратных задач, теорем проводились на одном уроке, чтоб вычленение признаков тут же сопровождалось их сличением, чтоб словесное мышление смешивалось с символическим и т.д.
Авторы предлагают в 1 классе все многообразие простых задач на сложение и вычитание представить в виде трех циклов (триад), по три задачи в каждом цикле. Основу системы составляет первый цикл – задачи на нахождение суммы и неизвестных слагаемых. Второй цикл представляют задачи на нахождение остатка (разности), уменьшаемого и вычитаемого; третий цикл – задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и разностное сравнение величин.
Эти три цикла задач (всего 9 типов) являются задачной основой изучения действий (операций) в 1 классе. Их выгодно и логически необходимо изучать совместно.
Знакомство с ключом (алгоритмом) составления прямых и обратных задач.
Готовая таблица даётся на обзор учащихся в процессе разбора и решения прямой задачи и составления обратной.
Например: прямая задача.
«На тарелке лежало 5 яблок и 3 груши. Сколько всего фруктов лежало на тарелке?»
Учитель. Что считаем в задаче?
Дети. Яблоки и груши.
Уч. Сколько было яблок, груш?
Д. Яблок 5 штук. Груш 3 штуки.
Уч. Что найти нужно в задаче?
Д. Сколько всего фруктов лежало на тарелке?
Уч. Назовите ключевое слово.
Д. Всего.
Уч. Какое действие оно обозначает?
Д. Сложение.
Уч. Как обозначить это слово в условии?
Д. Фигурная скобка и знак «+» внутри скобки.
Уч. Где поставим вопрос и квадратик?
Д. За скобкой.
Уч. Все числа, стоящие внутри скобки, складываются.
Как решить эту задачу? Как найти количество фруктов?
Д. 5+3= 8 (ш)
Уч. Заполните пустой квадратик в условии задачи.
Всего 8 штук. Запишите ответ: 8 фруктов.
Итог: сказать условие, вопрос, решение, ответ задачи.
Задание: составить обратную задачу.
Уч. Что это такое? Как это сделать?
На обзор детей представляется таблица:
Уч. Первый пункт «Слова в условии одинаковы», значит, обратная задача будет о чём?
Д. О яблоках и грушах.
Уч. Второй пункт «Вопросы меняются местами».
А сколько мест может иметь вопрос?
Столько, сколько числовых данных в задаче, т. е. 3 места.
Уч. Давайте вопрос и квадратик, в котором запишем найденное число, поставим там, где было количество яблок.
Третий пункт «Числа в условии одинаковы».
Значит, груш сколько будет?
Д. 8 штук.
Уч. Поэтому за фигурной скобкой ставим не вопрос с квадратиком, а число 8.
Яблок -?
Груш -3 ш 8 ш
Уч. Можете ли вы сказать сразу, сколько было яблок на тарелке?
Д. Да, 5 яблок.
Уч. Как вы догадались?
Д. Числа в условии одинаковы, поэтому яблок будет 5 штук.
Уч. Все числа внутри скобки складываются. Какие два числа надо сложить?
Д. Квадратик или неизвестное число с числом 3.
Уч. Чему равна эта сумма?
Д. Восьми. +3=8
Уч. Как найти неизвестное слагаемое?
Д. Надо от 8 отнять 3.
8-3=5(ш)
Уч. Сказать ответ задачи.
Д. 5 штук яблок.
Подобным образом составляется обратная задача, когда вопрос ставится на количестве груш.
В результате работы по составлению двух обратных задач делается вывод.
После работы на доске, когда на глазах у детей рождаются две новые обратные задачи, имеет смысл показать таблицу первого цикла обратных задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого. Ещё раз отрабатывается выполнимость трёх условий обратных задач. Введение обратных задач не изолировано от введения ранее прямой, а есть как бы её продолжение.
Основной этап.
В основной этап работы над задачами входит:
1. Знакомство с таблицами обратных задач:
Нахождение суммы. |
Нахождение неизвестного слагаемого. |
Нахождение неизвестного Слагаемого. |
Яблок - 5ш ? Груш - 3ш 5+3=8(ш) |
Яблок - ? 8ш Груш - 3ш +3=8 8-3=5(ш) |
Яблок - 5ш 8ш Груш - ? 5+ =8 8-5=3(ш) |
Обратная задача с тем же сюжетом и набором чисел имеет свои положительные отличительные стороны:
1) учащиеся знакомятся не только с новой задачей, но и повторяют уже изученное, ту задачу, преобразованием которой получена данная задача;
2) учащиеся усваивают связи между задачами;
3) умозаключения здесь осваиваются в цикле, во взаимопереходах друг в друга.
Подобным образом происходит знакомство с таблицами обратных задач второго цикла: на нахождение разности, уменьшаемого, вычитаемого и третьего цикла: на уменьшение числа, на увеличение числа.
Нахождение разности. |
Нахождение уменьшаемого. |
Нахождение вычитаемого. |
Было -10 к. Съели(-) – 4 к. Осталось - ? 10-4=6 (к) |
Было - ? Съели(-) - 4 к. Осталось – 6 к. -4=6 6+4=10(к) |
Было – 10 к. ?Съели (-) -? Осталось – 6 к. 10- =6 10-6=4(к) |
Информация о работе Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева