Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:23, контрольная работа
Константин Дмитриевич Ушинский (1854-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода - Северского, Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1884 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский
Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.
Константин Дмитриевич Ушинский (1854-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода - Северского, Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1884 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.
Однако уже
через два года блестяще
Ушинский
вынужден был после этого
В 1854 году
Ушинскому удалось получить
В 1859 году
был назначен инспектором
Ушинский редактировал в 1860-1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный
орган в научно – педагогический журнал.
1
Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку.
Ушинский
за свою короткую жизнь сделал
Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К.Д.Ушинского.
В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выбрать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение.
В своих
воззрениях на природу
Во второй
половине 60-х годов, когда с
наступлением реакции всякое
положительное упоминание о
Ушинский горячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитии России, но считал, что это развитие
2
должно совершаться не революционным, а мирным путем. По политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Он признавал право народа управлять государством.
В начале деятельности Ушинского религия в его мировоззрении занимала значительно большое место, нежели в последние годы его жизни. Сначала он считал христианскую (в частности, православную) религию основной морали и воспитания, рекомендовал ставить священников заведующими и учителями народной школы, считал школу «преддверием церкви».
В конце
жизни Ушинский, оставаясь по-прежнему
верующим человеком, уже четко
разграничивал науку и религию.
К.Д.Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитании.
Ушинский
подошел к разработке теории
педагогики как широко образова
Отвергая
умозрительное, кабинетное
Ушинский
совершенно правильно
3
узнать его тоже во всех отношениях», - заявил он.
Ушинский правильно
считал, что воспитание зависит
от исторического развития
Цели и средства нравственного воспитания.
К.Д.Ушинский считал, что человек
должен быть совершенным
Нравственное воспитание, по
мнению Ушинского, должно
Воспитание патриотизма,
Средствами нравственного
4
Деятельность и активность ребенка. Труд и его воспитательное значение.
К.Д.Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки.
Ушинский считал, что
необходимым условием
По словам Ушинского,
«воспитание, если оно желает
счастья человеку, должно воспитывать
его не для счастья, а приготов
Ушинский придавал
большое значение физическому
труду, считал очень полезным,
чтобы человек в своей
Указания Ушинского
на большое воспитательное
Дидактика К.Д.Ушинского.
Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т.е. произвольное, и пассивное, т.е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.
Говоря о памяти
и заучивании, Ушинский указывал,
что частым повторением,
5
допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.
Исходя из психологических
особенностей детского
Обосновывая принцип
наглядности обучения с
В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.
Ушинский был против
разделения функции воспитания
и обучения между воспитателем
и учителем. Он рассматривал обучение
как важнейшее средство
К.Д.Ушинский об уроке и методах обучения.
Ушинский много внимания уделил в своей педагогической системе уроку. Необходимыми условиями успешной организации учебных занятий в школе, характерными чертами классно-урочной системы он считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы, твердое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя.