Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, дипломная работа
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание
Введение. С. 3-5
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. С.6-23
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. С. 6-20
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. С.20-23
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры.
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. С. 24-53
2.1. Диагностика и результаты духовно-нравственного развития детей. С.24-36
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. С.36-41
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей. С.51-53
Заключение С.54-55
Список литературы С.56-58
Подвижные игры – важнейшее средство физической подготовки детей, развития психических функций, социализации личности в дошкольном и особенно в школьном возрасте, а значит и средство сохранения физического и психического здоровья.
В играх встречаются все основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, переноска грузов.
Важно то, что в играх дети активны и сообразительны, подчиняются правилам, повышают свой интеллектуальный уровень, учатся договариваться, работать в парах, группах, командах. А игры с пением и музыкой поднимают не только эмоциональный тонус, но и содействуют этическому воспитанию, поднимают настроение, формируют нравственные чувства.
При подборе игр следует ориентироваться на развитие учащихся, их физическую подготовку, часть урока, тип урока, раздел программы, условия и возможности проведения игр.
На уроках
гимнастики, легкой атлетики, спортивных
игр, лыжной подготовки применяют такие
игры, в которых встречаются
Подвижные игры позволяют корректировать нарушения пространственной ориентации, движений на точность, координацию, равновесие. Большое значение для развития моторики рук имеют игры с мелкими предметами: малыми мячами, палочками, кубиками, которые содействуют повышению тактильной и мышечно-суставной чувствительности, совершенствуют движения рук и пальцев, что в свою очередь влияет на развитие больших полушарий головного мозга, где находится центры управления движениями.
При развитии ловкости надо обновлять знакомые игры, предлагать новые задачи на координацию движения, проводить игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий, а также игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим и игры, требующие умений сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях. Например, варианты различных салок: «Салки с ленточками», «Салки с приседанием» и т. д.
Для развития быстроты проводятся игры с быстрой двигательной деятельностью, бегом на короткие дистанции, быстрым двигательным ответом на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, например, «Шишки, желуди, орехи», «День и ночь».
Скоростно-силовые качества развиваются при использовании игр со скоростно-силовыми упражнениями (прыжки, метания). Поэтому рекомендуются игры с кратковременными мышечными напряжениями, динамического и статического характера: «Бой петухов», «Перетягивание через черту».
Выносливость
развивается в играх с
Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры. Детям младшего школьного возраста свойственна постоянная потребность к движению, но необходимо учитывать, что их организм не готов к перенесению длительных напряжений, их силы быстро истощаются, но довольно быстро и восстанавливаются. Поэтому для младших школьников игры должны быть не слишком длительные и обязательно прерываться паузами для отдыха.
Подготовительную часть урока физической культуры у младших школьников можно занять подвижной игрой или даже несколькими играми, основные элементы которых должны способствовать разминке и подготовке организма к основной части урока, например, такие игры: «У ребят порядок строгий», «Смотри за сигналом», «Воробьи и вороны».
В основной части урока необходимо проводить игры на технику и тактику выполнения упражнений. Это может быть углубленное развитие какого-то двигательного качества или овладение двигательными навыками, закрепление и совершенствования изучаемого материала. Игры необходимо проводить в конце основной части, так как на них приходится вершина физиологической кривой урока, например, такие игры: «Два мороза», «Охотники и утки».
В заключительной части урока подвижные игры играют роль приведения организма в относительно спокойное состояние, например, такие игры: «Кто подходил», «Что изменилось?».
Хочу обратить особое внимание на сюжетно-ролевые игры, которые входят в игровые уроки. Проводятся они как с музыкальным сопровождением, так и без музыкального сопровождения в конце каждой четверти или после прохождения какого-то раздела программы, где дети весь урок путешествуют по своему родному городу, летают на «Луну», находятся в каком-то царстве-государстве, плывут на пароходе и т. д. Игра сопровождает нас в жизни, помогает вводить ребят в мир познания, творчества, смекалки, она дает коллективу мажор, бодрый эмоциональный тон.
В младшем школьном возрасте на уроках физической культуры дети должны получать радость от занятий народными играми. Свобода и самостоятельность, творчество и инициатива детей должны разумно сочетаться с дисциплиной и четкой организацией. Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а тем более народная игра, где много веселых сюрпризов. Это источник радостных эмоций. Народные подвижные игры – традиционное средство педагогики. В них ярко отражены образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, смелости, они воспитывают ловкость, быстроту движений, смекалку, творческую выдумку, волю, находчивость и стремление к победе. По содержанию все народные игры доступны детскому пониманию. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, стимулируют переход организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью младшего школьника. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме. Игровая ситуация увлекает и воспитывает, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркивать в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. Так, например, играющий должен мгновенно отреагировать на движения водящего, только так можно выиграть.
Правила игры регулируют поведение и действия детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.
В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; часто они сопровождаются ритмичными и напевными считалками, потешками, жеребьевками. Так называемые зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего, точное и безоговорочное выполнение правил.
Основным
условием успешного внедрения народных
игр в жизнь младших школьников
является глубокое знание и свободное
владение обширным игровым репертуаром,
а также методикой
При объяснении новой народной игры, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка) не стоит предварительно разучивать текст с детьми. Желательно ввести его в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафарета знакомства с игровым элементом. Ритмичный зачин легко запоминается.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Учитель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что играющие все правильно поняли. Основная часть времени уходит на саму игру. В конце следует отметить тех участников, кто проявил товарищескую взаимопомощь, выдержку, смелость, ловкость.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами – начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство
2. 2 Игра как средство физического воспитания.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту. Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности. Вместе с тем у различных спортивных игр имеются исходные признаки позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с непосредственным соприкосновением с противником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракета, бита) и без него. При определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление.
Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции. С этой целью игры применяются не только в занятиях с начинающими спортсменами, но и квалифицированными спортсменами.
2.3 Взаимосвязь подвижных игр с другими средствами физического воспитания.
Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в 1-8 классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми борьбой или лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с занимающимися с помощью специальных упражнений. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на уроках физкультуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнёров в коллективе необходимое в командных и лично-командных соревнованиях. Правильно построенная система тренировки в подготовительном периоде (в том числе и с применением подвижных игр) помогает подвести спортсменов к достижению наилучшей спортивной формы в нужный момент.
Особенно большое место игры занимают в переходном периоде тренировки, в котором должны быть созданы условия для отдыха, завершение восстановительных процессов после напряжённых соревнований и в то же время сохранена тренированность.
К числу обусловленной природой потребностей человека относится потребность к тренировке мышц и внутренних органов. Потребность к получению внешней информации. Игра представляет собой сбалансированную систему, вплотную со спортом.
Информация о работе Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей