Внеигровой детский фольклор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 05:12, реферат

Описание

Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава I. Из истории обращения к фольклору………………………………………………………………………………….

Глава II. Внеигровой детский фольклор…..……………………………

Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

внеигрой детский фольклор.docx

— 46.54 Кб (Скачать документ)

Бурятский Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

                              Тема:  Внеигровой детский фольклор

 

    

 

 

 

 

 

Проверил: Содномов С.Ц.

Выполнила: студентка гр. 07111

.

 

 

Улан-Удэ

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение……………………………………………………………………… 
 
Глава I. Из истории обращения к фольклору…………………………………………………………………………………. 
 
Глава II. Внеигровой детский фольклор…..…………………………… 
 
Заключение……………………………………………………………………

 
Список используемой литературы…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. 
 
Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. 
 
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.

 
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. 
 
Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

 

 

 

 

 

 
I. ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЩЕНИЯ К ФОЛЬКЛОРУ 
 
Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика- система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.

 
 
Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего исследователя Г.С.Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». В произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание их возрастных особенностей. Для самых маленьких, еще в пеленках, - незамысловатые пестушки:они обращены к тельцу ребенка, к первым движениям его ручек и ножек. К головке, к его улыбке и агуканью. По сути, этот жанр представляет собой своеобразный свод приемов физического воспитания, которые тысячелетиями вырабатывало материнство. Пестушки способствуют развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению двигательных навыков, являются хорошими упражнениями для мышц, нередко сопровождаются приемами массажа: поглаживанием, поколачиванием, легким сжиманием тельца… 

 
«Лунь плывет! Лунь плывет!» - ручки ребенка вместе с мамиными плавно движутся от себя к себе, как бы имитируя плавание. «Сова летит!» - быстро машут ручками, подражая взмахам крыльев птицы . На втором году жизни для тех, кто начинает говорить, -потешки, в которых в игровой форме уже не редко заключены и первые нравственные опыты; в потешках соединяются развлекательные и учительные моменты. 

 

 
Играет бабушка с внуком. Слегка берет за нос и спрашивает:  
 
- Чей нос? 
 
- Савин. 
 
- Где был? 
 
- Славил. 
 
- Что выславил? 
 
- Копеечку. 
 
- Что купил? 
 
- Конфеточку. 
 
- С кем съел? 
 
Если внук не отвечал «с тобой», а говорил «один съел», бабушка теребила его за нос, как бы в наказание за то, что не поделился с другими. 
 
К концу колыбельного возраста ребенку поют прибаутки, которые не сопровождаются игровыми действиями. Главное их назначение – сосредоточить внимание на содержании, тем самым, развивая ум ребенка: 

  1.  
    козлик на базар ходил, козлик косу купил.
  2.  
    на что ему коса? Мураву косить.
  3.  
    на что мураву косить? Доброго коня кормить.
  4.  
    на что доброго коня кормить? Дубовый лес возить.
  5.  
    на что дубовый лес возить?
  6.  
    мост мостить.
  7.  
    на что мост мостить? В гости к козоньке ходить.

 
Мораль прибаутки: прежде чем в гости пойти, потрудись. В форме вопросов и ответов раскрывается смысл простых и необходимых в жизни понятий. А есть и такой жанр, как небылица-перевертыш. В ней все поставлено «с ног на голову». Дети понимают несуразность смысла того, о чем поется, и  
 
это вызывает смех:

  1.  
    Во затейной слободе,

 
На Ивановой горе, 
 
Растабаривали птицы, 
 
Всяки, всяки небылицы: 
 
Про Емелю дурака, 
 
Про конька горбунка. 
 
Про медведя-плясунка, 
 
Про сопливого козла. 
 
Эх, бывали чудеса: 
 
Свинья на насесте 
 
Вывела яйцо в тесте, 
 
Высидела индюшка, 
 
Из этого яйца Петрушку. 
 
Петрушка да Филя 
 
Колпаками солнышко ловили, 
 
Блинами да оладьями 
 
Избу конопатили; 
 
В лопате кашу варили, 
 
В решете воду носили… 
 
 
«Изучая народное творчество для детей, - писала Э.С. Литвин, - можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру, огромное значение игры для его развития… - все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе тем, образов, языкового материала»  

 
В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой  
репертуар. Как только ребенок научается говорить, начинает активно двигаться, он включается в процесс собственно детского творчества. Этому периоду детства свойственны считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и т.д.

 
 
В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность. Вот один из примеров: 

 
Грачи летят 
 
Дети становятся в круг, один из них выходит на середину и поет: 
 
Грачи летят, на всю Русь трубят: 
 
Гу-гу-гу мы несем весну. 
 
Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи. 
 
- Летят, летят! – кричат дети и поднимают руки. 
 
- Журавли летят, 
 
На всю Русь кричат: 
 
Гу-гу-гу – 
 
Не догнать нас никому 
 
- Летят, летят!.. - повторяют все. 
 
Поросята летят, 
 
Полосаты визжат: 
 
Хрю-хрю-хрю –  
 
Надоело нам в хлеву. 
 
- Летят, ле…! – ошибаются некоторые из детей и поднимают руки. 
 
Кто ошибся, тот выходит из круга и дальше в игре не участвует. Игра продолжается, называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи летят, комары и медведи летят .

 
 
Есть жанры и для поры вступления в зрелость. Типичный жанр неженатой молодежи – хоровод. Его функция многозначна. Как драматизированное действо хоровод по происхождению связан с древней обрядностью, а затем стал излюбленной формой массового молодежного гуляния. В древности молодежи поручалась определенная миссия в земледельческой магии. Следы этого сохранились, например, и в форме вождения хороводов (многие рисунки хороводов близки древней символике космических сил: круг, спираль, волнистая линия…), и в самом отношении молодежи к хороводам как важному, обязательному и сокровенному, а не только развлекательному времяпровождению. Хоровод был своеобразной школой общения, выходящего за пределы семьи, школой пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство. 

 
В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Тема выбора пары нередко приобретала социально-сатирическое освещение, молодежь высказывала свое осуждение уродливым сторонам жизни: лени, пьянству, нервному браку, ханжеству церковников,… например «ай, во поле липонька», «Как под лесом, под лесочком». В этих песнях происходила психологическая подготовка и к тем трудностям, которые ждали молодых людей в жизни. 
 
Воспитание подрастающих членов общины входило в повседневность с ее ритмом труда и праздника, с ритмом возрастных переходов. Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама – исполнительница колыбельных, пестушек, потешек…Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них. Во многих обрядах дети принимали специальное участие – колядовали, закликали весну. В некоторых русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни.

 
Так, следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность растущего человека; приобретал он и специальные навыки, без которых его существование было бы неполноценным и даже невозможным. 
 
Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических возможностей человека, его природных физиологических возможностей.  
 
Все это справедливо по отношению к детскому фольклору всех народов. Кроме того, язык народной музыки с его самобытной ладовой системой, разнообразными типами ритмической организации прекрасно подготавливает детей к восприятию современной музыки. Вот почему наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной песне. Она в простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры.

 
III. ВНЕИГРОВОЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР 
 
Фольклор различных жанров дети употребляют и вне игры, в быту. Но и в этих случаях он также нередко носит характер забавы и развлечения. Интересные материалы и наблюдения по вне игровому детскому фольклору были приведены в книге А. Можаровского «Из жизни крестьянских детей Казанской губернии» (1882) 
 
Во внеигровом детском фольклоре мы видим не только отмеченные нами ранее жанры (приговорки, песенки и др.), но и некоторые новые (остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки и др.). Приведем примеры. Вот приговорка, которая исполняется девочками после купания: 
 
Оля, Оля, Чашки помыть. 
 
Вылей воду, Лошадей напоить 
 
На дубовую колоду. 
 
А вот приговорка, исполняемая детьми, когда они найдут улитку: 
 
Улита, улита, Высунь рога! Дам конец пирога. 
 
Друг друга дети забавляли прибаутками — небольшими рассказами в стихотворной форме. Приведем прибаутку о козе, у которой загорелся дом: Дон, дон, дон! Загорелся козий дом. Коза выскочила, Глаза вытращила, Детей выпустила, Побежала к кабаку, Нанюхалась табаку, Побежала к дубу, И давай бить палку, Собака амбар-то-поджала, Да в хвост и убежала. Изба пришла в мужика, Там квашня бабу месит. 
 
Особую разновидность прибауток составляют перевертыш и. Перевертышами называются песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми. Говорится, например, что не мужик ехал среди деревни, а деревня ехала среди мужика, не мужик лыком подпоясан, л лыко подпоясано мужиком и т. п. Вот пример такой прибаутки-перевертыша: Лыко мужиком подпоясано, Ехала деревня середь мужика, Глядь из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку.

 
В перевертышах проявляются способности детей к выдумке, стремление удивить, развеселить и позабавить. Я пойду в лес. Слушатель: И я. Я срублю дерево. Слушатель: И я. Я вырублю колоду. 
 
Детский внеигровой фольклор пронизан весельем, шутками и остротами. Приведем детскую остроту — л о в у ш к у. Слушатель: И я. И замешу свиньям. Слушатель: И я. Они будут есть. Слушатель: И я. 
 
Среди детей широко были распространены различные стихотворные прозвища. Но на них никто не обижался, так как почти каждый из ребят имел свое прозвище. Приведем прозвища на мальчика Петю и девочку Прасковью: Петька-петух,    Пашка-букашка, 

На завалинке протух.  Свина калабашка.

 
Особым жанром детского внеигрового фольклора являются так называемые поддевки, которыми дети стремились «поддеть» друг друга. Приведем две поддевки: 
 
Скажи «топор», скажи «На бане лоза». 
 
Топор. - На бане лоза. 
 
Твой батька вор.  -Твоя мать коза. 
 
Еще большее распространение во внеигровом детском фольклоре получили так называемые дразнилки. В дразнилках, как правило, называют имена тех, кто высмеивается. Вот пример таких дразнилок:  
Егорушка коновал Иван болтан,

Информация о работе Внеигровой детский фольклор