Виды деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:32, реферат

Описание

В данной работе будет идти речь о видах деятельности человека, но сначала рассмотрим деятельность человека в общем.
Внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые.

Содержание

Введение
1. Виды деятельности человека
2.Общение как вид деятельности человека.
3. Игра как вид человеческой деятельности
4. Учение, как вид деятельности человека
5. Трудовая деятельность человека
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 29.76 Кб (Скачать документ)

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит  в том, что мотивы игры заключаются  не в утилитарном эффекте и  вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой  деятельности безотносительно к  ее результату, а в многообразных  переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень  опосредованной: в практической, деловой  жизни человек может быть побужден к действию, прямая цель которого по своему собственному внутреннему содержанию лишена для индивида значимости, в  силу того, что посредством этого  действия человек может обходным путем достичь удовлетворения каких-то своих потребностей, не связанных  непосредственно с внутренним содержанием данного действия.

С этой исходной особенностью игры в отношении ее мотивации связана основная ее особенность  в способах игрового действования, или оперирования.

Например, в  состязательных, спортивных играх вопросы  о том, кто сообразительнее, сильнее, - это реальные вопросы о реальных свойствах играющих, которые в  игре получают свое решение, вызывая  подлинные чувства соперничества, успеха, неудачи, торжества.

Вопрос о  подлинности чувств, желаний, замыслов в игре вызывает естественное сомнение: не являются ли они чувствами, желаниями, замыслами той роли, которую разыгрывает  играющий, а не его собственными, и не являются ли они в таком  случае для него воображаемыми, а  не реальными, подлинными его чувствами? Чувства, желания, замыслы той роли, которую выполняет играющий, - это  его чувства, желания и замыслы, поскольку роль, в которую он воплотился, - это он сам в новых, воображаемых условиях. Воображаемы только условия, в которые он себя мысленно ставит, но чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - это подлинные  чувства, которые он действительно испытывает.

Это, конечно, никак не значит, что играющему  доступны только его собственные  чувства. Как только он “войдет в  роль”, ему откроются не только чувства  его роли, которые станут его собственными чувствами, но и чувства партнеров, объединенных с ним единством  действия и воздействия.

Когда ребенок  играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую  личность; принимая на себя роль и входя  в нее, он расширяет, обогащает, углубляет  свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к  его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

В жизни вообще, не только в игре, роль, которую личность на себя принимает, функции, которые  она в силу этого выполняет, совокупность отношений, в которые она таким  образом включается, накладывают  существенный отпечаток на самую  личность, на весь ее внутренний облик.

Как известно, само слово “личность” (по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков, первоначально означало “роль” (и  до того - маску актера); римлянами  оно употреблялось для обозначения  общественной функции лица (persona patris, regis, accusatoris). Переход этого слова  на обозначение личности в современном  смысле этого слова отражает общественную практику, которая судит о личности по тому, как она выполняет свои общественные функции, как она справляется  с ролью, возложенной на нее жизнью. Личность и ее роль в жизни теснейшим  образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается  его личность, он сам.

4. Учение как вид деятельности человека

В процессе исторического  развития формы труда совершенствовались и, вместе с тем, все усложнялись. В силу этого уже гораздо сложнее  было овладеть необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в  самом ее процессе. Поэтому в целях  подготовки человека к дальнейшей трудовой деятельности необходимо было выделить в качестве ее особого вида учение, учебный труд по освоению обобщенных результатов предшествующего труда  других людей. Человечество выделило для  этого особый период в жизни подрастающего  поколений и создало специальные  формы существования, при которых  учение является основной деятельностью.

Учение, которое  в последовательной смене основных типов деятельности совершается  в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей  установке: в учении, как и в  труде, надо выполнять задания, соблюдать  дисциплину, учебная работа строится на обязанностях. Общая установка  личности в учении уже не игровая, а трудовая. Таким образом, основная цель учения -- это подготовка к будущей  самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство -- освоение обобщенных результатов того, что создано  предшествующим трудом человека. Обучение есть двусторонний процесс передачи и усвоения знаний и включает в  себя взаимодействие ученика и учителя; учение -- не пассивное восприятие, не просто прием передаваемых учителем знаний, а их освоение.

Учение складывается из: усвоения информации о свойствах  окружающих предметов и явлений (знания); приемов и операций, из которых  складываются основные виды деятельности (навыки); овладения способами использования  указанной информации для правильного  выбора приемов и операции в соответствии с целями и условиями деятельности (умение). Таким образом, об учении можно  говорить лишь тогда, когда действия человека управляются сознательной целью -- усвоить определенные знания, навыки, умения.

Знания - это  информация о значимых свойствах  мира, необходимая для успешной организации  тех или иных видов теоретической  или практической деятельности.

Умения - это  элементы деятельности, позволяющие  что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять  какое-либо действие, операцию, серию  действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые  части, называемые навыками, но в целом  представляют собой сознательно  контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Таким образом, учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и  осуществляться в специальных образовательных  учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать  характер самообразования. Особенности  учебной деятельности состоят в  том, что она прямо служит средством  психологического развития индивида.

5. Трудовая деятельность человека

Исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом -- не психологическая, а социальная категория. В своих  основных общественных закономерностях  он предмет не психологии, а общественных наук. Предметом психологического изучения является поэтому никак не труд в  целом, а только психологические  компоненты трудовой деятельности. К.Маркс  в своих работах характеризует  труд как сознательную целенаправленную деятельность, которая направляется на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной Целью. Направленный по своей основной установке на создание определенного, результата, труд -- это вместе с тем  и основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается  тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам  он формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности  человека, формируется его характер.

Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано прежде всего  с тем, что по своей объективной  общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. То обстоятельство, что в трудовой деятельности все звенья ее подчинены  конечному звену, ее итоговому результату, уже придает специфический характер мотивации трудовой деятельности: цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте. В силу общественного  разделения труда положение становится еще более специфичным. Так как  ни один человек не производит все  предметы, нужные для удовлетворения его потребностей, то мотивом деятельности человека становится продукт не его  деятель-ности, а деятельности других людей, продукт общественной деятельности.

В труде существенна  не только техника труда, но и отношение  человека к труду. Именно в нем  заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение человека к труду обусловлено  отражающимися в сознании людей  объективными общественными отношениями. В норме труд является насущной потребностью человека. Трудиться -- значит проявлять  себя в деятельности. В труде, как  в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его  личности. В каждом виде труда имеется  своя более или менее сложная  техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда более  или менее значительную роль играют знания и навыки. Без знания и  навыков невозможен никакой труд.

 

 

 

Заключение

Итак, в заключении можно сделать вывод, что виды деятельности: общение, игра, учение, труд являются жизненно важными и необходимыми элементами в развитии как индивидума, так и общества в целом. По сложности  характера видов деятельности можно  судить о быте, правах и навыках данного общества.

Каждый вид  деятельности является наиболее характерным  для определенных возрастных этапов развития ребенка. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются  соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения. В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем  виде деятельности. И хотя в каждом возрасте сосуществуют все три основных вида деятельности, в разные периоды  потребность в них различна и  наполнена конкретным содержанием. Ведущим называется тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе  обусловливает главные, важнейшие  изменения в психике ребенка, в его психических процессах  и психических свойствах личности, а не тот, которым чаще занимается ребенок.

Для дошкольника  таким ведущим видом является игра, хотя дошкольники в доступных  для них формах занимаются и учебной  и трудовой деятельностью. В школе  ведущую роль начинает играть учение, несмотря на то, что первоклассники очень любят игру и подолгу  играют. С возрастом повышается роль трудовой деятельности. Внутри ведущей  деятельности не только происходит развитие субъекта, но и формируется новая  ведущая деятельность, определяющая следующий этап возрастного развития. В трудах А.Н Леонтьева показано, что именно в ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения  с социальной средой, новый тип  знаний и способы их получения, что  изменяет познавательную сферу и  психологическую структуру личности. В этом отношении все виды деятельности должны рассматриваться как равнозначные.

 

Список использованной литературы

1. Рогов Е.И.  Общая психология. (Курс лекций) - М.: Гуманит. изд. центр

 ВЛАДОС,1998.

2. Белоус В.В.  Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990.

3. Леонтьев  А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

4. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. I. - М., 1989.


Информация о работе Виды деятельности человека