Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 03:12, лекция
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».
Правовое воспитание предполагает
знание своих прав и обязанностей
и ответственность за их несоблюдение.
Оно ориентировано на воспитание
уважительного отношения к
Историческая и мировая
практика показывают, что главная
цель воспитания определяется как формирование
всесторонне и гармонично развитого
человека, подготовленного к
В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.
В качестве его результатов
выступают личностные новообразования,
связанные с осознанием и изменением
системы мировоззрения, ценностных
отношений, позволяющих выбирать образ
жизни и стратегию поведения,
ориентироваться в языке
2.3 Стили воспитания
По стилю отношений
между воспитателями и
Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению.
Авторитарный стиль
Демократический стиль воспитания
характеризуется определенным распределением
полномочий между педагогом и
воспитанником в отношении
Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства с его стороны.
Попустительский стиль воспитания
характеризуется своего рода «равнодушием»
со стороны педагога в отношении
развития, динамики учебных достижений
или уровня воспитанности своих
воспитанников. Главный принцип
в деятельности и поведении такого
педагога — не препятствовать любым
действиям ребенка как и
На практике ни один из приведенных
стилей у педагога не может проявляться
в «чистом виде». Также очевидно,
что применение только демократического
стиля не всегда бывает эффективным.
Поэтому для анализа практики
воспитателя чаще применяют так
называемые смешанные стили: авторитарно-демократический,
либерально-демократический и
3. Методы воспитания
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач.
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.
Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов.
П. И. Пидкасистый предлагает следующую группировку методов воспитания:
1) формирующие мировоззрение
воспитанников и
2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;
3) оказывающие помощь
По характеру методы воспитания делятся на:
убеждение,
упражнение,
поощрение
наказание.
В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как:
объяснительно-репродуктивные,
проблемно-ситуативные,
методы приучения и упражнения,
стимулирования,
торможения,
руководства,
самовоспитания.
Классификация методов воспитания на основе направленности (И.Г.Щукина):
1. Методы формирования сознания личности. (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, убеждение, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример)
Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.
Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.).
2. Методы организации
Упражнения. В освоении опыта
общественного поведения
1) системы упражнений; 2) их
содержания; 3) доступности и посильности
упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений;
6) контроля и коррекции; 7) личностных
особенностей воспитанников; 8) места
и времени выполнения
Адекватность упражнений спроецированному поведению - еще одно условие педагогической эффективности этого метода.
Приучение - это интенсивно
выполняемое упражнение. Его применяют
тогда, когда необходимо быстро и
на высоком уровне сформировать требуемое
качество. Нередко приучение
Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.
По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.
Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности. (соревнование, поощрение, наказание).
Соревнование является модификацией
метода воспитывающих ситуаций и
способствует формированию качеств
конкурентоспособной личности. Этот
метод опирается на естественные
потребности ребенка к
Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.
Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание – это компонент
педагогического
Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения.
Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания.
4. Заключение
В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения.
Итак, сегодня воспитание понимают как:
• передачу социального опыта и мировой культуры;
• воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
• организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
• воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
• создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.
В целом воспитание представляет
собой воспитательный акт, основными
составляющими которого являются воспитатель
(группа воспитателей) и воспитанник
(группа воспитанников), вышеозначенный
процесс и условия его