Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 03:12, лекция
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».
Проблемы воспитания и
обучения неразрывно связаны, поскольку
данные процессы направлены на человека
как целое. Поэтому на практике трудно
выделить сферы исключительного
влияния обучающих и
«Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». М. Монтень.
В отношении к человеку
воспитание определяется следующим
образом: это есть преднамеренное воздействие
взрослого человека на ребенка или
юношу, имеющее целью довести
его до той доли самостоятельности,
которая необходима человеку для
исполнения своего назначения человека
на земле. Очевидно, что искусство
воспитания возникло с самого начала
появления человека на земле. Когда
возникли общества и государства, то
к чисто семейным целям В. присоединились
цели социальные и религиозные. В
Китае с древнейших времен В. имело
целью подготовить человека для
жизни в семье и сообщить ему
премудрость, куда входила религия
и наука. Поэтому у китайцев власть
родителей над детьми была безгранична
и даже взрослые люди должны были быть
в повиновении у родителей. У
индусов и древних египтян
воспитывали для известной
На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
2. Воспитание как процесс
2.1 Сущность воспитания
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.
Функция воспитательного
воздействия может
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными норматиисповными моделями.
По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
К группе объективных факторов относятся:
• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
• социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
• обстоятельства биографии;
• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
• особенности страны и исторической эпохи.
Группу субъективных факторов составляют:
• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
• система отношений с социумом;
• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.
В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. А именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.
Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:
• «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
• «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
• «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.
О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.
2.2 Направления воспитания
Направление воспитания определяется единством целей и содержания.
По этому признаку выделяют
умственное, нравственное, трудовое, физическое
и эстетическое воспитание. В наше
время формируются новые
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Оно предполагает:
• развитие силы воли, памяти
и мышления как основных условий
познавательного и
• формирование культуры учебного и интеллектуального труда;
• стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;
• а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.
Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.
Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.
Задачи и содержание нравственного
воспитания молодого поколения определяются
посредством этических
В качестве основных задач этического воспитания выделяют:
• накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);
• разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.
Основными критериями нравственного
человека являются его нравственные
убеждения, моральные принципы, ценностные
ориентации, а также поступки по
отношению к близким и
Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:
• организацию совместного
труда воспитателя и
• объяснение значимости определенного
вида труда на пользу семьи, коллектива
сотрудников и всего
• материальное и моральное
поощрение производительного
• знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;
• кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);
• упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);
• творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;
• временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;
• систематическое участие
в общественно-полезном труде, обучение
технологиям и приемам
• контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;
• учет и оценка результатов
труда (качества, сроков и точности
выполнения задачи, рационализации процесса
и наличие творческого подхода)
• специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.
Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.
Основными задачами физического
воспитания являются: правильное физическое
развитие, тренировка двигательных навыков
и вестибулярного аппарата, различные
процедуры закаливания
Организация физического
воспитания осуществляется посредством
занятий физическими
Гражданское воспитание предполагает
формирование у человека ответственного
отношения к семье, к другим людям,
к своему народу и Отечеству. Гражданин
должен добросовестно выполнять
не только конституционные законы,
но и профессиональные обязанности,
вносить свой вклад в процветание
страны. В тоже время он может
чувствовать ответственность за
судьбу всей планеты, которой угрожают
военные или экологические
Экономическое воспитание —
это система мер, направленная на
развитие экономического мышления современного
человека в масштабах своей семьи,
производства, всей страны. Данный процесс
предполагает не только формирование
деловых качеств —
Экологическое воспитание основано
на понимании непреходящей ценности
природы и всего живого на Земле.
Оно ориентирует человека на бережное
отношение к природе, ее ресурсам
и полезным ископаемым, флоре и
фауне. Каждый человек должен принять
посильное участие в