Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание

Постиндустриальные страны переживают бурно развивающийся процесс глобализации (науки, рынка индустриальных и образовательных услуг, рынка специалистов). Нанореволюция означает резкое уменьшение потребности в неквалифицированных видах труда. В связи с междисциплинарным характером наноотраслей, угрозой массовой безработицы и необходимостью постоянно отслеживать быстро меняющиеся потребности общества в трудовых ресурсах - перед социумами возникает потребность в новой системе (лучше сказать индустрии) образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Дистанционное обучение: модели и формы…………………..5
Преимущества дистанционного обучения………………………...5
Технологии и методы, используемые в дистанционном обучении………………………………………………………………………..8
Типы и модели организационных структур…………………..…13
Глава 2. Дистанционное обучение: проблемы и их решения………...17
2.1. Дистанционное обучение в других странах…………………….…17
2.2. Недостатки дистанционного обучения……………………………20
2.3. Возможные пути решения проблем дистанционного обучения…23
Заключение…………………………………………………...…………24
Использованная литература………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа1.docx

— 46.21 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Ведущие тенденции современного развития мирового

 образовательного процесса

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Дистанционное обучение: модели и формы…………………..5

    1. Преимущества дистанционного обучения………………………...5
    2. Технологии и методы, используемые в дистанционном обучении………………………………………………………………………..8
    3. Типы и модели организационных структур…………………..…13

Глава 2. Дистанционное обучение: проблемы и их решения………...17

2.1. Дистанционное обучение  в других странах…………………….…17

2.2. Недостатки дистанционного  обучения……………………………20

2.3. Возможные пути решения  проблем дистанционного обучения…23

Заключение…………………………………………………...…………24

Использованная  литература………………………………………….25

 

 

Введение

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным  поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Познавательный интерес а как следствие активность учащихся, является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку он стимулирует развитие самостоятельности поисково-творческий подход к овладению содержанием образования побуждает к самообразованию Проблема, развития познавательной активности учащихся, требует поиска нового в теории и практике, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения направленных на реализацию принципа активности в учении.

XXI век ознаменовал появление новой реальности в производстве, информационном мире, науке, социальной сфере.

Постиндустриальные страны переживают бурно развивающийся  процесс глобализации (науки, рынка  индустриальных и образовательных  услуг, рынка специалистов). Нанореволюция означает резкое уменьшение потребности в неквалифицированных видах труда. В связи с междисциплинарным характером наноотраслей, угрозой массовой безработицы и необходимостью постоянно отслеживать быстро меняющиеся потребности общества в трудовых ресурсах - перед социумами возникает потребность в новой системе (лучше сказать индустрии) образования. Образование в XXI веке должно быть непрерывным и продолжаться в течение всего периода активной жизни человека. Образование должно быть общедоступным, не зависеть от местоположения обучающегося, реализовываться на его родном языке.

Новая парадигма образования  ставит на первое место не содержательную часть (content) знаний (эта часть быстро устаревает и нуждается в постоянном обновлении), а технологию получения знаний. Эта технология, реализуемая в постиндустриальных странах, получила название E–learning (Electronic learning). В вузовских кругах России для обозначения сходных понятий используются также термины (открытое образование, дистанционное, Интернет – образование и т.д.).

Ориентация на непрерывность  подразумевает концептуальную преемственность  начального, среднего и высшего образования (совместимость учебной литературы, программ, средств информатики и  коммуникаций). С её помощью можно  повысить эффективность профилизации учащихся и, что особенно важно, реализовать раннее выявление лиц с системным мышлением - постановщиков задач, «концептуалистов», лидеров, способных понимать нанотехнику как «большую» систему - сплав индустрии, науки, экономики, духовной организации социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Дистанционное обучение: модели и технологии

1.1. Преимущества дистанционного обучения

Термин "дистанционное  обучение" означает такую организацию  учебного процесса, при которой преподаватель  разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется  тем, учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя  в пространстве или во времени, в  то же время, студенты и преподаватели  имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью  средств телекоммуникации.  Дистанционное  обучение позволяет учиться жителям  регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или  получения качественного высшего  образования, нет университета нужного  профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

Системы дистанционного образования дают равные возможности школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Системы дистанционного образования соответствуют логике развития системы образования и общества в целом, где во главе всего ставятся потребности каждого отдельного человека.

Бесконкурсное поступление в высшее учебное заведение;

  • открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов в рамках ГОС Минобразования России;
  • свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;
  • свобода в выборе места обучения: студенты могут физически отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться;
  • от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь";
  • от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку;
  • свободное развитие индивидуальности является основополагающим фактором, тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.

Дистанционное образование - это учеба по индивидуальному  плану, и в этом главное его  отличие от заочного.

Каждый «дистанционный»  студент прикрепляется к преподавателю, задача которого - курировать ваше обучение, консультировать по сложным темам  и вопросам, проверять контрольные  работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. С ним вы и будете постоянно общаться - либо по телефону, либо через Internet, а то и через спутник.

Комплект учебных материалов «дистанционный» студент получает сразу при зачислении на занятия (как правило, сразу после оплаты обучения). Это не обычные учебники, к которым мы привыкли. Это и  тексты лекций, и задачники, и практикумы, и задания для самостоятельной  работы на разных носителях - традиционных бумажных, CD, аудио- и видеоносителях.

Важным отличием дистанционного образования от заочного является тот  факт, что вы сами выбираете последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр может  пройти курс, который в дневном  вузе изучают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года.

Только не думайте, что  дистанция огромного размера  позволяет учиться спустя рукава. Жесткая отчетность - на этом держится вся система дистанционного образования. За каждый пройденный раздел курса  вы будете отчитываться перед своим преподавателем (тесты, контрольные работы и т.п.). И пока не отчитаетесь, дальше не двинетесь. Кстати, "дистанционный" диплом западных вузов ничем не отличается от обычного (там пишется, что вы прослушали полный курс такого-то университета, но не указывается, на какой форме обучения).

К числу несомненных достоинств дистанционного образования относятся, конечно же, тот факт, что вы можете учиться тогда, когда вам это  удобно, в любое время суток. Интенсивность  и продолжительность занятий  вы тоже можете регулировать самостоятельно, и это тоже немаловажно. Дело в  том, что способности у всех разные, и на то, чтобы освоить один и  тот же материал, Альберту Эйнштейну и Ване Иванову может потребоваться разное количество времени. Посещая занятия в обычном вузе, мы невольно становимся заложниками учебного расписания, рассчитанного на «среднего» студента. Если вы чуть поумнее среднего, вы обречены играть в карты на лекциях, чтобы не умереть со скуки; если вы по причине, например, болезни пропустили занятие, у преподавателя не будет времени объяснить вам уже пройденную тему. Технологии дистанционного образования позволяют легко избежать подобных накладок. В любой момент вы можете по электронной почте или в режиме on-line связаться со своим преподавателем и задать ему любой вопрос, на любую тему, попросить объяснить любой материал.

Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием и проблему стоимости дистанционного обучения. В общем и целом, программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем традиционное образование. «Дистанционные» студенты не занимают классы, за аренду которых надо платить; «дистанционные» студенты не бьют стекла, не вырезают на партах математические формулы, не крадут мышки из  компьютерного класса, не портят нервы декану; «дистанционные» студенты больше времени занимаются самостоятельно, и учебное заведение экономит на зарплатах профессоров (а на Западе, кто не знает, профессор Университета получает приличные деньги, не то, что на бескрайних просторах постсоветской Родины). Короче говоря,  дистанционное образование по цене гораздо доступнее.

1.2. Технологии и методы, используемые в дистанционном обучении

Используемые сегодня  технологии дистанционного образования  можно разделить на три большие  категории:

  •    неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),
  •   средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),
  •   видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Средства оперативного доступа  к информации по компьютерным сетям  придали качественно новые возможности  дистанционному обучению. В Российской высшей школе они активно развиваются  в виде применения электронных учебников  и технологии обмена текстовой информацией  с помощью асинхронной электронной  почты.

Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов  связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали применяться в  практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием  развитой инфраструктуры связи, высокой  стоимостью каналов связи и используемого  оборудования.

Сейчас существуют всевозможные электронные накопители информации - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражирование учебных видеоматериалов, компьютер получил широкое распространение во всех странах.

Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.

Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.

 

Сравнительные характеристики информационных технологий

Технология

Характеристики

Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты)

  • Низкая коммуникационная интерактивность
  • Стоимость производства линейно зависит от   числа обучаемых.
  • Хорошо известны методики разработки учебных материалов.
  • Высокая долговечность.

Компьютерное обучение, асинхронная  электронная почта

  • Средняя степень интерактивности.
  • Наиболее развитая инфраструктура в России.
  • Низкая стоимость

Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени

  • Высокая степень интерактивности
  • Наиболее развитая в мире инфраструктура сети
  • Использование широко распространенных  платформ компьютеров
  • Низкая стоимость

Видеоконференции по цифровому  выделенному спутниковому каналу с  использованием видеокомпрессии

  • Высокая степень интерактивности
  • Хорошее качество передачи изображения,
  • Снижение более чем на два порядка требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом
  • Высокая стоимость

Видеоконференции по аналоговому  спутниковому каналу

  • Высокая степень интерактивности
  • Максимально возможное качество передачи изображенияс минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука
  • Высокая стоимость

Информация о работе Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса