ТЕМА:
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Характеристика нарушений
при умственной отсталости
2. Дошкольная олигофренопедагогика
как отрасль специальной
дошкольной педагогики
3. Система воспитания,
обучения и реабилитации детей
с нарушением интеллекта (умственно
отсталых)
4. Основные направления
коррекционно-педагогического процесса,
осуществляемого в дошкольном
образовательном (коррекционном)
учреждении для детей с нарушениями
интеллекта (умственно отсталых)
1.ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ
ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Нарушения интеллекта (умственно
отсталые дети)
Понятие «умственная отсталость» в отечественной
специальной психологии понимается как
стойкое нарушение познавательной деятельности,
возникшее в результате органического
поражения головного мозга.
ПОНЯТИЕ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ»
ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТАКИЕ ФОРМЫ
НАРУШЕНИЙ, КАК «ОЛИГОФРЕНИЯ» И
«ДЕМЕНЦИЯ».
Олигофрения— особая форма психического
недоразвития, возникающая вследствие
различных причин: патологической наследственности,
хромосомных аберраций природовой патологии,
органического поражения центральной
нервной системы во внутриутробном периоде
или на самых ранних этапах постнатального
развития.
Деменция — стойкое ослабление познавательной
деятельности, приводящее к снижению критичности,
ослаблению памяти, уплощению эмоций.
Деменция носит прогредиентный характер,
т. е. наблюдается медленное прогрессирование
болезненного процесса. В детском возрасте
деменция может возникнуть в результате
органических заболеваний мозга при шизофрении,
эпилепсии, воспалительных заболеваниях
мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие
травм мозга (сотрясений и ушибов).
В соответствии с международной
классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени
умственной отсталости:
- дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
- имбецильность — глубокая умственная отсталость;
- идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
По современной международной
классификации (МКБ-10) на основе психометрических
исследований умственную отсталость
подразделяют на четыре формы:
легкую (10 в пределах 40—69), умеренную (10 в пределах 35—49), тяжелую (10 в пределах 20— 34), глубокую (10 ниже 20).
2. ДОШКОЛЬНАЯ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА
КАК ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
Дошкольная олигофренопедагогика — это
наука о воспитании и обучении умственно
отсталых детей дошкольного возраста.
Она является частью специальной педагогики
(дефектологии) и представляет собой сложную,
многофункциональную, многокомпонентную
ее отрасль.
- Вопросы теории и практики изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольная олигофренопедагогика разрабатывает с учетом достижений смежных наук: детской и специальной психологии, дошкольной и специальной педагогики, педиатрии, невропатологии, детской психоневрологии, психиатрии, анатомии, нейрофизиологии, генетики, биохимии и ряда других наук, способствующих раскрытию причин и механизмов умственной отсталости. С помощью выявленных причин возникновения умственной отсталости определяются стратегические пути и базовые методы коррекционно-педагогической работы с детьми с отклоняющимся развитием в специализированных дошкольных учреждениях и в семьях.
- Дошкольная олигофренопедагогика как наука рассматривает следующие вопросы: изучение особенностей и закономерностей развития ребенка под влиянием коррекционного обучения; определение принципов, содержания и методов обучения и воспитания умственно отсталых детей в различных учреждениях коррекционного или реабилитационного вида; обеспечение индивидуального подхода в ходе проведения коррекционной работы с детьми с различной степенью умственной отсталости; вариативность системы и структуры специальных учреждений для умственно отсталых детей с учетом их возраста (раннего, дошкольного) и структуры нарушений.
- В дошкольной олигофренопедагогике применяются те же методы воспитания и обучения, что и в общей педагогике (практические, наглядные, словесные). Однако и сами методы, и их отношения видоизменяются, в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной работы в специальных учреждениях и особенностями развития умственно отсталых детей.
- В системе Министерства здравоохранения имеется сеть домов ребенка для детей в возрасте от рождения до 3 лет, центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) в возрасте от 2 до 4 лет и специализированные психоневрологические санатории для детей от 4 до 8 лет с органическим поражением ЦНС.
- В эти учреждения принимаются дети с диагнозом олигофрения в степени дебильности осложненной формы: умственно отсталые дети с эписиндромом, с шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь детям в этих учреждениях детские психоневрологические (психиатрические) больницы разного уровня (регионального, областного, городского), которые ведут учет и реализуют комплексный подход, как в диагностике, так и в коррекционном воздействии.
- Дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности, или выраженная умственная отсталость, воспитываются в семье или в учреждениях системы Министерства социальной защиты (специальные интернаты для инвалидов детства, реабилитационные центры). В эти учреждения принимаются дети с 4-х летнего возраста и воспитываются там до 18 лет. Основная задача этих учреждений — привитие детям навыков самообслуживания, воспитание адекватного социального поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности и элементарных учебных навыков.
3. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ
И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)
- Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.
- Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых матерей при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего типа, а также при ПМПК.
- Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.
Современная систематическая
психолого-медико-педагогическая помощь
умственно отсталым детям, консультативно-методическая
поддержка их родителей, социальная адаптация
и формирование предпосылок к учебной
деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе
следующих учреждений:
- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);
- группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.
Одна из наиболее новых
форм помощи детям — группы
кратковременного пребывания.
При поступлении ребенка
в такую группу проводится
его первичное обследование, в
процессе которого педагог-дефектолог
изучает его актуальный уровень
развития, потенциальные возможности,
индивидуальные особенности и
готовность к сотрудничеству
со взрослыми. Выясняется исходный
уровень основных линий развития
ребенка: социального, физического, познавательного
и эстетического. Уточняется уровень
развития предметной деятельности
и делового общения со взрослыми,
возможности взаимодействия со
сверстниками; уровень развития
основных движений пальцев.
- Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.
- Изучение ребенка является важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной программы развития.
- В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.
- Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.
- Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)
УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)
- В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.
- В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития
- ребенка.
- Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Следующим блоком задач
является организация коррекционной
работы, направленной, во-первых, на
развитие компенсаторных механизмов становления
психики и деятельности проблемного ребенка,
а во-вторых, на преодоление и предупреждение
у воспитанников детского сада вторичных
отклонений в развитии их познавательной
сферы, поведения и личностных ориентиров.