Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:40, статья
Византия - прямая наследница эллинско - римской культуры и образованности. Однако находившиеся у власти социальные группы не испытывали особого интереса к античному культурному наследию. Больше того, в истории Византии были периоды, когда устраивались жестокие гонения на сторонников античной образованности. Например, в 529 г . император Юстиниан распорядился закрыть Платонову Академию в Афинах - один из важных очагов греко-латинской педагогической традиции.
Система воспитания и образования в Византии состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.
Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. У основной массы населения – это был способ начального христианского воспитания и ученичества, когда дети получали с помощью родителей трудовые знания, навыки письма и счета. Дети из состоятельных семей приобретали школьное образование.
Первой ступенью образования являлись школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало повсеместно. Обучение длилось два-три года и начиналось с 5 - 7-летнего возраста. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Пергамент и свитки были заменены бумагой, стило на птичьи или тростниковые перья. Как и в античные времена, грамоте обучались буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Счету обучали по-прежнему на пальцах, с помощью абаки. В программу школ грамоты входило церковное пение. Нерадивых учеников наказывали розгами.
Для многих учеников образование завершалось на элементарном уровне. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа.
Образование выше начального (энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи – Константинополе, где в IX – XI вв. насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. В них обучались дети с 10 - 12-летнего возраста до 16 – 17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.
Постепенно структура средних школ становилась более сложной. В них работали группы преподавателей. Направления деятельности школ санкционировались императорскими властями. Цель обучения в грамматической школе состояла в овладении «эллинской наукой» (пайдейя) – преддверием к высшей философии – богословию. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением первой «четверицы».
Среди методов обучения популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Учащиеся учились цитировать по памяти, делать пересказ, комментарий, описания, импровизации. Школьникам приходилось изучать поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Аристофана, Гесиода, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. Чтение было важнейшим источником образования.
Венцом образования являлись высшие учебные заведения. Каждое имело определенную специализацию. В 425 г. в Константинополе при императоре Феодоссии II была учреждена высшая школа Аудиториум (от латинского audire – слушать). С IX века ее именовали Магнавра (Золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императоров. Преподаватели являлись государственными служащими, получавшими жалованье от императора и составлявшими особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. В их числе были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы.
Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VII - VIII вв. преподавание осуществлялось исключительно на классическом греческом языке. В XV в. вновь стало обязательным изучение латинского языка, в программу были включены и новые иностранные языки.
Со временем обучение приобретало специальную направленность, предпочтение отдавалось юридическому образованию и изучению античного наследия. Кроме того, изучались и обсуждались сочинения христианских богословов – Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста.
В программу обязательного изучения входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина и музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Ведущей формой обучения являлись публичные диспуты. Идеалом выпускника был энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.
Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.
Определенную роль в высшем образовании Византии играли монастырские школы. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции, где на основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты читали совместно, затем их переписывали и толковали. Обучение в монастырских школах осуществлялось в среднем до трех лет, руководствовались они в своей деятельности определенным уставом, где четко регламентировался порядок обучения и воспитания монахов.
Антично-византийские традиции светского образования дали мощный толчок эволюции школы и педагогической мысли Западной Европы. Труды ряда византийских педагогов-философов пользовались огромной популярностью в ученых кругах средневековой западной Европы. Среди таких трудов можно указать «Шестоднев» Василия Кесарийского, «Источник Знания» Иоанна Дамаскина, проповеди Иоанна Златоуста, Максима Исповедника и других.
Постепенно античная педагогическая традиция Византии усиливала религиозный (христианский) вектор своего развития. Византийские богословы в течение VI – XV вв. предложили ряд концептуальных идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения и повлиявших на весь православный средневековый мир.
В трудах раннехристианских византийских мыслителей-богословов главным источником воспитательных идей являлась Библия. Основой воспитания выступала любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. Наука уступала место вере, а основными человеческими добродетелями выступали – смирение и аскетизм.
Византия оказала огромное культурное воздействие, как на страны Востока, так и на страны Западной и Восточной Европы. Она явилась закономерным переходным звеном, соединившим Античность и Средневековье. Однако постепенно культурное влияние Византии на Западную Европу ослабевало, что было связано, прежде всего, с расколом христианской церкви на православную и католическую.
Византийская православная традиция, как и христианская традиция в целом, видела смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения. Обязательным залогом спасения человека считалась его вера в Бога, принятие им религиозных догматов. Однако приобщиться к Богу человек мог путем познания (умопостижения) и путем дел (праведного образа жизни). Византийская православная традиция осваивала оба эти пути. Западная католическая сосредоточилась на первом, встав на путь рационализации религиозного познания, что во многом определило характер западной педагогики, и культуры в целом.
Воспитание в Византии складывалось под влиянием многих культур и течений. Значительное влияние оказала греческая культура, в частности, основным языком Византии был греческий, он признавался государством и церковью. Христианская составляющая образования Византии заключалась в православном мировоззрении. Образование в Византии считалось величайшей ценностью и характеризовалось довольно высоким уровнем. Получить образование мог каждый, независимо от социального статуса. Государственные должности могли занимать только образованные люди. Отличительной чертой византийской системы образования является его светскость, церковь не имела влияния на управление и организацию образовательной системы. Однако религия была существенной и неотъемлемой частью содержания образования, уроки в школе начинались с молитвы. Наибольшего развития система византийского образования достигла в период правления
Константина VII Багрянородного (913–953). В это время открывается множество новых учебных заведений, создается различная научная литература энциклопедического характера.
Роль семьи в раннем воспитании играла ведущую роль. Родители воспитывали детей по христианским правилам, учили счету и письму, а наиболее состоятельные семьи нанимали специальных наставников, которые давали детям книжное образование. В школу дети поступали в 5 – 7-летнем возрасте. Школа первой ступени давала элементарное образование: грамота, счет, а так же церковное пение. Писали на бумаге птичьими перьями. Активно практиковались физические наказания. Существовал еще один вид школы начального уровня, в них преподавали исключительно религиозные предметы, изучали Библию. Приверженцами такого обучения были особо религиозные родители.
Школы следующего уровня – грамматические школы. Они могли иметь разную правовую основу и направленность. В них обучались дети с 10–12 до 16–17 лет. Обучение в школах такого уровня было необязательным и не всегда доступным. Так как основное их средоточие было в Константинополе. Основной массой учеников были дети гражданской и церковной знати.
В начале X в. в школе обычно был один учитель, которому помогали ученики, достигшие наилучших результатов. Затем стали появляться группы преподавателей во главе с прокатеменосом. Обучение было платным, хотя доход учителей был незначительным. Управление образованием и организацией школ исходило от императора.
Обучение было направлено на овладение «эллинской наукой», которая считалась подготовкой к изучению высшей философии. Школьные предметы делились на две четверицы. Основная масса учеников ограничивалась изучением предметов первой четверицы: грамматика, риторика, диалектика, поэтика. Вторая четверица состояла из арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Главнейшим источником получения знаний была литература. Экзамены принимали старшие ученики, за неуспеваемость полагались физические наказания.
Последней, высшей ступенью образования были высшие учебные заведения. Каждое из которых имело свою направленность и специфику обучения и организации. В Константинополе в 425 г. при императоре Феодосии II была создана высшая школа – Аудиториум, позже переименовавшаяся в Магнавру. Это учебное заведение находилось под абсолютным контролем императора, в нем были сосредоточены лучшие преподаватели страны, которых организовал виднейший научный деятель свого времени Лев Математик. (IX в.). В разные периоды обучение производилось то на греческом, то на латинском языках. Школа имела преимущественно юридическую направленность, кроме того, углубленно изучалась философия, в том числе античная. В Магнавре изучались метафизика, богословие, медицина, музыка, история, этика, политика.
Кроме Магнавры в Константинополе существовали еще четыре высших школы, тоже находившиеся в ведении императора: юридическая, медицинская, философская, патриаршая.
В Византии имели место особые домашние академии, называвшиеся кружки-салоны. Они, как правило, возникали в домах ведущих деятелей науки, интеллектуалов, философов. Крупнейшими из них были школы Фотия, Михаила Пселла, Андроника II Палеолога.
Монастырские высшие школы – еще один тип учебных заведений Византии. Изучали в таких школах религию, грамматику, философию. Источником изучения была Библия, на основе ее текстов строилось содержание всех дисциплин. Срок обучения в монастырской школе составлял 3 года. Отличительной особенностью их является наличие устава, в котором устанавливались правила обучения и поведения. Создание устава принадлежит Федору Студиту.
В период XIII–XV вв. просвещение и педагогическая мысль, достигшие высокого уровня подверглись упадку и в конечном итоге оказались в глубоком кризисе. Окончательная их гибель наступила в результате падения Византии под натиском турецких завоевателей. Однако, византийская педагогика оказала огромное влияние на развитие образования государств Востока, Западной и Восточной Европы.