Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:11, курсовая работа
Цели: Изучение влияния семьи на формирование личности.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие личность.
Посмотреть сущность и факторы личности.
Рассмотреть методы и приемы воспитания личности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Влияние семьи на формирование личности………………………….. 6
.Понятие личности……………………………………………….….……6
1.2.Формирование личности ……….….....................................................10
1.3Факторы, влияющие на формирование личности…………………….17
1.4.Влияние неполной семьи на формирование личности………….……22
Заключение…………………………………………………………………...…30
Список литературы…………………………………………………..…….…..32
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Тувинский Государственный университет»
Кызылский педагогический институт
Кафедра социальной педагогики и социальной работы
Курсовая работа
по теме:
«Влияние семьи на формирование личности»
Выполнила: студентка 2к.3гр.
Куулар Мариана Март-ооловна
Научный руководитель: к.п.н.
Ооржак С.Я. зав. кафедрой
«социальной педагогики и
социальной работы»
Кызыл-2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Влияние семьи на формирование личности………………………….. 6
1.2.Формирование личности ……….….........................
1.3Факторы, влияющие на формирование личности…………………….17
1.4.Влияние неполной семьи на формирование личности………….……22
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность работы. Семья – микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребенка, его отношение к миру людей и представления о характере межличностных связей. «Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка». Именно в семье складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают близким людям, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто играют роль в развитии ребенка. Личность ребенка начинают, в свою очередь, опосредовать его связи с окружающим миром, они задают тип эмоционального поведения, динамику и избирательность его поведения в детской и даже последующей взрослой жизни. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное.
Рано или поздно у каждого будет своя семья. С самого детства, рождения человек или индивид попадает в общество в семью. Он в обществе растет, развивается в нем. На развитие человека или индивида оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку или индивиду очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят и в данном случаи тоже много зависит от семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры. Не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье личность получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Объект исследования – формирование личности в семье.
Предмет исследования –
Проблема в том, что влияния семьи на становление личности была и остается одним из важнейшей проблей. В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.
Цели: Изучение влияния семьи на формирование личности.
Задачи исследования:
Структура курсовой работы: состоит из введения, одной главы и заключения.
Глава I. Формирование личности.
1.1.Понятие личность.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности
2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
3) это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к ним не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Наряду с понятием "личность"
употребляются термины "человек",
"индивид", "индивидуальность".
Содержательно эти понятия
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности
и личности определяется тем, что
это два способа бытия
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.
Структура личности.
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:
- всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);
- социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
- индивидуально-неповторимые
свойства психики, т.е. характеризующие
В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.
1.2.Формирование личности.
Личность человека формируется
и развивается в результате воздействия
многочисленных факторов, объективных
и субъективных, природных и общественных,
внутренних и внешних, независимых
и зависимых от воли и сознания
людей, действующих стихийно или
согласно определенным целям. При этом
сам человек не мыслится как пассивное
существо, которое фотографически отображает
внешнее воздействие. Он выступает
как субъект своего собственного формирования
и развития. Целенаправленное формирование
и развитие личности обеспечивает научно
организованное воспитание.
Современные научные представления о
воспитании как процессе целенаправленного
формирования и развития личности сложились
в итоге длительного противоборства ряда
педагогических идей. Уже в период средневековья
сформировалась теория авторитарного
воспитания, которая в различных формах
продолжает существовать и в настоящее
время.
Советские педагоги, исходя из требований
социалистической школы, пытались по-новому
раскрыть понятие «процесс воспитания»,
но не сразу преодолели старые взгляды
на его сущность. Так, П. П. Блонский считал,
что воспитание есть преднамеренное, организованное,
длительное воздействие на развитие данного
организма, что объектом такого воздействия
может быть любое живое существо – человек,
животное, растение. Социальная сущность
воспитания не была раскрыта на подлинно
научной основе и в этом определении.
Характеризуя воспитание лишь как воздействие,
П. П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали
его как двусторонний процесс, в котором
активно взаимодействуют воспитатели
и воспитуемые, как организацию жизни
и деятельности воспитанников, накопление
ими социального опыта. Ребенок в их концепциях
выступал преимущественно как объект
воспитания.
В. А. Сухомлинский писал: «воспитание
– это многогранный процесс постоянного
духовного обогащения и обновления –
и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает».
Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения,
взаимодействия субъекта и объекта воспитания.
Современная педагогика исходит из того,
что понятие процесса воспитания отражает
не прямое воздействие, а социальное взаимодействие
педагога и воспитуемого, их развивающихся
отношений. Цели, которые ставит перед
собой педагог, выступают как некоторый
продукт деятельности ученика. Процесс
достижения этих целей также реализуется
через организацию деятельности ученика;
оценка успешности действий педагога
опять-таки производится на основе того,
каковы качественные сдвиги в сознании
и поведении школьника.
Всякий процесс представляет собой совокупность
закономерных и последовательных действий,
направленных на достижение определенного
результата. Главный результат воспитательного
процесса – формирование гармонично развитой,
общественно активной личности. Воспитание
– процесс двусторонний, предполагающий
как организацию и руководство, так и собственную
активность личности. Однако, ведущая
роль в этом процессе принадлежит педагогу.
Уместно будет вспомнить об одном примечательном
случае из жизни Блонского. Когда ему исполнилось
пятьдесят лет, представители прессы обратились
к нему с просьбой дать интервью. Один
из них спросил ученого, какие проблемы
его больше всего волнуют в педагогике.
Действительно, обстоятельное уяснение
этого вопроса – дело весьма сложное,
ибо чрезвычайно сложным и многогранным
является тот процесс, который обозначает
это понятие. Прежде всего следует отметить,
что понятие «воспитание» употребляется
в самых различных значениях: подготовка
подрастающих поколение к жизни, организованная
воспитательная деятельность и т. п. Ясно,
что в разных случаях понятие «воспитание»
будет иметь различный смысл. Это различие
особенно четко выступает, когда говорят:
воспитывает социальная среда, бытовое
окружение и воспитывает школа. Когда
говорят, что «воспитывает среда» или
«воспитывает бытовое окружение», то имеют
в виду не специально организованную воспитательную
деятельность, а то повседневное влияние,
которое оказывают социально-экономические
и бытовые условия на развитие и формирование
личности. Иное значение имеет выражение
«воспитывает школа». Оно четко указывает
на специально организованную и сознательно
осуществляемую воспитательную деятельность.
Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие
от влияний среды и бытовых влияний, имеющих
чаще всего стихийный и непреднамеренный
характер, воспитание в педагогике рассматривается
как преднамеренный и специально организованный
педагогический процесс. Это отнюдь не
означает, что школьное воспитание отгораживается
от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот,
эти влияния оно должно максимально учитывать,
опираясь на их положительные моменты
и нейтрализуя отрицательные. Суть дела,
однако, состоит в том, что воспитание
как педагогическую категорию, как специально
организованную педагогическую деятельность
нельзя смешивать с разнообразными стихийными
влияниями и воздействиями, которые испытывает
личность в процессе своего развития.
Но в чем, же состоит сущность воспитания,
если рассматривать его как специально
организуемую и сознательно осуществляемую
педагогическую деятельность? Когда речь
идет о специально организованной воспитательной
деятельности, то обычно эта деятельность
ассоциируется с определенным воздействием,
влиянием на формируемую личность. Вот
почему в некоторых пособиях по педагогике
воспитание традиционно определяется
как специально организованное педагогическое
воздействие на развивающуюся личность
с целью формирования у нее определяемых
обществом социальных свойств и качеств.
В других же работах слово «воздействие»
как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся
со словом «понуждение» опускается, и
воспитание трактуется как руководство
или управление развитием личности.
Однако, как первое, так и второе определения
отражают только внешнюю сторону воспитательного
процесса, только деятельность воспитателя,
педагога. Между тем, само по себе внешнее
воспитательное воздействие не всегда
ведет к желаемому результату: оно может
вызывать у воспитуемого как положительную,
так и отрицательную реакцию ближе быть
нейтральным. Вполне понятно, что только
при условии, если воспитательное воздействие
вызывает у личности внутреннюю положительную
реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную
активность в работе над собой, оно оказывает
на нее эффективное развивающее и формирующее
влияние. Но как раз об этом в приведенных
определениях сущности воспитания умалчивается.
Не проясняется в нем и вопрос о том, каким
само по себе должно быть это педагогическое
воздействие, какой характер оно должно
иметь, что зачастую позволяет сводить
его к различным формам внешнего понуждения.
Различным проработкам и морализированию.
На эти недостатки в раскрытии сущности
воспитания указывала еще Н. К. Крупская
и относила их к влиянию старой, авторитарной
педагогики. «Старая педагогика, - писала
она, - утверждала, что все дело в воздействии
воспитателя на воспитуемого. Старая педагогика
называла это воздействие педагогическим
процессом и говорила о рационализации
этого педагогического процесса. Предполагалось,
что в этом воздействии – гвоздь воспитания».
Подобный подход к педагогической работе
она считала не только неверным, но и противоречащим
глубинной сущности воспитания. Пытаясь
более конкретно представить сущность
воспитания, американский педагог и психолог
Эдвард Торндайк писал: Слову «воспитание»
придают различное значение, но всегда
оно указывает, но оно всегда указывает
на изменение. Мы не воспитываем кого-нибудь,
если не вызываем в нем изменений». Спрашивается:
каким же образом производятся эти изменения
в развитии личности? Как отмечается в
философии, развитие и формирование человека,
как общественного существа, как личности
происходит путем «присвоения человеческой
действительности». В этом смысле воспитание
следует рассматривать как средство, призванное
способствовать присвоению растущей личностью
человеческой действительности. Что же
представляет собой эта действительность
и как осуществляется её присвоение личностью?
Человеческая действительность есть не
что иное, как порожденный трудом и творческими
усилиями многих поколений людей общественный
опыт. В этом опыте можно выделить следующие
структурные компоненты: всю совокупность
выработанных людьми знаний о природе
и обществе, практические умения и навыки
в разнообразных видах труда, способы
творческой деятельности, а также социальные
и духовные отношения.
Поскольку указанный опыт порожден трудом
и творческими усилиями многих поколений
людей, это означает, что в знаниях, практических
умениях и навыках, а также в способах
научного и художественного творчества,
социальных и духовных отношениях «опредмечены»
результаты их многообразной трудовой,
познавательной, духовной деятельности
и совместной жизни. Все это весьма важно
для воспитания. Чтобы подрастающие поколения
могли «присвоить» этот опыт и сделать
его своим достоянием, они должны «распредметить»
его, то есть по существу в той или иной
форме повторить, воспроизвести заключенную
в нем деятельность и, приложив творческие
усилия, обогатить его и уже в более развитом
виде передать своим потомкам. Только
через механизмы собственной деятельности,
собственных творческих усилий и отношений
человек овладевает общественным опытом
и его различными структурными компонентами.
Это легко показать на таком примере: чтобы
учащиеся усвоили закон Архимеда, который
изучается в курсе физики, им необходимо
в той или иной форме «распредметить»
совершенные когда-то великим ученым познавательные
действия, то есть воспроизвести, повторить,
пусть под руководством учителя, тот путь,
которым он шел к открытию этого закона.
Подобным же образом происходит овладение
общественным опытом (знаниями, практическими
умениями, способами творческой деятельности,
и т. д.) и в других сферах жизнедеятельности
человека. Отсюда следует, что основное
назначение воспитания состоит в том,
чтобы, включая растущего человека в деятельность
по «распредмечиванию» различных сторон
общественного опыта, помочь ему воспроизвести
этот опыт и таким образом вырабатывать
у себя общественные свойства и качества,
развивать себя как личность.
На этом основании воспитание в философии
определяется как воспроизводство социального
опыта в индивиде, как перевод человеческой
культуры в индивидуальную форму существования.
Это определение полезно и для педагогики.
Имея в виду деятельностный характер воспитания,
Ушинский писал: «Почти все ее (педагогики)
правила вытекают посредственно или непосредственно
из основного положения: давайте душе
воспитанника правильную деятельность
и обогатите его средствами неограниченной,
поглощающей душу деятельности».
Для педагогики, однако, весьма важным
является то, что мера личностного развития
человека зависит не только от самого
факта его участия в деятельности, но главным
образом от степени той активности, которую
он проявляет в этой деятельности, а также
от ее характера и направленности, что
в совокупности принято называть отношением
к деятельности. Обратимся к примерам.
В одном и том же классе или студенческой
группе обучающиеся изучают математику.
Естественно, что условия, в которых они
занимаются, примерно одинаковы. Однако
качество их успеваемости зачастую бывает
весьма различным. Конечно, в этом сказываются
различия в их способностях, уровень предшествующей
подготовки, но едва ли не решающую роль
играет их отношение к изучению данного
предмета. Даже при средних способностях
школьник или студент могут весьма успешно
учиться, если будут проявлять высокую
познавательную активность и упорство
в овладении изучаемым материалом. И наоборот,
отсутствие этой активности, пассивное
отношение к учебной работе, как правило,
ведут к отставанию.
Не менее существенными для развития личности
является также характер и направленность
той активности, которую проявляет личность
в организуемой деятельности. Можно, например,
проявлять активность и взаимопомощь
в труде, стремясь добиться общего успеха
класса и школы, а можно быть активным,
чтобы только показать себя, заслужить
похвалу и извлечь для себя личную выгоду.
В первом случае будет формироваться коллективист,
во втором – индивидуалист или даже карьерист.
Все это ставит перед каждым педагогом
задачу – постоянно стимулировать активность
учащихся в организуемой деятельности
и формировать к ней положительное и здоровое
отношение. Отсюда следует, что именно
деятельность и отношение к ней выступают
как определяющие факторы воспитания
и личностного развития учащегося.
Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно
четко раскрывают сущность воспитания
и дают возможность подойти к его определению.
Под воспитанием следует понимать целенаправленный
и сознательно осуществляемый педагогический
процесс организации и стимулирования
разнообразной деятельности формируемой
личности по овладению общественным опытом:
знаниями, практическими умениями и навыками,
способами творческой деятельности, социальными
и духовными отношениями.