Воспитание детей в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 23:15, реферат

Описание

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Содержание

§1. Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой
§2. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада
§3. Игры
п.1. Сюжетно-ролевые игры
п.2. Дидактические игры
п.3. Театральные игры
п.4. Музыкально-дидактические игры
§4. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

ПЕДАГОГИКА.DOC

— 115.50 Кб (Скачать документ)

      Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь  над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает: “Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?” Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

      Постепенно  игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.

      Организация игрового коллектива и становление  в этом коллективе личности каждого  ребенка – один из важнейших и  очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта  вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан – это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства –осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

      При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому  ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением  товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

      Таким образом, игре принадлежит большая  роль в жизни и развитии детей. В игровая деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. 
 

 § 3  ИГРЫ 

.В средней  группе игры детей становятся  более разнообразными. Развитие  речи, достаточный запас знаний  воспитанников позволяют педагогам  формировать у них более сложные  умения в различный видах игр:  сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

      Полноценного развития игра детей постигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так , при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

      СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ  ИГРЫ

      В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

      В младших группах у детей уже  сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

      Перед  педагогом стоит задача – стимулировать  творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

      Включение в общий сюжет таких ролей  активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать  новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным  совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как4 это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

      Создание  обстановки для сюжетно-ролевой  игры или конструирование недостающих  предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым  играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ  ИГРЫ 

        Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.

      ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

      В средней  группе воспитатель организует и проводит дидактические игры как  на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и  определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. М помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

                          

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

      Музыкально-дидактические игры  осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди  своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности. 

§ 5  РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ

      Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное  положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

      Успешность  подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

      Через игру и в игре постепенно готовится  сознание ребенка к предстоящим  изменениям условий жизни, отношений  со сверстниками и со взрослыми, формируются  качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

      Методы  и приемы, применяемые педагогом  для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные  занятия  нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во  время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

      Игра  выявляет отношение детей к изображаемому  и в то же время содействует  закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

      Любовь  и бережное отношение к книге  сохраняется у детей и в  школе. Те, кто в детском саду с  интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают  организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.

      Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие  вопросы, бережное отношение к книге  с первых же дней обучения в школе  помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.  
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Азаров  Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кню для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
  6. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 1979.
  7. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, 1971.
  8. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.
  9. Змановский Ю.Ф. Вуоспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
  10. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение, 1988.
  11. Кон И.С. Ребенок и общество. –М., 1988.
  12. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
  13. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.
  14. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
  15. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 1966.
  16. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.
  17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
  18. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение,1974.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

      Чтобы работать с детьми педагог должен иметь свои  личные  качества.  Какими  хотят видеть сегодня ученики учителя? Самые ценные качества: доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор. Непростительными качествами для педагога: лень, высокомерие, грубость, выделение любимчиков, несправедливость.

Информация о работе Воспитание детей в игре