Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:34, реферат
Описание
Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества, отличаясь высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны, собственными социальными ориентациями, и в недалеком будущем выступят определяющей силой социально-политического, экономического и культурного развития России. По данным исследований в России на 10 тыс. населения приходится 520 студентов.
исследование соотношения инновационных
и традиционных средств, форм и методов
воспитания в процессе его обновления,
повышения их эффективности в формировании
взглядов молодежи, особенно - развития
у нее национального самосознания.
В последние годы поиск основополагающих
подходов к новой стратегии воспитания
стал более многосторонним и интенсивным.
К этой работе все более активно подключаются
философы, социологи, психологи, юристы,
физиологи, медики. В центре их внимания
находится круг проблем, связанных с условиями,
особенностями, механизмами развития
личности, формирования подрастающего
поколения.
Все требования могут успешно реализовываться
не только через профессиональное обучение
и воспитание, но и через широкий
воспитательный процесс, проводимый во
внеучебное время.
Определение воспитательного процесса
как внеучебного, на наш взгляд, является
условным. Практически каждая учебная
тема несет информационно-значимую
воспитательную нагрузку, что особенно
видно на примере гуманитарных дисциплин.
Воспитание осуществляется при изучении
героических страниц истории нашей Родины,
особенно военной истории, жизни и деятельности
исторических личностей, культурных традиций
и обычаев, краеведческого материала и
т.п. Аналогичные примеры можно привести
из области каждой учебной дисциплины.
Кроме того, аудиторная и научная работа
частично обеспечивается внеаудиторной,
поскольку для проведения научной конференции
или заседания научного кружка нужна большая
подготовительная работа.
Уже несколько лет воспитательная
работа в одном из ВУЗов проводится
согласно плану, основными направлениями
которого являются:
повышение квалификации профессорско-преподавательского
состава по воспитательной работе;
информационное обеспечение;
формирование патриотического
сознания студентов;
развитие научно-профессиональных
способностей студентов;
духовно-нравственное воспитание студентов;
формирование здорового образа
жизни;
межвузовская и интернациональная
работа.
План предусматривает в первую
очередь координацию и консолидацию
воспитательной работы кафедр различных
профилей, библиотеки, редакции газеты
"За медицинские кадры", студенческого
совета, студенческого профкома, администрации
академии.
Огромная роль в этой связи принадлежит
профессорско - преподавательскому составу.
Преподаватель в вузе всегда являлся
одним из основных звеньев воспитательного
процесса. Кризис в России оказал деструктивное
воздействие и на это звено. Низкая заработная
плата, поиск дополнительного заработка
вне стен своего учебного заведения повлекло
за собой оформление ситуации, когда преподаватель
превращался в человека, излагающего только
учебный материал. Сейчас многое меняется
к лучшему, появилась возможность эффективного
использования творческой деятельности
преподавателя, постепенно происходит
освобождение от взглядов на воспитательную
работу, как на дополнительную нагрузку
преподавателей. Большую помощь в этой
связи оказывает постоянно действующий
в академии психолого-педагогический
семинар.
В настоящее время практикуются
научные студенческие конференции
с широким использованием материалов
видеотеки; подготовлены рефераты, выполненные
на высоком теоретическом и эмоциональном
уровне (многие из рефератов посвящены
историям семей и их судьбам); встречи
с ветеранами войны, посещение музеев
и выставок; пешие экскурсии по городу;
краеведческие научно-исследовательские
работы; беседы о символах России, подготовка
тематических стендов; публикаций в газету
"За медицинские кадры"; посильная
помощь гарнизонному госпиталю; торжественное
принятие присяги студентами - это далеко
неполный перечень мероприятий по данному
направлению Горбунов В. Школьный музей
и воспитание патриотизма. // Воспитание
школьников. - 2007,№5. .
На сегодняшний день важно не
потерять, а сохранить эти начинания,
не превратить инициативу в мероприятие
для "галочки", такой отрицательный
опыт мы, к сожалению, также имеем. Важно
помнить о том, что воспитание молодежи
является общественно-историческим закономерным
явлением, которое отвечает требованию
сохранения общества в целом. Воспитание
сегодня необходимо рассматривать как
фактор успеха модернизационных процессов
в России, как способ возможности саморазвития
человека, что является насущным требованием
наступающей информационной цивилизации.
И, наконец, не лишним в данной связи будет
вспомнить о еще одной замечательной российской
традиции, когда высшие учебные заведения
не только обучали, но и воспитывали истинных
интеллигентов - гордость России.
Глава 2. Воспитательная
составляющая в высшем учебном заведении
2.1 Управление воспитательной
деятельностью
В системе управления
воспитательной деятельностью целесообразно
выделить структуры, обеспечивающие её
целенаправленность, организацию и содержание.
Общевузовский уровень.
Ученый совет вуза определяет концепцию
и программу развития воспитания,
направленность ценностных основ их
реализации, формирование целостного
воспитательного пространства коллектива,
методы и формы взаимодействия преподавателей
и студентов, поддержку и развитие инициатив,
новаторских идей в области воспитания
коллектива.
Совет вуза по воспитательной работе
(Координационный совет) разрабатывает
основные направления воспитательной
деятельности, координирует работу вузовских,
факультетских и кафедральных структур
по проблемам воспитания, содействует
созданию новых организационных форм
и методов работы, созданию общественных
объединений, контролирует распределение
средств финансово-материального фонда
с целью поощрения отличившихся коллективов,
студентов и руководителей научно-творческих
объединений. Важной функцией Совета является
обобщение опыта воспитательной деятельности
в вузе, разработка рекомендаций по внедрению
в учебно-воспитательный процесс новых
направлений и технологий воспитания,
совершенствование системы обучения и
воспитания.
Совет студенческого
самоуправления вуза изучает мнение и предложения студентов
по совершенствованию организации учебно-воспитательного
процесса, качества преподавания, участвует
в систематическом (ежегодном) изучении
данных мониторинга о качестве преподавания
учебных дисциплин. Важной составляющей
деятельности Совета являются: проведение
воспитательной работы со студентами,
не входящими в состав существующих в
вузе общественных организаций, научно-исследовательских
и творческих объединений и коллективов;
создание благоприятных условий для рационального
использования свободного времени студентов
в решении вопроса "вторичной занятости"
и получение нуждающимися студентами
материальной помощи.
Факультетский
уровень. Для управления воспитательной деятельностью
на факультете целесообразно введение
должности заместителя декана по воспитательной
работе, создание организационных структур,
решающих задачи воспитательного процесса.
Функциями заместителя
декана по воспитательной работе могут
быть:
формирование основных
направлений воспитания на факультете,
разработка программы и планов воспитания
с учётом мнения профессорско-преподавательского
коллектива, а также мнения студенческого
актива; определение целей и задач воспитания
студентов факультета;
изучение и анализ
информационных материалов о студентах-первокурсниках
(результаты вступительных экзаменов, анализ результатов первичного анкетирования
и индивидуальных бесед с первокурсниками),
формирование на этой основе студенческих
групп, ознакомление студентов с Уставом,
структурой, историей и традициями вуза
с правами и обязанностями студентов,
правилами поведения в вузе и в студенческих
общежитиях;
изучение государственных
стандартов, учебных планов, предметных
программ с целью выявления их
воспитательного потенциала и возможностей
использования в воспитательной
деятельности учебных курсов по гуманитарному и социально-экономическому блоку,
естественнонаучных и технико-технологических
дисциплин;
развитие взаимодействия
преподавателей факультетов и представителей
общевузовских кафедр высших учебных
заведений с целью повышения
эффективности воспитания студентов;
участие в разработке
и проведении общевузовских мероприятий,
согласование программ и планов воспитательной
работы.
Кафедральный
уровень. Основными звеньями кафедрального уровня
организации и управления воспитательной
деятельностью являются заместители заведующих
кафедрами по воспитанию и кураторы студенческих
групп. Деятельность направлена на успешную
адаптацию студентов младших курсов (I-II)
к условиям обучения в вузе, реализацию
прав и обязанностей студентов, духовно-нравственному
и профессиональному становлению личности
будущего специалиста.
В обязанности куратора
группы может быть включено Быков
А. Организационно-педагогические вопросы
патриотического воспитания в школе.
// Воспитание школьников. - 2006,№5. :
изучение и анализ
социологических и психологических данных о студентах, их способностях
и индивидуальных особенностях;
планирование и реализация
совместно со студенческим активом
воспитательных мероприятий, формирование
организаторских умений и навыков,
избрание старосты учебной группы,
а также представителей в курсовые, факультетские
и вузовские органы студенческого самоуправления,
"соуправления", студенческие профсоюзные,
спортивные, научно-исследовательские,
творческие и другие общественные организации;
изучение и анализ
социально-психологического климата в студенческой группе, создание
атмосферы доверия, взаимопомощи и сотрудничества
в учебной группе;
обеспечение реализации
задач воспитательной деятельности
в группе.
Кадровый потенциал
воспитательной деятельности в вузах.
При решении вопроса о формировании качественного состава
преподавателей высших учебных заведений
следует исходить из методологических
и научно-практических задач современного
обучения и воспитания студентов, в соответствии
с которыми воспитание молодежи является
важнейшей функцией образования в системе
высшей школы. Преподаватель вуза должен
быть не только источником профессиональной
информации, но и посредником между студентом
и культурой, способным оказывать позитивное
влияние на их становление и формирование
не только как специалистов, но и как будущей
российской интеллигенции. Постановка
на высоком уровне внеучебной работы в
вузе требует профессионального подхода
специалистов области культуры, политики,
искусства, художественного, литературного
и музыкального творчества, научно-исследовательской
деятельности, патриотического и гражданского
воспитания, физической культуры и спорта.
В целях подготовки, переподготовки
и повышения квалификации руководящих
и педагогических кадров в области
воспитания необходима координация
деятельности вузов с образовательными учреждениями
и региональными органами управления
образованием, методическими центрами;
проведение научно-практических конференций,
методических семинаров, совещаний, обмена
опытом работы. Значительная роль в реализации
данной задачи отводится региональным
институтам повышения квалификации работников
образования.
Ведущая роль в управлении
воспитательной деятельностью принадлежит
Ученому совету вуза, утверждающему
руководителей, обеспечивающих организацию
и содержание воспитания. Руководство воспитательным процессом
в вузе осуществляется проректорами по
воспитательной или учебно-воспитательной
работе, деканами (их заместителями), советами
(отделами) по внеучебной деятельности.
Руководство различными воспитательными
структурами, функционирующими в вузах
(центры, службы, советы, клубы по интересам,
студсоветы в общежитиях, научно-технические
общества, стройотряды, студенческие отряды
охраны правопорядка, комиссии по профилактике
наркомании среди студентов и т.д.) целесообразно
поручать органам студенческого самоуправления.
2.2 Комплексная
модель внеучебной воспитательной
деятельности
В некоторых государственных
университетах реализуется комплексная
модель внеучебной воспитательной деятельности.
Её эффективность во многом обеспечивается тем, что в вузе разработан и действует
комплекс целевых программ (первичной
профилактике наркомании, физическому
воспитанию студентов, развитию студенческой
науки, развитию информационной работы,
гражданско-патриотическому воспитанию).
Кроме того, в вузе создана система организации
и проведения культурно-массовых, научных
и спортивных мероприятий, тематических
семинаров, школа студенческого актива,
взаимодействия с общественными молодежными
организациями, с органами по делам молодежи
города и области.
Могут быть на факультете гуманитарного
образования, созданы необходимые условия
для интеграции внеаудиторной работы
с учебным процессом. Общение студентов
с преподавателями, начавшись на занятиях,
получает естественное продолжение во
внеаудиторной работе. Структурная схема
учебно-воспитательной деятельности на
факультете выглядит следующим образом:
учебное занятие
- внеаудиторное мероприятие в
стенах вуза - выход за пределы вуза
- самостоятельная деятельность студента.
Проблема адаптации
студентов решается на основе формирования в университете
локальной культурной среды. Модель внеаудиторной
работы можно условно определить как "сетевую",
т.е. предполагающую "раскидывание сети"
малых форм, камерных мероприятий, среди
которых тщательно продуманные и подготовленные
крупномасштабные массовые акции выполняют
функцию ориентиров и одновременно демонстрации
потенциальных возможностей студенческой
молодежи. Ответственность за реализацию
этой концепции возложена на специально
созданную комиссию Ученого совета по учебно-воспитательной
работе. Чрезвычайно важное для высшей
школы корпоративное воспитание студентов
в этом университете реализуется на основе
сохранения и приумножения традиций, приобщения
к ним студентов. Для этого может быть
создан музей истории вуза, оформлена
портретная галерея учёных, издаются серии
книг "Выдающиеся ученые университета",
"Они нас учили", история отдельных
кафедр и факультетов. Все это способствует
развитию у студентов чувства корпоративности,
профессионального достоинства, трансформирующихся
в чувство патриотизма.
Особое внимание необходимо
уделять работе с первокурсниками.
Например, на протяжении ряда лет эту
работу координирует отдел организационно-воспитательной
работы (ОВР) по специальному комплексному
плану организационных мероприятий
по адаптации первокурсников. Кураторы групп
назначаются приказом ректора из числа
преподавателей, имеющих опыт и интерес
к воспитательной работе. Их организационно-правовой
статус определяется Положением о кураторе.