Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:05, контрольная работа
Цель: сформировать знания и умения реализовать функции управленческой деятельности.
Контрольная работа
по
курсу:
«Управление
дошкольным образованием»
Выполнила:
студентка заочного отделения,
505 группы
Медведева
Ирина
Москва «2010»
Контрольная
работа
Цель:
сформировать знания
и умения реализовать
функции управленческой
деятельности.
Вариант №4
«Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога
метод остается мертвой схемой. Ибо с того момента,
как маленький человек сделал первый шаг по земле,
он начинает сравнивать себя с тем, кто ёго воспитывает,
предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы,
хочет видеть в нем свой идеал»*.
В.А.
Сухомлинский
Ответ №1
Дошкольное
учреждение имеет
управляемую и
управляющую системы.
Управляемая система
состоит из взаимосвязанных
между собой коллективов:
педагогического, медицинского
и обслуживающего.
Организационная структура
управления в дошкольном
учреждении представляет
собой совокупность
всех его органов с присущими
им функциями. Она может
быть представлена в
виде трех уровней.
На
первом уровне управления
находится заведующая
детским садом, которая
осуществляет руководство
и контроль за деятельностью
всех структур. Указания
и распоряжения заведующей
обязательны для
всех участников образовательного
процесса.
Общее руководство учреждением
осуществляет педагогический
совет, в состав которого
входят все педагоги.
Педагогический совет
решает вопросы своей
деятельности на заседаниях.
Педагогический совет
правомочен:
* принимать Устав, изменения
и дополнения, вносимые
в Устав;
* утверждать расписание
занятий;
* определять направление
воспитательно-образовательной
деятельности учреждения;
* утверждать годовой
план работы ГОУ;
* принимать программы
воспитания и обучения
в учреждении;
* рассматривать вопросы
повышения квалификации
и переподготовки кадров;
* рассматривать и утверждать
методические направления
работы с детьми в различных
группах, а так же все
другие вопросы содержания,
методов и форм воспитательно-образовательного
процесса;
На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, завхоз, старшая медсестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а так же структуры дошкольного учреждения.
Третий
уровень управления
осуществляют воспитатели, музыкальный
руководитель, воспитатель
по физической культуре.
На этом уровне объектом
управления являются
дети и их родители.
Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, - цели, задачи, средства, формы и методы, субъект, объект управления, принципы и функции, определяющие его деятельность.
Цели, определяющие деятельность субъектов управления, адекватны целям и задачам педагогического процесса: развитие личности ребенка, формирование у него потребности в познании мира и самого себя, поэтому основным условием в деятельности ДОУ является признание всеми членами коллектива уникальности личности ребенка.
Задача формирования личности ребенка - дошкольника наиболее успешно реализуется тогда, когда управленческие действия руководителя ДОУ сочетаются со стремлением педагогов оказать ребенку педагогическую поддержку в его развитии и становлении, совершенствовать методы работы, претворять в жизнь собственную управленческую концепцию образовательного учреждения.
Реализация такой концепции в значительной мере зависит от совокупности принципов управления.
"Под принципами управления понимаются основные положения, которыми руководствуется в своей деятельности субъект управления, осуществляющий ее в определенных социально-экономических условиях."
Анализ специальной литературы и опыт организации педагогического процесса в ДОУ позволил выделить следующие принципы управления:
- целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания.
Все эти принципы являются руководством к действию в развивающем и развивающемся ДОУ, находятся в основе обновления его деятельности. В модели выделяем функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность:
-информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую, планово-прогностическую, регулятивно - коррекционную, мотивационно- целевую.
Особенностью данных функций управления является их взаимосвязь:
информационно-аналитическая функция предполагает повышение эффективности управленческой деятельности в условиях демократизации на основе отбора информации, которая должна быть полной по своему объему и конкретной; в результате педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения формируются управленческие действия руководителя;
мотивационно-целевая функция предполагает стремление к достижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей);
планово-прогностическая функция обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования ДОУ;
организационно-
контрольно-диагностическая
функция предполагает сочетание
административного и
регулятивно- коррекционная функция предполагает внесение корректив в управление ДОУ с помощью оперативных линий.
Управление педагогическим процессом в ДОУ на научной основе актуализирует проблему методов управления, которые обеспечивают координацию деятельности педколлектива при достижении поставленных целей.
Анализ опыта работы в ДОУ позволяет выделить следующие методы управления:
- организационно- административные, психолого-педагогические, общественного воздействия:
организационно-
психолого- педагогические методы направляют коллектив ДОУ на творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляется проектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат, формируются положительные, социально значимые мотивы педагогической деятельности;
метод общественного
воздействия характеризуется
Задача руководителя
ДОУ - помочь каждому педагогу найти
в себе силы и нереализованные
возможности для повышения
Названные методы управления отличаются друг от друга, но "в комплексе представляют собой неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения поставленных целей и реализации функций управления" (А.Н. Орлов).
Вместе с тем анализ опыта практической работы показывает, что ведущей линией руководителя в управлении ДОУ является наличие у него собственной концепции, профессионального мышления, индивидуального стиля управленческой деятельности.
Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают существенное воздействие на режим и порядок работы ДОУ, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этом учреждении должно опираться на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива.
"Стиль руководства
также создает и воспроизводит
в коллективе особую атмосферу
и порождает свой этикет, определенный
тип поведения и
Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение таких мероприятий, в которых педагоги могут реализовать свое творчество, например, педагогические советы на тему: "Быть членом коллектива - это значит...", "Педагогика сотрудничества - как я ее понимаю", дискуссии "Моя педагогическая профессия" и т.д. Создание коллектива единомышленников - результат эффективного управления и одновременно залог эффективно организованного педагогического процесса.
Изменения, происходящие в системе образования, существующая Концепция дошкольного воспитания, привели к появлению новых характеристик педагогического процесса, являющихся производными от новых принципов, таких, как принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности (В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова).
Основные функции ДОУ на этом этапе - создание условий для подготовки детей к адаптации в обществе, самоопределению в нынешней и будущей жизни. Педагогические задачи мы видим в следующем:
развитие индивидуальности ребенка;
установление
взаимоотношений ребенка с
сохранение
самобытности детского коллектива при
взаимопроникновении и
помощь в самоорганизации личности.
Рис 1.
Ответ № 2
Общие подходы и требования к планированию работы учреждения.
Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.
Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.