Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:32, контрольная работа
Активный процесс информатизации ставит перед педагогической наукой задачу разработки таких технологий обучения, которые бы обеспечили развитие у школьников способностей, позволяющих активно овладевать этими знаниями. Эффективность обучения зависит от уровня развития индивидуальных особенностей учащихся, от обучаемости, т. е. способности к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющейся в степени лёгкости и быстроты, с которой приобретаются знания и осуществляется овладение приёмами. Цель контрольной работы – изучить методические основы процесса развития логического мышления учащихся в системе «Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева.
Введение 3
Развитие логического мышления учащихся в системе «Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева 4
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Уменьшение числа. |
Увеличение числа. |
Сравнение чисел. |
Яблок – 5 ш Груш - ? на 2 < 5-2=3(ш) |
Яблок -? на 2 > Груш – 3 ш 3+2=5(ш) |
Яблок-5ш на? > Груш -3ш на? < 5-3=2(ш) |
Использование пустого квадратика в записи условия – это перспективное опережающее изучение способов решения уравнений.
По технологии П.М. Эрдниева умножение двузначного числа на однозначное идет параллельно с делением. Например, при изучении умножения 23 × 4 рассуждение и запись предлагается в таком виде: «Чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно число 23 представить в виде суммы двух слагаемых 20 и 3. Оба числа умножаем на 4; 20 умножить на 4, получится 80, 3 умножить на 4 получится 12; к 80 прибавить 12 получится 92.
23 × 4 = 92 | ||
20 + 3 |
× 4 |
= 80 + = 12 |
92 : 4 = 23 | ||
80 + 12 |
: 4 |
= 20 + = 3 |
Проверим правильность решения. Умножение проверяем делением. Представим число 92 в виде суммы слагаемых, которые удобно разделить на 4 – это числа 80 и 12; каждое число разделим на 4; 80 разделить на 4, получится 20, 12 разделить на 4, получится 3; к 20 прибавить 3 получится 23, пример решен правильно».
Второй способ укрупнения дидактических единиц – метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов.
Например, составляю на доске пример 6 + × = 9 и спрашиваю, как его решить. «Пример можно решить путем проб», – отвечают дети. К шести прибавить один получится семь. Пробуем следующее число – 2. Затем пробуем число 3. К 6 прибавить 3 получится 9. Ученики составляют пример.
Во-первых, этот пример качественно новый по сравнению с обычными примерами, которые ученики решали ранее.
Если при решении примера вида 6 + 3 = 9 используется единичная связь: 6 да 3 равно 9, то решение обратного примера (6 + × = 9) основано на использовании множества связей: 6 + 1 = 7, 6 + 2 = 8, 6 + 3 = 9.
Во-вторых, ход мыслей при решении примера, записанного с помощью цифр и арифметических знаков, направлен от слагаемых к сумме, а при решении деформированного примера – от суммы к слагаемому.
В-третьих, решение первого примера осуществляется без проб, решение же второго примера осуществляется в форме поиска, основанного на многократном сравнении промежуточных результатов с искомыми (7 < 9, 8 < 9, 9 = 9) и соответственно на внесении поправок после каждой операции; например: 6+1=7, 7 < 9 – не хватает, надо прибавить не 1, а 2; 6 + 2 = 8, 8 < 9 – не хватает, прибавим 3; 6 + 3 = 9, что и должно быть.
Так, в процессе решения активизируется внимание учащихся, развивается их мышление, так как они совершают новые виды логических операций (сравнение, проба). [5]
Рождению технологии УДЕ предшествовал долгий путь учителя-практика Пюрвя Мучкаевича Эрдниева. Еще до войны П.М. Эрдниев работал в начальной школе.
Уже тогда он видел несовершенство образовательного процесса: знания в учебнике представлены разрозненно и хаотично, понятия и суждения часто никак не связаны между собой, что не позволяет ребенку увидеть целостную картину мира, понять его противоречивость. К тому же стремительно растет поток информации. Как уменьшить время, не уменьшая количества информации? Профессор Эрдниев, пришёл к выводу о том, что эту задачу можно решить, не упрощая заданий, а усложняя – их укрупняя дидактические единицы, – но при условии особой структуры учебного материала.
Технология УДЕ является
важнейшим открытием в
3. Эрдниев, П.М., Эрдниев, Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: кн. для учителя. / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. - М.: Просвещение, 1986. – 357 с.
4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах, том 1 / Г.К. Селевко. - М., «НИИ школьных технологий», 2006. – 254 с.
5. Малюкова, О.Г. Технология на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева / О.Г. Малюкова. – Изд-во «Начальная школа», 2007. – 265 с.
6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 292 с.
Информация о работе Укрупнение дидактических единиц» П.М. Эрдниева