Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:21, курсовая работа
Цель исследования: выяснить, что является педагогическим инструментарием в воспитании доброты и милосердия.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи данного исследования:
- изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания нравственных качеств у дошкольников;
- провести эмпирическое исследование по выявлению педагогического инструментария, используемого в воспитании доброты и милосердия;
- выяснить существует ли связь между используемым педагогическим инструментарием в воспитательно-образовательном процессе и воспитанием нравственных качеств доброты и милосердия;
- сделать выводы и обобщения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………5
1.1 Нравственное воспитание дошкольников………………………………5
1.2 Методы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13
1.3 Роль педагогического инструментария в воспитании доброты и милосердия……………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ ……………...30
2.1 Организация исследования……………………………………………...30
2.2 Анализ и обсуждение результатов……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…….39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43
Учет
этого принципа в воспитательной
работе требует от педагога установления
тесной связи с семьей, проведения
большой разъяснительной
Учитывая этот принцип, педагог определяет задачи и методы индивидуального подхода к ребенку. Например, решая общую задачу воспитания положительных взаимоотношений в группе, он формирует у одного ребенка умение уступить, поделиться, у другого - инициативу, умение отстаивать свое мнение, у третьего - сдерживать свои желания, учитывая интересы сверстников, у четвертого - умение спокойно и дружелюбно договариваться о совместном пользовании игрушкой, о ролях в коллективной игре и у всего коллектива детей - положительные взаимоотношения.
Педагогу
важно понимать мотивы детских поступков
и правильно их оценивать. Под
его влиянием у дошкольников растет
способность самостоятельно решить,
как поступить в той или
иной ситуации. В силу конкретного
мышления, недостаточной объективности
в оценке поступков сверстников,
а также импульсивности поведения
и подражательности дети, особенно
малыши, могут совершать неправильные
поступки. Однако не всякий отрицательный
поступок является следствием невоспитанности
дошкольника. Поэтому очень важно
выявить, какие мотивы побуждали
ребенка к действию. Только при
этом условии педагог может
Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Воспитатель сочетает разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребенка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей разного возраста.
Методы воспитания - это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый – в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова – в дошкольной педагогике).
Для классификации методов
Предлагаемая классификация
- методы формирования
- методы формирования
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.
Принципы отбора методов нравственного воспитания:
- соответствие метода цели и задачам воспитания;
- гуманный характер метода;
- реальность метода;
- подготовленность условий и средств для использования метода;
- избирательность отбора метода;
- тактичность применения метода;
- планирование возможного
- терпение и терпимость
- преобладающая практическая
Методы нравственного
Воспитание детей требует
- методы формирования навыков и привычек поведения;
- методы Формирования
- методы коррекции поведения.
I, Методы формирования навыков
и привычек поведения. Эта
Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях). Приучение широко применяется в нравственном воспитании детей уже с раннего возраста: малышей приучают к режиму питания, сна, бодрствования, к формам и правилам общения, деятельности. Главный результат – формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения.
Для того, чтобы приручение было действенным и эффективным, используются в комплексе следующие приемы: указание, что делать; определение результата – что и зачем; показ и объяснение или только объяснение способа действия или способа поведения (много различных действий в последовательности); повторность (организация учреждений); контроль и оценка. В процессе самообслуживания и общения педагоги показывают детям на конкретных примерах, как войти, поздороваться, обратиться к взрослому или сверстнику, попросить у него игрушку и т. д.
Поручение – это специально организованная взрослым ситуация для многократных упражнений в тех или иных формах поведения. Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.
Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.
Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.
2. Методы Формирования
Проведение бесед на этические темы требует тщательной подготовки, глубокого продумывания каждого вопроса, с тем, чтобы не допустить голого морализирования, безосновательных требований, запретов, осуждения отдельных детей. Все эти просчеты могут привести к появлению у дошкольников формальных знаний или вызвать у них протест, что будет препятствовать положительному отношению к обсуждаемой теме, возникновению соответствующих чувств.
К этическим беседам предъявляются
определенные требования: идейная направленность
содержания, тесная связь с жизнью
данного детского коллектива и с
жизнью страны, соответствие содержания
и методики проведения беседы возрастным
возможностям и индивидуальным особенностям
детей, закрепление моральных
Разъяснение позволяет детям понять
моральный смысл конкретных поступков
и правил поведения, осознать значение
необходимости их выполнения для
нормальной жизни в коллективе. В
разъяснении всегда раскрывается мотивация
поступка, дается доказательство необходимости
и пользы конкретных действий, суть
которых - выражение внимания к окружающим,
умение подчинить свое поведение
требованиям взрослых. Мотивированное
требование, обращенное к ребенку, имеет
целью убедить его в
Разъяснением необходимо сопровождать
введение новых правил, требований,
чтобы предупредить их нарушение. Разъяснение
применяется при обсуждении отрицательных
действий, поступков детей и при
одобрении, поощрении, вызывая у
детей положительные
Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение товарищей. Отдельных детей путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма.
Эффективность применения данного
метода зависит от того, насколько
воспитатель и учитель
Эти методы широко используются как
на замятиях, так и в повседневной
жизни детей. При этом воспитатель
должен избегать морализирования, усвоения
знаний детьми должно протекать на
фоне их положительного эмоционального
состояния. Формирование у детей
правильных оценок поведения и отношений
людей способствует превращению
моральных представлений в
Информация о работе Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве