Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выяснить, что является педагогическим инструментарием в воспитании доброты и милосердия.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи данного исследования:
- изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания нравственных качеств у дошкольников;
- провести эмпирическое исследование по выявлению педагогического инструментария, используемого в воспитании доброты и милосердия;
- выяснить существует ли связь между используемым педагогическим инструментарием в воспитательно-образовательном процессе и воспитанием нравственных качеств доброты и милосердия;
- сделать выводы и обобщения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………5
1.1 Нравственное воспитание дошкольников………………………………5
1.2 Методы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..13
1.3 Роль педагогического инструментария в воспитании доброты и милосердия……………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОТЫ ……………...30
2.1 Организация исследования……………………………………………...30

2.2 Анализ и обсуждение результатов……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…….39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 180.57 Кб (Скачать документ)

3. Методы коррекции поведения.  Если методы первых двух групп  относятся к основным методам  нравственного воспитания, то методы  этой группы - вспомогательные. Это методы примера нравственного поведения, поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

 Пример – это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого. Непосредственное воздействие  может оказать личный пример окружающих людей, примеры из жизни и деятельности великих людей, героев труда и войны, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение  нравственных привычек и навыков. Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям. Дети дошкольного и младшего школьного возраста  подражают поступкам и поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараются копировать их действия, манеры и т.д. Велика роль примера окружающих, в первую очередь воспитателей и родителей. Дети искренно любят внимательных, заботливых, справедливых взрослых, стараются им во всем подражать.

Специфика и сила примера как  метода нравственного воспитания заключается  в том, что при его использовании  знания формируются в единстве со способами поведения. Дети усваивают  знания о способах поведения в  конкретных нравственных ситуациях.

Подражая авторитетному педагогу, дети копируют его манеры поведения, мимику, жесты: так же здороваются, улыбаясь взрослому и сверстникам, вежливо  обращаются с просьбой, благодарят за услугу, проявляют озабоченность, обнаружив беспорядок, заметив огорчение  товарища, и т. п. Действия воспитателя  они копируют и в играх. По примеру  взрослого дети охотнее включаются в труд, проявляют волевые усилия, не бросают работу не законченной. Положительно-эмоциональное отношение педагога к процессу труда также влияет на детей; взрослый заражает их своим оптимизмом, постоянной готовностью включиться в работу.

Немаловажное значение имеет также  и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное  нарушение установленного правила, воспитатель подчеркивает: «Какой у  нас Сережа молодец! Не стал расталкивать детей, чтобы встать в строй, а немножко отошел и пропустил вперед Колю». Подобное одобрение поступка мальчика вызывает у детей желание поступать так же, и построение проходит без излишней сутолоки. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, воспитатель одобряет другого ребенка: «Как аккуратно Максим повесил свою одежду в шкаф! Он не торопился, постарался. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют!» Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям.

Дошкольники и самостоятельно подражают  поступкам сверстников. Однако они  далеко не всегда способны дать, правильную оценку нравственного содержания поступка, поэтому могут подражать и  отрицательным примерам. Воспитатель  стремится предупредить такие факты, останавливая ребенка, поступающего плохо, выражая свое огорчение по поводу его действий. Обращаясь ко всем детям, которые были свидетелями  отрицательного поступка сверстника, он разъясняет, почему не следует так  поступать, как надо было бы поступить  в подобном случае. Следовательно, используя  пример как метод воспитания, педагог  одновременно прибегает и к методам  разъяснения и убеждения.

Поощрение  и наказание рассматриваются  как необходимые  в воспитательном процессе средства педагогического  воздействия. В сложном процессе нравственного воспитания  личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они приобретают  решающее значение.

Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения  детей, т.е. к одобрению или осуждению. Не всякое одобрение является поощрением в полном смысле слова, и не всякое осуждение является наказанием. Между  этической оценкой поведения  детей и поощрением или наказанием имеется определенное различие. Одобрение  и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. При поощрении или наказании педагог или детский коллектив принимают решение, которое выделяет одного воспитанника или группу из общей массы, производит определенное изменение в из правах и обязанностях, во взаимоотношениях с ними.

Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного  воспитания силой воздействия.

Эффективность поощрений и наказаний  зависит от методики их применения. При использовании поощрений  и наказаний надо прежде всего исходить из анализа конкретной ситуации. Именно создавшаяся ситуация  подсказывает  воспитателю и учителю, какие изменения нужно ввести во взаимоотношения с данным воспитанником: отсрочить наказание, выждать самоосуждение ребенком своих действий. Применение поощрения и наказания предполагает  осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.

Важнейшим требованием в применении поощрений, а также наказаний  является справедливость и объективность. При соблюдении этих требований оценка воспитателя или учителя встречает  одобрение в детском коллективе и является более действенной.

Поощрение есть выражение внимания к воспитаннику, оценка его усилий, результатов его работы или поведения. Признание и одобрение коллектива имеют большое воспитательное влияние, оказывают сильное воздействие  на чувства детей, вызывают удовлетворение, радость. Справедливое поощрение повышает веру  детей в свои силы, вызывая  желание  проявить себя с лучшей стороны.

Применяя поощрение, необходимо соблюдать  меру. При частом использовании их дети привыкают к ним, как к обыденному, и в силу этого воспитательная ценность поощрений снижается.

Поощрение надо сочетать со справедливой требовательностью, с самокритикой, учить детей не успокаиваться  на достигнутом, воспитывать умение ценить доверие коллектива, воспитателя или учителя и стремление оправдать его. Как в дошкольном, так и в школьном возрасте нельзя  допускать перехваливания: оно ведет к возникновению зазнайства и эгоизма. Особое внимание нужно обратить на робких, скромных детей, высказывать одобрение им перед всем коллективом, стимулировать их действиями и т.д.

В сложном процессе формирования нравственной направленности личности приходится применять  и наказание как одно из средств  педагогического воздействия на поведение детей.

Наказание применяется в тех  случаях, когда отдельный ребенок  или группа в целом не выполнили  установленных требований, нарушили принятые нормы и правила жизни  в коллективе, а характер нарушения  требует немедленного воздействия.

Общественная оценка поведения  отдельного воспитанника коллективом  – важнейшая основа наказаний  в советских учебно-воспитательных учреждениях. Эффективность наказаний  находится в прямой зависимости  от организованности общественного  мнения в коллективе.

Наказание всегда должно быть обосновано и понято для провинившегося, а  также для всех членов коллектива. Следует добиваться, чтобы наказание  убеждало ребенка в необходимости  исправить свое поведение, вызывало в нем чувство стыда, раскаяния, пробуждения совести.

В применении наказаний необходим  индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной  системы. Полученное воспитанником  наказание после исправления  им своего поведения не может служить  поводом для обидных напоминаний  и укоров. В семье, детском саду недопустимы угнетающие  человеческое достоинство наказания: обидные  клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы запрещенные  в нашей стране телесные наказания, которые озлобляют  ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают  трусость.

Воспитательное воздействие имеет  такая форма наказания, как изменение  отношения воспитателя, учителя  к ребенку, выражающее недовольство его поведением. Кратковременное отчуждение  воспитателя или учителя оказывают сильное воздействие: ребенок переживает это отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение.

В детском саду можно использовать такие наказания, как лишение  ребенка удовольствия или развлечения, временное лишение любимой игрушки  или интересной игры, отстранение  от желанной роли в игре и т.д. Наказание  необходимо сочетать с убеждением.

Таким образом, рассматривая теоретические  аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в  этой области сделано немало открытий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Роль педагогического инструментария в воспитании доброты и милосердия

 

 

Педагогический инструментарий деятельностного компонента представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания. Они, как бы, выступают в роли специфических (педагогических) инструментов, с помощью которых осуществляется формирование предусмотренных в целях воспитания личностных свойств и качеств человека.

Высокие темпы общего развития детей  дошкольного возраста, в том числе  и умственного, требуют дифференциации обучения в разных возрастных группах. При этом своеобразие обучения проявляется  в основных компонентах учебного процесса: его содержании, структуре, методах и формах организации.

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную  деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.

Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей  моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно  и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством  воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство – деятельность как таковая – необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств  отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше  всего выполняет задачи корректировки  представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она  активизирует весь механизм нравственного  воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

5. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Практическое использование методов  воспитания ставит перед педагогом  вопрос о выборе наиболее адекватного  метода и техники его использования. Согласно педагогической науке, это  зависит от многих факторов: цели и  содержания воспитания, степени сформированности личностных свойств и качеств воспитанников, уровня развития межличностных отношений в группе (коллективе), авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. Так, в слабо развитом коллективе будут необходимы четкие воспитательные требования. В группе со здоровым коллективным мнением и традициями уместны советы, индивидуальные беседы.

Справедливо считается, что абсолютно  «правильных» методов на все педагогические ситуации не существует. Воспитатель  пользуется для достижения целей  обычно комплексом методов, создавая стратегию  педагогического взаимодействия, рассчитанную на определенное время. Педагог-мастер владеет разными методами и находит  оптимальное их сочетания для конкретной ситуации. Шаблон здесь противопоказан, так как в каждом конкретном случае применяемый метод «вплетается» в ту или иную технику его применения.

Под техникой применения методов воспитания понимаются речевые умения, жесты, мимика, приемы внешней выразительности педагога в моменты воспитательного взаимодействия. В связи с этим уместно привести слова А.С. Макаренко, который еще в 20-е годы прошедшего века подчеркивал, что воспитуемые воспринимают воздействие педагога через его внешний вид, интонацию голоса, выражение лица. Следовательно, этот вопрос касается психотехники педагогического труда, науки о психических состояниях, операциях, процессах при выполнении профессиональных функций.

Информация о работе Воспитание доброты и милосердия в дошкольном детстве