Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:47, дипломная работа
Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности ребенка. На современном этапе развития нашего общества по новому стоят задачи воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи крайне важно правильно поставить физическое воспитание в раннем возрасте, что позволит малышу накопить силы и обеспечить в будущем не только физическое, но и умственное развитие, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
ВВЕДЕНИЕ. ………………………………………………………… 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………...5
1.1.Особенности развития основных движений у детей
среднего дошкольного возраста…………………………………………..5
1.2 Программные требования к развитию основных движений
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………8
1.3. Роль прогулки в развитии основных движений у детей
младшего дошкольного возраста………………………………………..11
1.4 Методика работы по развитию основных движений у детей
младшего дошкольного возраста. ……………………………………...16
1.5 Оборудование участка……………………………………………..20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
упражнений в соответствии
с образцом. Подобная постановка образовательных
задач основывается на учете растущих
возможностей детей воспринимать, представлять,
анализировать и оценивать
На этом возрастном этапе ходьба ребенка уже вполне уверенна, характеризуется четким соблюдением намеченного направления, но в целом ещё не достаточно совершенна.
Необходимо формирование правильной осанки, требующей кропотливой работы воспитателя не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Во время упражнений в ходьбе нужно постоянно напоминать детям, что бы они держали спину прямо, не опускали голову. Почувствовать необходимое положение туловища помогает ходьба с мешочками на голове, а так же ходьба с фиксированным положением рук(руки на пояс или в стороны, плечи отведены назад). В этом возрасте дети должны ходить обычным шагом, на носках, на наружных сторонах стопы, с высоким поднятием колен, мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой врассыпную, с выполнением задания, с чередованием бегом, между линиями (расположение 10-15см). Ходьба по доске, гимнастической скамейке, бревну, по ребристой доске, по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20см, высота 20-25смь от пола).Детей пятого года жизни знакомят с приставным шагом в сторону.
Чтобы научить детей
высоко поднимать ноги следует использовать
перешагивание через рейки
Продолжительность непрерывного бега в медленном темпе в течение 1- 1,5 минуты. В этом возрасте нужно учить бегать на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, в разных направлениях: по кругу, змейкой, врассыпную. Бег на расстояние на 40-60м со средней скоростью, челночный бег 3 раза по 10 м, бег на 20м (5,5-6 секунд к концу года).
В программе среднего дошкольного возраста по-прежнему сохраняются только простые прыжки, поскоки, спрыгивание и прыжки в длину с места. Поскоки на двух ногах становятся более разнообразными, вводятся
подскоки с поворотами направо, налево и вокруг себя, подскоки ноги вместе – ноги врозь.
На пятом году жизни дети хорошо подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед (расстояние 2-3м). Для проведения подскоков, как и вообще всех упражнений в прыжках, широко применяется имитация («как белочка», «как лягушка») и игровые задания, например «Возьми флажок».
Спрыгивают дети с высоты не более 20-25см. У детей средней группы прыжки в длину с места (не менее 70см) приобретают четкий рисунок. Становится выраженным исходное положение. Не очень хорошо выполняется приземление, поэтому главной задачей остается совершенствование приземлений.
При обучении прыжкам, детей продолжают учить энергично, отталкиваться и правильно приземлятся во всех видах прыжков.
Сначала целесообразно учить детей ползанью на четвереньках между предметами (расст.10м), змейкой с опорой на колени и предплечья. Детей можно упражнять по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе.
Следующим этапом является ползанье на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, подлезанием под дугу, веревку (высота 50см) правым и левым боком вперед.
Новым в этой группе является переход с одного проема гимнастической стенки на другой. Выполняется приставным шагом, в одну и другую сторону.
Во время лазания всегда необходимо находится у пособия, чтобы в любой момент оказать ребенку помощь.
Возможности ребенка в бросании и ловле предметов на пятом году жизни повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера.
Обучение разнообразным действиям с мячом следует начинать с индивидуальных занятий и только затем переходить к подгрупповым и фронтальным. Ребенка учат брать мяч, держать его и переносить одной-двумя руками, скатывать, прокатывать, энергично отталкивать в заданном направлении.
Детей данного возраста учат прокатывать мячи, обручи друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на расстоянии 1,5м), перебрасывание мяча двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствие (с расстоянием 2м). В содержании занятий имеют место метание в цель и на дальность.
Дети среднего дошкольного возраста делают некоторые успехи в ловле предметов. В средней группе нужно учить довольно точно посылать мяч друг другу, чтобы легче было его поймать.
Умение сохранять равновесие
развивается у ребенка в
Во время проведения подвижных игр, следует продолжать приучать детей действовать совместно, в соответствии с сигналом. Исполнять роль ведущего. Появляются с простейшими соревнованием, как с индивидуальным («Кто скорее принесет игрушку»), так и коллективным («Самолеты»).
Согласно программе занятия по физической культуре проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность их 20 минут [6,34]. Одно из занятий круглогодично организовывается на открытом воздухе.
1.3. Роль прогулки в развитии основных движений у детей среднего дошкольного возраста
«Прогулка - универсальный
момент в воспитательно-
подвижные и спортивные игры, сюжетно-ролевые игры, а самое главное - удовлетворять свои потребности в движении». [10,37]
Каждая прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности, через движения, которые должны приносить радость.
Важным является обогащение
детей представлениями и
Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:
- удовлетворить естественную
- обеспечить развитие и
- сформировать навыки в разных видах движений;
- способствовать развитию
- стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
- создать оптимальные условия
для разностороннего развития
детей: активизации
Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является утренняя прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей.
Подвижные игры и упражнения на утренней прогулке проводятся ежедневно. Их количество и продолжительность в разные дни недели неодинаковы. В те дни, когда нет физкультурных занятий, детям предлагается одна подвижная игра и одно физическое упражнение в основных видах движений длительностью 20 минут .[13,58]
В течение утренней прогулки важно привлечь всех детей к участию в организованной деятельности.
На вечерней прогулке проводится индивидуальная работа с детьми по развитию движений с подгруппой детей или одним ребенком, которые не усвоили программный материал, предлагаемый на утренней прогулке. Подвижные игры могут быть организованы только по желанию детей. При подборе и проведении игр и упражнений необходимо учитывать характер занятий предшествовавших прогулке. После занятий, требующих усидчивости и внимания следует вводить подвижные игры и упражнения высокой интенсивности. После длительных статических поз дети быстро включаются в организованную активную деятельность. После музыкальных и физкультурных занятий на прогулке можно предложить детям менее интенсивную двигательную деятельность.
Для детей среднего дошкольного возраста исключительно важное значение имеет дозировка нагрузки, т.к. они быстро устают и могут потерять интерес к играм и упражнениям. Поэтому при организации их двигательной деятельности необходимо учитывать возможности каждого ребенка. Так в начале прогулки желательно провести подвижную игру со всей группой. Это подвижные игры с правилами, построенные на выполнении действий одновременно всеми играющими (« У медведя во бору», «Зайцы и волк» и т.п.). А через некоторое время небольшими подгруппами организовать спортивное упражнение ( езда на велосипеде, бросание и ловля мяча). С детьми данного возраста в течение месяца разучивают1-2 подвижные игры (в зависимости от сложности содержания, они повторяются в течение месяца 4-6 раз). Новую игру с детьми целесообразно повторить 2-3 раза в течение недели. В дальнейшем разученные игры следует чередовать с другими. Давая при повторении их различные варианты[6,157].
В среднем возрасте выполнение взятой на себя роли становится основным содержанием игрового поведения ребенка. Часть подвижных игр не имеет сюжета и ролевого образа. Эти игры предусматривают индивидуальные действия ребенка, направленные на достижение определенного результата.
При подборе игр и упражнений следует учитывать разнообразие основных видов движений. Например, если дается подвижная игра с прыжками, тот физическое упражнение-бросание и ловля мяча, лазанье. При
проведении упражнений, основных видов движений, следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный).
Правильно организованная
прогулка в полной мере удовлетворяет
потребности детей в
Украшенный участок
сам по себе вызывает у детей положительные
эмоции, желание идти на прогулку, побуждает
к самостоятельной
На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках (например, от калитки до веранды), сравнительно узкие длинные проходы между снежных волов с ответвлениями, один из которых заканчивается тупиком, другие каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца, перешагнуть через заслон высотой не более 10-15см; перейти через мостик), На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать извилистые дорожки разной
конфигурации - извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные застройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать от снеговика к трем сказочным медведям, а от них к матрешкам. На участке должна быть снежная горка (желательно в виде большой черепахи или кита), с которой дети будит съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения:
-бегают, лазают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).
Снежный покров вызывает у детей особый интерес к таким движениям как ходьба след в след, ходьба широким шагом, подпрыгивание до ветки и стряхивание снега, спрыгивание с невысоких пеньков, перешагивание через снежный ком, а также метание снежков.
Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, лёгкую, не сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботится о том, чтобы каждому ребенку было интересно. В целях насыщения прогулки интересными делами в её структуру предполагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослыми трудовые действия и подвижные игры. При этом значительную часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. Проводимые на прогулке в зимнее время подвижные игры, активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования,