Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:17, курсовая работа
Рассмотренный материал позволяет перейти к следующему заключению. Изучение источников и историографии вопроса развития социальной структуры древнего Рима показало, что римское общество в VIII - VI вв. д. н. э. было еще архаичным, покоившимся на принципах коллективных форм собственности на основе средств производства - землю и формирование его социальной структуры шло одновременно и имело прямую зависимость от процесса формирования института римской государственности.
Введение
Глава 1. Исторический путь развития педагогики Рима
1.1 Древнейший царский период Римской цивилизации
1.2 Римская цивилизация эпохи республики
1.3 Римская цивилизация эпохи империи
Глава 2. Педагогические взгляды Катона, Цицерона, Квинтиллиана
и Лукреция
2.1 Педагогические взгляды Катона
2.2 Педагогические взгляды Цицерона
2.3 Педагогические взгляды Квинтиллиана
2.4 Педагогические взгляды Лукреция
Глава 3. Воспитание и школа в древнем Риме
Заключение
Список использованной литературы
В общественно-исторических воззрениях Лукреция, несмотря на их несомненный идеализм, имелись отдельные ценные положения. Поступательному движению общества способствуют, по Лукрецию, не божественное предначертание и не каприз правителя, а умственное развитие людей, их нужды и потребности. Громадное значение в переходе от первоначальной дикости к человеческой культуре Лукреций придавал трём открытиям:
использованию
огня, постройке жилищ и применению
звериных шкур в качестве одежды. Лукреций
отрицательно отзывался об истребительных
войнах, отрывающих людей от мирного труда,
резко осуждал хищничество и аморализм
римских рабовладельцев. Но Лукреций не
был идеологом угнетённых классов. Счастье,
считал он, состоит в ограничении желаний,
в невозмутимости и абсолютном спокойствии
(атараксии), в познавательной деятельности,
которая избавляет человека от страха
перед смертью и перед богами. Лукреций
решительно отвергал религиозную догму
о божественном сотворении природы и человека;
допуская существование богов, он считал,
что они
бессильный перед законами природы и, не вмешиваясь в дела людей, блаженствуют в меж мировых пространствах. Причину религиозных верований Лукреций видел в невежестве, незнании явлений природы, неумении объяснить их истинные основания. Скудость познания источник религиозных верований и связанного с ними ложного страха.
Есть сведения о том, что Цицерон редактировал несколько книг Лукреция. Цицерон давал высокую оценку поэме Лукреция: в письме своему брату он указывал, что в поэме много проблесков природного дарования автора, но вместе с тем и искусства.
Вопреки воле церковников, поэма Лукреция «О природе вещей», в которой в художественной форме изложено античное материалистическое мировоззрение и высказаны ценные научные догадки и глубокие диалектические мысли, сыграла значительную роль в истории человеческой культуры, в формировании мировоззрения многих естествоиспытателей и философов. Она определила многие черты мировоззрения И. Ньютона и М В.Ломоносова.4
Когда
в XVI в. столетии молодая, еще только
возникавшая буржуазная философия приступала
к созданию своих теорий, она - в лице лучших
своих представителей - обращалась к изучению
Лукреция, ценя в нем великого просветителя,
исследователя природы.
Глава
3. Воспитание и школа
в древнем Риме
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.
Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.
Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.
На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее
воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения.
Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме месте общественных сборищ римлян. КIII в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578 - 534 до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам5.
Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира.
Вместе
с тем римская система
В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших.
Частные
грамматические школы были учебными
заведениями повышенного типа. Здесь
обыкновенно обучались
родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах6.
В
IV в. появились риторические школы по греческому
образцу. Здесь изучали греческую и римскую
литературу, основы математики, астрономии,
права и довольно интенсивно - философию.
В последнем случае нередко практиковались
диспуты в духе софистики не самого лучшего
свойства. До нас дошли темы таких диспутов,
например прославление мухи или плеши.
Риторические школы выполняли определенный
социальный заказ - готовили юристов для
разраставшейся бюрократической государственной
машины Римской империи.
Заключение
Рассмотренный материал позволяет перейти к следующему заключению. Изучение источников и историографии вопроса развития социальной структуры древнего Рима показало, что римское общество в VIII - VI вв. д. н. э. было еще архаичным, покоившимся на принципах коллективных форм собственности на основе средств производства - землю и формирование его социальной структуры шло одновременно и имело прямую зависимость от процесса формирования института римской государственности. Такая зависимость непосредственно на особенности социальной структуры римского общества, которая выражалась в переплетении сословных и классовых признаков в эволюции социальной структурой общественных групп древнего Рима.
В период перехода родового строя к рабовладельческому в древнейшем Риме с VIII в. д. н. э., по III в. д. н. э., происходит Складывание и окончательное формирование социальной структуры Древнего Рима. В ходе этого процесса в римском обществе обнаруживаются основные классы — сословья:
угнетаются
экономическими и политическими
членами господствующего
3. Класс рабов. В этот ранний период он еще не являлся основным классом общества, и не составлял основу производства. Противоречивость положении рабов состояла в том, одной стороны они входили в состав класса производителей, а с другой, в гражданское общество как класс они не включались. Такое положение рабов составляло одну из главных особенностей производственных отношений античного мира. Патриархальное рабство так же продолжает существовать, но оно все больше становится застойным элементом в обществе.
Скорее всего, греческое наследие оказало большое влияние на развитие римского образования за счет того, что наука и искусство в Древнем Греции развивались в более ранний период времени, а римская цивилизация как бы наследовала их, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ним множество признаков и особенностей.
На почве римского образования впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад Древнего Рима в развитие ораторского искусства. Именно поэтому педагогические идеи сыграли столь важную роль в возникновении педагогики нового времени, её развитии. В целом же педагогические взгляды видных римских теоретиков воспитания, явились основой для дальнейшего развития мировой педагогики.
Список использованной литературы.