Воспитание детей и подростков в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:18, реферат

Описание

Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

Работа состоит из  1 файл

СВС.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

  1. Воспитание детей и подростков в настоящее время

  Воспитание  является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

  С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытнообщинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.

  К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное  самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.

  В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» — сущность любого воспитания. Воспитание — непрерывный процесс, пока живет человек, и... вечный, пока существует человечество.

В силу особенностей исторического развития, традиционное для всех модернизированных обществ изменение положения учащихся в системе отношений со взрослыми в нашей стране приобрело дополнительное измерение. Отношения между поколениями сегодня имеют новый характер. Традиционные конфликты отцов и детей, которые имели психологические основы, во многом сохранились, хотя по субъективной значимости несколько отошли на второй план. Но самое главное то, что эти традиционные конфликты отцов и детей психологического характера дополнились кардинальным расхождением мировоззрения, мировосприятия старших поколений и подрастающих поколений современной России. Причиной служат те кардинальные изменения в социокультурной жизни России, которые способствовали созданию принципиально иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в которых происходила социализация нынешних взрослых поколений. Поэтому картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка, например старшеклассника, а по некоторым исследованиям и дошкольника – есть очень интересные исследования психологов, психологического института РАО, которые об этом свидетельствуют – существенно, принципиально во многом различаются между собой. Это необязательно приводит к конфликтам, потому что современные дети, с одной стороны выставляя счет отцам, с другой стороны относятся к ним достаточно снисходительно. Они просто не хотят жить так, как жили их отцы.

Таким образом, сегодня в России констатируется ситуация, которую впервые, описала Маргарет Мид: младшие учатся не только у старших, но в значительной мере младшие учатся у сверстников и, более того, ситуация такова, что старшие вынуждены учиться у младших, потому что младшие зачастую лучше адаптируются к реалиям. Эта проблема, ситуация, выпуклый рост автономии подрастающих поколений по отношению к старшим поколениям очень существенно обостряет воспитание как социальную проблему. Воспитание как социальная проблема – это значительно шире, чем воспитание как проблема системы образования.

Когда стираются границы между добром и злом, нравственным и безнравственным, взрослое общество, если оно осознает свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения. В конкуренции с жизнью школа всегда проигрывает. Снимать глобальные противоречия социального характера не её задача. Ей предназначено подготовить (по возможности) человека к выживанию в нестабильном нашем обществе, выработать защитные механизмы, научить самостоятельно решать противоречия жизни в своих интересах. Именно для этого школа призвана выступать альтернативой "плохой жизни", злу, распространенному в обществе. Она несет вечное доброе, идеальное растущему человеку - как материал для личного выбора, но сама за этот выбор не ответственна. Она ответственна за знание, понимание, переживание детьми гуманного в человеческих отношениях и гражданского в более широком общественном поведении, а также за разъяснение возможных последствий, которые ждут человека при иных выборах.

В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Эти идеалы были сформулированы в так называемом "Моральном кодексе строителя коммунизма". Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились. Изменения социальных условий в конце 80-х начале 90-х годов, привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организации). В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания.

Воспитание как  развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии. Воспитательная работа как совокупность усилий педагога, осознанно предпринимаемых для решения конкретных задач созидания Человека.

"Отделять  учение или науку от воспитания - пагубный предрассудок, в который  ныне впадают многие, особенно люди, мечтающие приготовить посредством школы гражданина и совершить это посредством науки. Само учение, - какими бы ни были программы - не достигает своей цели, если в нем умственное образование не сливается с нравственным". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Задачи воспитательной системы

  Многие  ученые и педагоги-практики прошлого и современности как у нас, так и за рубежом (Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванов, В. А. Караковский, Л.Кольберг, В.О.Кутьев, Н.Д. Никадров, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, Р. Штейнер и др.) пришли к выводу, что воспитание — особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания.

  В свою очередь определение воспитания как составной части образования принижает его роль и не соответствует реалиям современности. Повышение эффективности воспитательной работы связывают с созданием воспитательных систем (ВС).

  Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие «воспитательная система» органично связано с такими понятиями, как «личность», «развитие», «отношения», «целостность», «структура», «компонент», «взаимосвязь», «результативность» и др.

  В основу создания воспитательной системы  как модели положена теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт.

Согласно  концепции Е.В.Бондаревской о воспитании учащейся молодежи, важное значение имеют следующие задачи, которые ставятся перед различными воспитательными институтами и прежде всего перед школой:

  • философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь в определении смысла жизни  в условиях радикальных социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования, формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;
  • приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры отечества, своего народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, подростка, юноши, девушки, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности и общении;
  • формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
  • развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности и готовности к рефлексии;

воспитание  уважения к закону, нормам коллективной жизни,  развитие гражданской  и  социальной ответственности  как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о своей стране, сохранении человеческой цивилизации;

  • воспитание положительного отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности к творческому труду, воспитание социально значимой целеустремленности, честности и ответственности в деловых отношениях;
  • развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливо.

Теоретическая концепция ВС реализуется в четырех  взаимосвязанных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание.

  Для любой воспитательной системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее компонентами, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношениях с которым система проявляет свою целостность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Цели и проблемы воспитательной системы в ОУ

В современной  педагогике существует ряд идей, которыми можно руководствоваться в организации  воспитательной работы:

- воспитание - это  органическая часть целого, т. е. "образования личности", оно осуществляется и под влиянием внешних факторов социализации, и внутренних процессов саморазвития личности (индивидуализации);

- процесс воспитания - это взаимодействие (сотрудничество  взрослых и детей с целью  создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса;

- "реализм  целей воспитания" означает не  всестороннее, а разностороннее  развитие личности; базовая культура  личности служит основанием для  разработки содержания воспитания;

- идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;

- участие детей  во внеурочной воспитательной  работе школы должно быть добровольным  делом каждого и быть органическим  звеном целостного образовательного процесса;

- коллективная  творческая деятельность ("коммунарская  идея") - это совокупность задач,  методов, технологий, обеспечивающих  создание развивающей гуманистической  самоуправляющейся общности детей  и взрослых.

Означенные идеи сыграли определенную роль в формировании демократического сознания педагогических коллективов, частично вошли в Закон РФ "Об образовании" в виде таких постулатов: воспитание как часть образования, самоопределение личности как цель образования, добровольность участия детей во внеурочной деятельности и свобода выбора занятий.

Движение школ по пути реформы со всей очевидностью обнаружило реалистичность, возможность  осуществления воспитательного  идеала, который можно обозначит  так: "Свобода и саморазвитие личности!"

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которое провозглашает то или иное сообщество.

В мировой педагогической теории и практике давно уже сложилось  мнение, что воспитательный процесс  не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание подрастающего поколения - это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Большой проблемой  сегодняшнего дня является недостаточность  воспитания нового поколения именно в эстетически - нравственном направлении. Несмотря на то, что обучению в наше время уделено много внимания, появляются специализированные школы, детские сады, гимназии, колледжи и прочее.

Многие педагоги забыли, что целью является воспитание не физика, а человека. Обучение не есть ценность, а есть средство.

Огромную проблему представляет вопрос о здоровье будущего поколения, о перегруженности ученика, начиная с начальной школы. Очень  часто школьная программа не предусматривает  физиологические особенности человека.

Например, в целях  пятидневной рабочей недели прибавляются часы уроков; ребенок, переходящий из 3-го в 5-ый класс получает большую нагрузку. Физическому состоянию будущего поколения тоже уделяется не много внимания, хотя во многих дошкольных учреждениях эта система не нарушена, а вот в подростковом периоде процент заболеваемости увеличивается. Обучение предусматривает воспитать человека как труженика не только физического, но и умственного труда.

Информация о работе Воспитание детей и подростков в настоящее время