Воспитание детей с нарушением интелекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:49, лекция

Описание

1. Характеристика нарушений при умственной отсталости
2. Дошкольная олигофренопедагогика как отрасль специальной дошкольной педагогики
3. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
4. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых)

Работа состоит из  1 файл

Воспит.обучение детей с нарушениями интеллекта.ppt

— 726.50 Кб (Скачать документ)

ТЕМА: 
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

 

1. Характеристика нарушений  при умственной отсталости

2. Дошкольная олигофренопедагогика  как отрасль   специальной  дошкольной педагогики

3. Система воспитания,  обучения и реабилитации детей  с нарушением интеллекта (умственно  отсталых)

4. Основные направления  коррекционно-педагогического процесса,  осуществляемого в дошкольном  образовательном (коррекционном)  учреждении для детей с нарушениями  интеллекта (умственно отсталых)

  •  

 

 

1.ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ  ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

 

Нарушения интеллекта (умственно  отсталые дети)

Понятие «умственная отсталость» в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

 

ПОНЯТИЕ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ»  ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТАКИЕ ФОРМЫ  НАРУШЕНИЙ, КАК «ОЛИГОФРЕНИЯ» И  «ДЕМЕНЦИЯ». 

 

Олигофрения— особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.

 

Деменция — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса. В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а так­же вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).

 

 

В соответствии с международной  классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени  умственной отсталости:

  • дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
  • имбецильность — глубокая умственная отсталость;
  • идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

По современной международной  классификации (МКБ-10) на основе психометрических  исследований умственную отсталость  подразделяют на четыре формы:

легкую (10 в пределах 40—69), умеренную (10 в пределах 35—49), тяжелую (10 в пределах 20— 34), глубокую (10 ниже 20).

 

2. ДОШКОЛЬНАЯ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ   СПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ  

 

 Дошкольная олигофренопедагогика — это наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей дошкольного возраста. Она является частью специальной педагогики (дефектологии) и представляет собой сложную, многофункциональную, многокомпонентную ее отрасль.

 

 

  • Вопросы теории и практики изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольная олигофренопедагогика разрабатывает с учетом достижений смежных наук: детской и специальной психологии, дошкольной и специальной педагогики, пе­диатрии, невропатологии, детской психоневрологии, психиатрии, анатомии, нейрофизиологии, генетики, биохимии и ряда других наук, способствующих раскрытию причин и механизмов умственной отсталости. С помощью выявленных причин возникновения умственной отсталости определяются стратегические пути и базо­вые методы коррекционно-педагогической работы с детьми с от­клоняющимся развитием в специализированных дошкольных учреждениях и в семьях.

 

  • Дошкольная олигофренопедагогика как наука рассматривает следующие вопросы: изучение особенностей и закономерностей развития ребенка под влиянием коррекционного обучения; определение принципов, содержания и методов обучения и воспитания умственно отсталых детей в различных учреждениях коррекционного или ре­абилитационного вида; обеспечение индивидуального подхода в ходе проведения коррекционной работы с детьми с различной степенью умственной отсталости; вариативность системы и структуры специальных учреждений для умственно отсталых детей с учетом их возраста (раннего, дошкольного) и структуры нарушений.
  • В дошкольной олигофренопедагогике применяются те же методы воспитания и обучения, что и в общей педагогике (практические, наглядные, словесные). Однако и сами методы, и их отношения видоизменяются, в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной работы в специальных учреждениях и особенностями развития умственно отсталых детей.

 

  • В системе Министерства здравоохранения  имеется сеть домов ребенка для детей в возрасте от рождения до 3 лет, центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) в возрасте от 2 до 4 лет и специализированные психоневрологические санатории для детей от 4 до 8 лет с органическим поражением ЦНС.

 

  • В эти учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности осложненной формы: умственно отсталые дети с эписиндромом, с шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь детям в этих учреждениях детские психоневрологические (психиатрические) больницы разного уровня (регионального, областного, городского), которые ведут учет и реализуют комплексный подход, как в диагностике, так и в коррекционном воздействии.

 

  • Дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности, или выраженная умственная отсталость, воспитываются в семье или в учреждениях системы Министерства социальной защиты (специальные интернаты для инвалидов детства, реабилитационные центры). В эти учреждения принимаются дети с 4-х летнего возраста и воспитываются там до 18 лет. Основная задача этих учреждений — привитие детям навыков самообслуживания, воспитание адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности и элементарных учебных навыков.

 

3. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ,  ОБУЧЕНИЯ 
И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ 
ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ) 

 

  • Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.
  • Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых матерей при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего типа, а также при ПМПК.

 

 

  • Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.

 

 

 Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:

  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

  • дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);
  • группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

 

 

Одна из наиболее новых  форм помощи детям — группы  кратковременного пребывания.

При поступлении ребенка  в такую группу проводится  его первичное обследование, в  процессе которого педагог-дефектолог  изучает его актуальный уровень  развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и  готовность к сотрудничеству  со взрослыми. Выясняется исходный  уровень основных линий развития  ребенка: социального, физического, познавательного  и эстетического. Уточняется уровень  развития предметной деятельности  и делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со  сверстниками; уровень развития  основных движений пальцев.

  • Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.

 

  • Изучение ребенка является важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной программы развития.
  • В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

 

  • Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.
  • Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА,  ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО В ДОШКОЛЬНОМ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)  УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ  ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

 

  • В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.
  • В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития
  • ребенка.

 

  •     Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

 

 

 

 

Следующим блоком задач  является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.

Информация о работе Воспитание детей с нарушением интелекта