Влияние семьи на формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание

Цели: Изучение влияния семьи на формирование личности.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие личность.
Посмотреть сущность и факторы личности.
Рассмотреть методы и приемы воспитания личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Влияние семьи на формирование личности………………………….. 6
.Понятие личности……………………………………………….….……6
1.2.Формирование личности ……….….....................................................10
1.3Факторы, влияющие на формирование личности…………………….17
1.4.Влияние неполной семьи на формирование личности………….……22
Заключение…………………………………………………………………...…30
Список литературы…………………………………………………..…….…..32

Работа состоит из  1 файл

курсоваяМК.docx

— 62.84 Кб (Скачать документ)

Существование неполной семьи  в настоящем обусловлено в  основном следующими признаками: смертью одного из супругов; относительно широко распространенной внебрачной рождаемостью; распадом браков. Что касается первой причины, то в настоящее время ее удельный вес среди остальных причин не так высок. Внебрачная рождаемость занимает более значительное место в образовании неполной семьи; она поддерживается ростом внебрачных связей среди молодежи, чему способствует ослабление контроля в городских условиях со стороны семьи и недоработки в области полового воспитания. Неполная семья, возникающая в результате развода, с точки зрения ее воспитательного потенциала является наиболее уязвимой. Кроме того, для многих детей, утративших родного отца, незначительной оказывается перспектива приобретения другого в результате повторного замужества матери. Это связано с тем, что лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает в повторные браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка становится настоящим отцом. Занимая ведущее место в образовании неполной семьи, развод в то же время сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих деформирующее влияние на нравственно-эмоциональное развитие личности ребенка. Прежде всего к ним

относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей — отца и матери. Распадающийся брак вызывает все самое дурное в супругах. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их развитие.

По мнению зарубежных исследователей (Дж.Макдермот, Дж.Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу. Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего, в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему. Частым следствием распада семьи является изменение отношения ребенка к

матери. Иногда у него возникает  обостренное чувство жалости  к ней, иногда

он обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически относиться к ней и т. о., по существу, теряет для себя и второго родителя. Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами — это целый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до патологических изменений в области психики и криминогенного поведения несовершеннолетних.

Проблема неполных семей

По данным переписи 1979 г., детей, которые жили в семьях без одного и даже без обоих родителей, в России было 5,0 млн. (14,2% от общего числа детей до 18 лет, живущих в семьях). К 1989 г. их число увеличилось до 5,3 млн., но доля от общего числа несовершеннолетних детей в семьях, напротив, даже немного понизилась и составила 13,8%.

Перепись 2002 г. показала, что в неполных и прочих семьях воспитывается уже 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа детей в семьях возросла до 23,3%. В городах на такие семьи приходится 26% детей, в селах — 17%.

Хотя в советское время доля детей, которые воспитывались в семьях без одного или обоих родителей, была весьма значительной, но она, по крайней мере, не увеличивалась. Тот факт, что в период между переписями 1989 и 2002 годов эта доля возросла в 1,7 раза, свидетельствует как о значительном снижении воспитательного потенциала семей в эти годы, так и о том, что это снижение нельзя считать только простым продолжением тенденций советского времени.

Число детей, которые воспитываются  без одного или обоих родителей, растет за счет всех факторов формирования неполных семей. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

Тот факт, что более 75% детей воспитываются в полных семьях, не должен создавать иллюзию, что все они получают нормальное воспитание. Немалую часть из этих семей составляют свободные семьи. При переписи женщин спрашивают, сколько детей ими рождено, но не уточняют — в каком именно браке рождены дети. Ориентировочно можно считать, что сводных семей не менее 10%. Далеко не всегда повторное замужество матери повышает воспитательный потенциал семьи.

Социолог Т. А. Гурко на основании опросов старшеклассников и их родителей установила, что и родные отцы нередко самоустраняются от воспитания детей, но отчимы поступают так еще чаще, чем отцы.

Кроме того, по мнению некоторых социологов, в том числе и самой Т. А. Гурко, во многих полных семьях, причем не только сводных, конфликты между родителями настолько ухудшают психологическую атмосферу, что после развода обстановка в доме становится спокойнее и условия для воспитания детей улучшаются. Что же касается воспитательного потенциала семей, то они полагают, что одного ребенка можно воспитать даже лучше, чем нескольких, поскольку единственному ребенку родители скорее могут обеспечить более качественное и дорогостоящее образование, чем двум или трем детям. При этом смешиваются два нетождественных понятия — «воспитание» и «образование».

Хотя высокая доля детей, которые воспитываются в семьях без одного или обоих родителей, характерна для России в целом и составляет 23%, особую тревогу вызывают те регионы, где она превышает 25%. Таких регионов оказалось тоже 32 (то есть, столько же, сколько и регионов с высокой долей единственных детей). Наиболее проблемными в аспекте воспитательного потенциала семей являются 20 регионов, в которых высока как доля единственных детей (50% и более), так и доля детей в семьях без одного или обоих родителей (25% и более). Это Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Тульская, Новгородская, Ивановская, Магаданская, Псковская, Камчатская, Смоленская, Владимирская, Свердловская, Сахалинская, Тверская, Мурманская, Калининградская области, Хабаровский и Приморский край, Карелия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным. Каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья. Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь — от генов до питания. Малейшая ошибка — и человек может потерять свою индивидуальность, стать таким, как все. Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех разная самооценка, потребности и уровень притязаний, и это также является одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с семьей, школой и т.д. Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

Личностью человека делают:

  1. радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие. Истинная гуманность педагогики заключается в том, чтобы беречь радость, счастье, на которые имеет право ребенок.
  2. тогда, когда среда, в котором он общается природой и с людьми в годы детства и отрочества, делает его сердце беспокойным, тревожным, хрупким, тонким, легко уязвимым, нежным, отзывчивым, - речь идет о культуре чувств, о высокоразвитой способности видеть человека, находящегося рядом, принимать близко к сердцу его радости огорчения, тревоги и смятение, чувствовать одиночество как большую беду, которая может постигнуть человека.
  3. Человека делает воспитуемым его глубокая вера в другого человека. Прежде чем для ребенка станет непререкаемой, нерушимой истиной нравственный принцип, правило, норма, он должен, образно говоря, чувствовать свою руку в руке того, кому безгранично доверяет, кем дорожит, кем восхищается и одухотворяется как образцом нравственности.
  4. Воспитуемым человека делает красота (если есть три предыдущих условия), точнее – духовная жизнь в мире прекрасного. Это значит чувствование, созидание, сохранение красоты  в окружающем мире – в природе, в человеческих взаимоотношениях, особенно в духовной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. «Психология личности» Издательство МГУ,1992г.
  2. Афанасьев М.М. «Семья» 1988г.
  3. Андреева М. «Теория социальной педагогики». Москва,2000г.
  4. Болдырев Н.И. «Роли воспитания детей» Москва, 1951г.
  5. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». Издательство «Просвещение»
  6. Бодалев А.А. «Семья и формирование личности» Москва издательство «Просвещение» 1989г.
  7. Берн Р.»Развитие Я – концепция и воспитание» Москва 1986г.
  8. Басова Н.Ф., Басова В.М. «социальная работа и педагогика» Кострома 1999г.
  9. Василькова Ю. В. «Социальная педагогика». Издательство «Академия»,2000г.
  10. Зацепин В. «Мы и наша семья». Издательство «Семья и школа»,2000г.
  11. Земск М. «Семья и личность». Издательство «Прогресс»,1999г.
  12. Игошев К.Е. «Семья, дети, школа» Москва,1989г.
  13. Королев Ф.Ф. «Общие основы педагогики» 1960г.
  14. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»
  15. Мухин М.И. «Человеческая личность неповторима» Курск,1991г.
  16. Непомнящая Н.И. «Психодиагностика личности». Издательство «ВЛАДОС»,2001г.
  17. Огородников И.Т. «Советская педагогика»,1955г.
  18. Павленок П.Д. «Основы социальной работы». Издательство «ИНФРА-М»,2004г.
  19. «Педагогический журнал». Издательство «Аналитико Родес»,2010г.
  20. Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». Москва,1976г.
  21. Сластенин В. А. «Основы общей педагогики»
  22. Соловейчик С.Л. «Воспитательная система». Москва, 1972г.
  23. Титаренко В.Я. «Семья и формирование личности». Издательство «Мысль»,1987г.
  24. Титов В.А. «Социальная педагогика». Издательство «ПРИОР»,2003г.
  25. Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания»
  26. Фельдштейн Д.И. «Формирование личности ребенка»,1973г.
  27. Фрейджер Дж. «Личность» Санкт-Петербург издательство «Прайм»,2002г.
  28. Холостова Е. И. «Социальная работа». Издательство «Дашков и К»,2007г.
  29. Яновская М. «Эмоциональные аспекты нравственного воспитания». Москва, 1986г.

 

 

 


Информация о работе Влияние семьи на формирование личности