Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание

Постиндустриальные страны переживают бурно развивающийся процесс глобализации (науки, рынка индустриальных и образовательных услуг, рынка специалистов). Нанореволюция означает резкое уменьшение потребности в неквалифицированных видах труда. В связи с междисциплинарным характером наноотраслей, угрозой массовой безработицы и необходимостью постоянно отслеживать быстро меняющиеся потребности общества в трудовых ресурсах - перед социумами возникает потребность в новой системе (лучше сказать индустрии) образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Дистанционное обучение: модели и формы…………………..5
Преимущества дистанционного обучения………………………...5
Технологии и методы, используемые в дистанционном обучении………………………………………………………………………..8
Типы и модели организационных структур…………………..…13
Глава 2. Дистанционное обучение: проблемы и их решения………...17
2.1. Дистанционное обучение в других странах…………………….…17
2.2. Недостатки дистанционного обучения……………………………20
2.3. Возможные пути решения проблем дистанционного обучения…23
Заключение…………………………………………………...…………24
Использованная литература………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа1.docx

— 46.21 Кб (Скачать документ)

2.2. Недостатки дистанционного образования

Убеждать в целесообразности организации дистанционной формы  образования в настоящее время  уже никого не надо. Однако до сих  пор не разработана и не принята  нормативно-правовая база дистанционного образования. Намечаются опасные тенденции  установления моды на данный термин и "подстраивание" под его понятие любых форм образования, кроме очной. Педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит. Главным становится коммерческая сторона дела. Именно поэтому настало время серьезно бить тревогу по поводу необходимости объединения усилий в разработке теоретических основ дистанционного образования для различных ступеней, т.е. его педагогических, психологических и эргономических основ.

До сих пор четко  не разграничены понятия: дистанционное  образование, дистанционное обучение, дистанционная деятельность. А они  не тождественны. Понятие образования - значительно шире и включает в  себя как процесс обучения, так  и широчайшие возможности самообразования. Набирает силу дистанционная педагогическая деятельность (организация дистанционных  семинаров, конференций, работа с аспирантами, олимпиады, викторины, пр.).

Одной из актуальнейшей проблем  высшей школы является психологическое  обоснование организации индивидуального  обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде. Эта проблема связана с целым рядом частных  психолого-педагогических задач. В  настоящее время практически  отсутствуют исследования, глубоко  и всесторонне раскрывающие психологические  условия организации дистанционного образования. Само понятие телекоммуникационной компьютерной образовательной среды  еще не получила должного рассмотрения с психологических позиций. Пока не разработаны психологические  модели и профессиограммы специалиста, которого нужно готовить в рамках этой системы. Неясно, каким специальностям можно обучать в телекоммуникационной образовательной среде, а каким – невозможно или возможно частично. Дидактические и методические вопросы дистанционного образования не имеют до настоящего момента должного психологического обоснования.  Сейчас очень актуальна проблема, поставленная А.С. Минзовым, об идентификации обучаемого при проведении контрольного тестирования.

2.2. Проблемы реализации дистанционного образования в России

Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов.

Это резко расширяет рынок  образовательных услуг и экономит средства вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в методы образования.  
Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:

  • возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;
  • невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;
  • экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов; отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов.

Разрешение сложившейся  проблемы возможно на основании внедрения  в сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и современного подхода  к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления такого подхода:

  • Информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;
  • Разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;

2.3. Возможные пути решения проблем дистанционного образования

Говоря о дистанционной  форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники  информации (включая сетевые): виртуальные  библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда главное при организации дистанционной формы обучения - создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Дистанционная форма - это и не синоним заочной формы обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от тех  преподавателей, кто ведет работу с учащимися в Интернет. Это  должны быть преподаватели с универсальной  подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными  технологиями, психологически готовые  к работе с учащимися в новой  учебно-познавательной сетевой среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав все достоинства  и недостатки дистанционного образования  можно прийти к выводу, что в  будущем очень большая часть  людей будут получать образование  дистанционно. Возможно, оно полностью  заменит заочную форму получения образования, так как дистанционное образование имеет ряд огромных преимуществ перед ним.

Из-за недостатка живого общения  и влияния личности преподавателя  на процесс обучения дистанционное образование уступает очной форме обучения. Поэтому мы считаем, что дистанционное образование идеально подходит для получения второго образования и повышения квалификации специалистов, но как основное (базовое) образование оно не может (пока) превосходить очное.

Огромное количество доводов  приведенных выше, показывают о необходимости  разрабатывать систему дистанционного образования в России и ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального общества.

 

 

Использованная  литература

1.    Белозерцев Е.П.  Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций. - СПб.: Издательство Р. Арсланова «Юридический центр Пресс», 2004.

2.     Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России: «Круглый стол» / Педагогика. - 2005.

3.     Концепция  модернизации российского образования  на период до 2010 года / Народное образование. - 2002.

4.     Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. - М.: Просвещение, 1987.

5.     Образование  в современной России. «Круглый стол» / Педагогика. - 2008.

6.     Преемственность  и новаторство в развитии основных  направлений отечественной педагогической  науки. Материалы XXV сессии Научного  Совета по проблемам истории  образования и педагогической науки / под ред. члена - корреспондента РАО, докт. пед наук, профессора М.В. Богуславского. канд. пед. наук, доцента Т.Б. Игнатьевой. - М.: Тверь: Золотая буква.- ИТИП РАО, 2007.

7.     Родчанин Е.Г. Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М.: Педагогика. - 1991.

8.     Хрестоматия  по истории советской школы и педагогики / под ред. чл. - корр. АПН СССР. д-ра пед наук. проф. А.Н. Алексеева и канд. пед. наук, доцента Н.П. Щербова. Сост. и авт. вводных очерков канд. пед. наук, доцент М.И Анисов. Учеб.пособие для студентов пед ин-тов. - М.: Просвещение, 1972.

9.     Хрестоматия  по истории педагогики: в 3 т. Т. 3: Новейшее время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

10. www.nanocenter.ru

11. www.ispu.ru

12. http://www.USEIC.ru


Информация о работе Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса