Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, дипломная работа
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание
Введение. С. 3-5
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. С.6-23
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. С. 6-20
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. С.20-23
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры.
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. С. 24-53
2.1. Диагностика и результаты духовно-нравственного развития детей. С.24-36
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. С.36-41
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей. С.51-53
Заключение С.54-55
Список литературы С.56-58
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики и практической психологии
Отделение дошкольного образования
Кафедра
дошкольной педагогики
Выпускная квалификационная (дипломная) работа.
Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей.
050715 «Дошкольная педагогика и психология»
Отделения дошкольного
Ростов – на Дону
2007 г.
Содержание.
Введение. | С. 3-5 |
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. | С.6-23 |
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. | С. 6-20 |
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. | С.20-23 |
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры. | |
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. | С. 24-53 |
2.1. Диагностика и результаты духовно-нравственного развития детей. | С.24-36 |
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. | С.36-41 |
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей. | С.51-53 |
Заключение | С.54-55 |
Список литературы | С.56-58 |
Приложение | С.59 |
ВВЕДЕНИЕ
На
современном этапе
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс нравственного воспитания младшего школьника.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: народная подвижная игра как средство духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: народные подвижные игры будут способствовать духовно – нравственному воспитанию младших школьников при следующих условиях:
- народные подвижные игр будут отобраны по содержанию нравственно-духовных ценностей и включены в программу по физической культуре младшего школьника;
-
учителя школ будут иметь
- насыщение разнообразной деятельность детей народными подвижными играми.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание
Эксперимент проходил на базе Средней общеобразовательной школы № 3 г. Майского, КБР.
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей.
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого – педагогической литературе.
Проблема
духовно-нравственного
В кратком словаре по
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ».
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К.Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Рассматривая
систему нравственного
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
Информация о работе Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей