В целях решения проблемы всестороннего творческого
развития личности каждого студента и
формирования гуманитарной среды в некоторых ВУЗах создан Центр социально-психологических
проблем обучения и воспитания, направленный
на создание в университете атмосферы
сотворчества студентов и профессорско-преподавательского
состава, приобщение студентов и профессорско-преподавательского
состава к национальным культурным традициям.
В рамках Центра действуют: школа лекторского
мастерства и педагогики высшей школы;
научно-методический семинар по вопросам
воспитательной работы; психологическая
служба; группа физико-психологической
реабилитации; редакция газеты; музей
истории; оперная студия; клуб авторской
и исполнительской песни; интернациональный
клуб; литературная студия; клуб интересных
встреч; службы социологического обеспечения
воспитательной работы, методического
и организационного обеспечения воспитательного
процесса. В соответствии с задачами воспитательной
деятельности при Центре работает психологическая
служба, реализующая программы коррекции
неблагоприятных психоэмоциональных
состояний студентов и преподавателей,
формирующая навыки преодоления стрессовых
ситуаций; организована служба "Телефон
доверия" для студентов.
Существует также личностно-ориентированная
стратегия воспитательной системы, которая реализуется реализуется на
основе метода "косвенного напоминания",
работы в режиме социально-педагогической
поддержки студентов, под которой понимается
взаимопомощь и взаимодействие без прямых
дисциплинарных воздействий. Для формирования
умения работать в режиме сотрудничества,
организуется выполнение совместных внеучебных
дел силами "творческих групп". Во
внеурочной деятельности студентов используется
воспитательное пространство и факторы
социализации разного характера и уровня:
влияние группы сверстников, широкая инфраструктура
региона.
Одной из наиболее эффективных
форм воспитания студенческой молодежи
является вовлечение студентов в творческую
деятельность, органически связанную
с их профессиональным становлением (научно-исследовательскую, конструкторскую,
проектную работу).
Научно-исследовательская
работа студентов - необходимое средство
формирования профессионального облика
специалиста любого профиля. Участие
студентов в научной работе выступает
движущей силой их вовлечения в процесс
создания материальных и духовных ценностей. Воспитательный аспект
студенческого научного творчества имеет
большое значение в деле формирования
личных качеств будущего специалиста.
Постоянный творческий настрой, жажда
знаний, обстановка напряженного научного
поиска способствуют воспитанию у студентов
высокой культуры мышления. Они пробуждают
у них подлинную сознательность и активность
в выборе и проведении определенных решений,
стремление к проникновению в сущность
вещей, а именно эти качества столь необходимы
современному специалисту. Совместное
научное творчество ученых, преподавателей,
студентов, аспирантов - самый эффективный,
проверенный практикой путь развития
потенциальных способностей, становления
характера исследователя, воспитания
инициативы, ответственности, трудолюбия,
потребности и навыков постоянного самообразования
в будущем.
Одним из приоритетных направлений
воспитательного процесса является
патриотическое воспитание, важность
которого неоднократно подчеркивалась
на различных уровнях. Позволим себе
согласиться с мнением В. Лутовинова Лутовинов В. Российский
патриотизм - важнейшая составляющая общенациональной
идеи. // Мое Отечество. 1997 №2 : "Патриотизм
- своего рода фундамент общественного
здания, идеологическая и мировоззренческая
опора его жизнеспособности, одно из первоосновных
условий эффективного функционирования
всей системы социальных и государственных
институтов". В этой связи особую актуальность
приобретает формирование патриотического
сознания, осознание русской самобытности,
выработка национальной самоидентификации,
понимание роли родного края в судьбе
страны, воспитание у молодежи потребности
к освоению общечеловеческой и национальной
культуры, чувства интернационализма.
В настоящее время
практикуются научные студенческие
конференции с широким использованием материалов видеотеки; подготовлены
рефераты, выполненные на высоком теоретическом
и эмоциональном уровне (многие из рефератов
посвящены историям семей и их судьбам);
встречи с ветеранами войны, посещение
музеев и выставок; пешие экскурсии по
городу; краеведческие научно-исследовательские
работы; беседы о символах России, днях
и датах Воинской Славы; подготовка тематических
стендов.
Многим эти мероприятия
покажутся не новыми, но сегодняшнее
поколение молодежи было в большинстве
своем лишено элементов воспитательного процесса, знакомого очень
хорошо людям среднего и старшего возраста.
Неправомерный отказ от позитивного опыта
прошлых лет оказал свое отрицательное
воздействие. Сегодня перечисленные мероприятия
воспринимаются студентами с энтузиазмом
и высокой степенью активности. Необходимо
отметить, что со стороны студенчества
существует определенный социальный заказ
на организацию внеучебной работы. Большой
популярностью пользуются лекции на темы:
"Стратегия формирования имиджа делового
человека", "Культура речи". Опыт
последних лет демонстрирует оживление
студенческой вузовской жизни: появились
театральные коллективы, эстетические
центры, литературные гостиные, краеведческие
экспедиции, а также энтузиасты такого
рода деятельности, как со стороны студенчества,
так и со стороны преподавательского состава.
На сегодняшний день
важно не потерять, а сохранить
эти начинания, не превратить инициативу
в мероприятие для "галочки",
такой отрицательный опыт мы, к
сожалению, также имеем. Важно помнить
о том, что воспитание молодежи является общественно-историческим
закономерным явлением, которое отвечает
требованию сохранения общества в целом.
Воспитание сегодня необходимо рассматривать
как фактор успеха модернизационных процессов
в России, как способ возможности саморазвития
человека, что является насущным требованием
наступающей информационной цивилизации.
И, наконец, не лишним в данной связи будет
вспомнить о еще одной замечательной российской
традиции, когда высшие учебные заведения
не только обучали, но и воспитывали истинных
интеллигентов - гордость России.
Заключение
Профессиональное образование
- процесс формирования и развития
установок (ценностно-смысловых отношений),
представлений, знаний, умений, навыков,
необходимых для занятий определенной
профессией. Профессиональное образование не может быть сведено
лишь к обучению, а требует целенаправленного
воспитания, которое становится в условиях
вуза профессиональным воспитанием. Профессиональное
образование решается в процессе профессионального
обучения, воспитания и развития.
Решению задач профессионального
воспитания студентов должна способствовать
концепция воспитательной деятельности
в университете.
Стратегические цели
концепции воспитательной деятельности
учитывают то, что молодой человек
является носителем ценностей общецивилизационных и российской культуры,
менталитета российского гражданина,
что выступает основой формирования самосознания
у студенческой молодежи.
Система воспитания студентов
формирует качества личности, обеспечивающие
ее включенность в различные сферы жизнедеятельности общества (социальная
активность, участие в общественно-политической
жизни, культурно-досуговой деятельности
и акцентирует внимание на:
развитии высоких нравственных
принципов и духовных качеств;
характеристик компетентного
специалиста (владение на высоком уровне профессиональной
деятельностью, владение способами совместной
профессиональной деятельности и сотрудничества,
владение приемами самореализации и саморазвития
в рамках профессии, способность к творческому
проявлению своей индивидуальности, ответственность,
самоконтроль, профессиональная самооценка);
потребности личности в
достижении успеха, самореализации и
самоутверждения.
Система воспитания должна
четко ориентировать молодого человека
в ценностном мире, помогая различать
добро и зло.
Эти направления должны
присутствовать в учебно-воспитательном
процессе, осуществляемом учебными, научными,
административными подразделениями,
студенческими объединениями.
Профессионально-трудовое
воспитание. В процессе формирования
личности конкурентоспособного компетентного специалиста-профессионала
в вузе важнейшую роль играет профессионально-трудовое
воспитание студентов, сущность которого
заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой
деятельности и связанным с нею социальным
функциям в соответствии со специальностью
и уровнем квалификации.
Гражданско-правовое воспитание.
В этом направлении воспитания интегрированы
гражданское, правовое, патриотическое,
интернациональное, политическое, семейное
воспитание.
Формирование социально
активных студентов - граждан России - является
важнейшим направлением воспитания и
развития у студентов гражданственности,
уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, патриотического
и национального самосознания, обеспечивая
тесную взаимосвязь высшего профессионального
образования с социально-экономическими
и духовными преобразованиями в стране
и мире.
В семейном воспитании студентов
следует уделять внимание экономическим
аспектам ведения домашнего хозяйства,
социально-гигиенической и психологической подготовке молодежи к семейной
жизни, освоению педагогических знаний,
необходимых для воспитания своих детей.
Культурно-нравственное
воспитание. Воспитание и развитие
у студентов нравственности и
высокой культуры является одной
из самых важных задач в процессе становления личности. Культурно-нравственное
воспитание включает в себя духовное,
нравственное, эстетическое, экологические
и физическое воспитание.
Развитие и обогащение
воспитательных традиций университета
невозможно представить без Научной
библиотеки, спортивного комплекса. Важную
роль в решении больших и сложных задач,
стоящих перед коллективом университета,
принадлежит работникам аппарата управления
и административно-хозяйственной части,
обеспечивающих решение организационных
и социально-бытовых вопросов учебно-воспитательного
процесса.
Участие студентов во
внеучебной деятельности в университете
создает оптимальные условия
для раскрытия их творческих способностей,
разностороннего развития личности,
приобретения организаторских и
управленческих навыков, необходимых будущему специалисту.
Развитие внеучебной
воспитательной работы в университете
идет по следующим направлением:
Организация и совершенствование
выставок, смотров-конкурсов по внеучебной
воспитательной работе со студентами
в целях широкого привлечения студентов, аспирантов,
преподавателей и сотрудников университета
к активным занятиям в художественной
самодеятельности, научно техническому
и прикладному творчеству, активизации
работы администрации и студенческого
актива по профессионально-трудовому,
гражданско-правовому и культурно-нравственному
воспитанию студентов.
Разработка и реализация
комплекса мер по профилактике правонарушений
и неадекватному поведению студентов
в зданиях и общежитиях университета,
пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.
Информационное обеспечение
студентов университета, создание факультетских
газет, органов информации студенческого
самоуправления.
Реализация в университете
государственной молодежной политики,
осуществляемой на государственном, региональном и местном уровнях.
Список использованной
литературы
1. Авдеева Н. "Молодёжь - богатство
нации". // Початкова школа. - 2005. Быков
А. Организационно-педагогические
вопросы патриотического воспитания
в школе. // Воспитание школьников.
- 2006,№5. - с.4-7
3. Гасанов З.Т. Цель, задачи и
принципы патриотического воспитания
граждан. // Педагогика. - 2005,№6. - с.59-63
4. Горбунов В. Школьный музей
и воспитание патриотизма. // Воспитание
школьников. - 2007,№5. - с.17-21
5. Лебедева О.В. Патриотическое
воспитание - верноподданническое или
гражданское? // Педагогика. - 2003, №9. - с.77-82
6. Лесняк В.И. Патриотическое
воспитание: проблемы и пути их
решения. // Педагогика. - 2006,№5. - с.110-114
9. Сергеева С.В. Воспитательная
работа со студентами - заочниками
- важная составляющая учебного процесса.
// ВУЗ. XXI век: Научно-информ. Вестник. Вып.4.
Западно-Уральский институт экономики
и права. - Пермь, 2002. С.55 - 58
10.
Березина В.А. Воспитание в
современном вузе: новые подходы.
// Высшее образование сегодня. 2002 №11
с.6 - 12
11.
Сиземская И.Н. Россия в XXI веке:
проблемы образования и воспитания.
// Философские науки. 2002. № 5 с.62-72
12.
Лутовинов В. Российский патриотизм
- важнейшая составляющая общенациональной
идеи. // Мое Отечество. 1997 №2 с.80 -
85
13.
Керпельман Е.Л. О патриотическом
воспитании молодежи. // Новая и
новейшая история. 2002 № 6 с.102 - 106
14.
Письмо Минобразования России
от 20.03.2002 г. № 30-55-181/16
15.
Сборник "Концепция воспитания
учащейся молодежи", 1993 г.
16.
Лутовинов В. Российский патриотизм - важнейшая
составляющая общенациональной идеи.
// Мое Отечество. 1997 №2 с.80 - 85.
Размещено
на Allbest.ru