Воспитание по А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:13, курсовая работа

Описание

Сегодня А. С. Макаренко известен не только в нашем обществе, но и во всем мире. Это подтвердилось с огромной силой в 1988году, когда отмечалось столетие со дня рождения "великого советского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирование методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения", - такова оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО, принявшей резолюцию о международном годе Макаренко.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко……………..
1.1. Биография А.С. Макаренко………………………………..
1.2. Основные теории воспитательного коллектива…………..
1.3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
Глава 2.
2.1. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива………………………………………………………………….
2.2. Шестнадцать пламенных лет……………………………….
Заключение ……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 62.62 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко……………..

    1. Биография А.С. Макаренко………………………………..
    2. Основные теории воспитательного коллектива…………..
    3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива

Глава 2.

2.1. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива………………………………………………………………….

2.2.    Шестнадцать пламенных лет……………………………….

Заключение  ……………………………………………………………

Список  литературы…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня А. С. Макаренко известен не только в  нашем обществе, но и во всем мире. Это подтвердилось с огромной силой в 1988году, когда отмечалось столетие со дня рождения "великого советского педагога и писателя, чья  деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирование методов  образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего  поколения", - такова оценка Генеральной  конференции ЮНЕСКО, принявшей резолюцию  о международном годе Макаренко.

"Педагогическую  поэму" называют за рубежом  самым выдающимся педагогическим  романом нашего времени. Это  мудрая и страстная книга о  любви к человеку, о силе социалистического  гуманизма, воспитывающего и перевоспитывающего  людей, а также другие произведения  А. С. Макаренко изданы на  многих иностранных языках, получили  широкое признание.

Выдающийся  советский педагог Антон Семенович  Макаренко принадлежит к числу  подлинных революционеров науки. Педагогический опыт и идеи Макаренко явились  мощным стимулом развития советской  педагогики во всех ее основных разделах: в методологии, в теории и методике воспитания и обучения, в постановке актуальных проблем педагогического  мастерства и подготовке учителей и  воспитателей. Опыт и идеи Макаренко  питают передовой педагогический опыт. Они оказывают благотворное влияние  на возникновение и развитие движения трудовых объединений школьников и  других форм соединения обучения с  производительным трудом, на расширение форм разнообразной клубной работы в школах и внешкольных учреждениях, на весь учебно-воспитательный процесс  в целом.

А.С. Макаренко  были выдвинут ряд принципиально  новых идей: программа воспитания, педагогическое проектирование, соединение научного образования с производительным трудом, формирование характера, воспитание на лучших традициях советского народа, воспитательный коллектив, педагогический коллектив и его центр, дисциплина и самоуправление, развитие личных отношений детей и воспитателей, авторитет педагога, педагогическое мастерство и техника - этот перечень идей и проблем можно было бы продолжать, так и не раскрыв его в полном объеме.

Воспитание  в коллективе, организованном т.о., что  именно коллектив становится главным  воспитателем личности, - таков генеральный  путь воспитательной работы.

Работы  А.С.Макаренко это наше российское достояние, они заслуживают особого  внимания тем, что в них содержаться  актуальные темы, как для прошлого времени, так и для нынешнего. В этом и заключается актуальность нашей работы.

Разработанность темы. В курсовой работе были задействованы труды М.П. Павлова, В.Ф. Карманов педагогическая система А.С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся, Моносзон Э.И. Становление и развитее советской педагогики 1917-1987, Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко, Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. В книге Э.И. Моносзона особый акцент делается на педагогическую деятельность А.С.Макаренко в целом, как работал этот великий педагог, какие им были созданы произведения, и, чего он достиг в педагогике. В книге, автором которой является И.Ф.Козлов, основной акцент делается на воспитание детей, а именно что должно представляет собой воспитание, по мнению Макаренко, какова цель воспитания, структура содержание, методы и т.д. У М.П. Павловой наиболее ярко и полно описана педагогическая система А.С.Макаренко.

Объект исследования педагогическая система А.С.Макаренко.

Предмет исследования теория и практика воспитания в коллективе.

Цель работы охарактеризовать основные положения и принципы организации процесса воспитания личности в детском коллективе. Из поставленной цели вытекают следующие задачи.

  • Выявить основные этапы становления А.С.Макаренко, как педагога
  • Проанализировать основные положения теории воспитания детей в коллективе
  • Выявить особенности воспитательной практики в детских коллективах, руководимых А.С. Макаренко

Методы исследования исторический, системно-структурный, историко-ретроспективный, хронологический, сравнительно исторический.

Основные источники Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4томах, Моносзон Э.И. Становление и развитее советской педагогики 1917-1987, Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко, Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко.

Практическое значение курсовой работы заключается в том, что наша работа может быть использована студентами при написании научных статей, рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. Также есть возможность использовать информацию, находящуюся в нашей работе для углубления знаний о педагогической системе воспитания А.С. Макаренко в различных педагогически направленных кружках и секциях.

Структура курсовой работы. Наше исследование состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем 39 страниц.

 

 

Глава 1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко

    1. Биография А.С. Макаренко

Антон Семенович  Макаренко родился 1 марта (по старому  стилю) 1888 г. в семье рабочего. После успешного окончания Кременчугского железнодорожного училища и годичных педагогических курсов в 1905 г. Антон Семенович ступил на учительскую стезю. Шесть лет преподавания в Крюковском начальном училище и три года преподования в Доменском начальном училище были временами накопления жизненного и профессионального опыта, вызревания огромной, еще смутно представляемой цели. Мировоззрение молодого Макаренко сложилось под влиянием революционных событий 1905-1907 и 1917 гг.

Преподавал  он русский язык, черчение и рисование, но, самое примечательное, в школе  проводил гораздо больше времени, чем  обычный учитель: увлек детей  играми, походами, устройством костюмированных  вечеров, спектаклей, создал духовой  оркестр.

Обширен круг его чтения: труды К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, А.Н. Острогорского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского; произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко и конечно же Максима  Горького, ставшего не только любимым  писателем, но и его духовным наставником. Он и сам пробовал сочинять, а  в 1914 г. даже рискнул послать свой рассказ А.М. Горькому. И получил короткий ответ: "тема интересная, но написано слабо". Это отбило охоту писать, зато заставило с большей энергией заниматься воспитанием детей. А может, и подтолкнуло к дальнейшей учебе. В 26 лет А.С. Макаренко поступает в только что открывшийся в Полтаве учительский институт.

Он выделялся  в студенческой среде сокурсников  не только возрастом: привлекал особый магнетизм личности Макаренко - сосредоточенность  и целеустремленность, стойкость  в отстаивании своих убеждений  и принципов, общительность и  мягкий юмор. Он хорошо пел и рисовал, а его доклады на профессиональные темы становились событием.

Институт  закончил с золотой медалью, а  характеристика педагогического совета заслуживает того, чтобы привести ее полностью: "Макаренко А. - выдающийся воспитанник по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию, особый интерес проявил к педагогике и гуманитарным наукам, по которым много читал и представлял прекрасные сочинения. Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности же по истории и русскому языку".

Это лето 1917 г. Осенью Макаренко возвращается в Крюков, в то же начальное железнодорожное училище, где учился и преподавал, - теперь уже в качестве его инспектора (директора). После Октября А.С. Макаренко работает здесь два года. Потом принимает предложение организовать колонию для несовершеннолетних правонарушителей в 6 км от Полтавы. С привычной энергией берется за новое дело и начинает, как выясняется позже, уникальный социально-педагогический эксперимент. Нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, и привезли ребят, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. Так началась трудовая колония, взявшая себе имя Максима Горького. Ни нормальных жилых зданий, ни мастерских, ни денег, поэтому уйма сил уходила на добывание всего необходимого.

Тогда, в  первые годы жизни колонии, А.С. Макаренко  совершил свое главное открытие: сердцевиной  системы воспитания общества строящегося  социализма стал детский коллектив  как органичное целое, как "трудовая община".

В трудных  условиях разрухи колония выстояла и к 1924 г. экономически окрепла. В ее распоряжении - 4 мастерских, 40 десятин земли, паровая мельница. Уже ушли в большую жизнь перевоспитанные коллективом бывшие правонарушители - ушли в рабочие, рабфаковцы, студенты.

Сам он работал  почти круглосуточно: были месяцы, когда  он спал через ночь. Он творил колонию... Но и колония по-своему творила  его: закаляла характер, волю, настойчивость, смелость, уверенность. Без этого никогда бы не выдержать ему ожесточенной борьбы за самостоятельность, инициативу, поиск. А ведь иногда доходил до изнеможения, особенно от почти ежедневных изматывающих схваток с чиновниками и бюрократами - из-за каждого рубля и каждого гвоздя, из-за самого главного - из-за права быть на своем месте заведующего колонией творцом, высококвалифицированным специалистом, хозяином.

И все  же колония росла и развивалась: ее опытом интересовались многие, сюда зачастили экскурсии. В июле 1928 г. наконец-то приехал дорогой и долгожданный гость - А.М. Горький. Он был в восторге от общения с воспитанниками, от их здорового, бодрого, радостного настроения, чувства собственного достоинства и оттого, что они любят Макаренко и говорят о нем тоном такой гордости, будто они сами создали его.

Не успел  уехать Горький, как противники колонии  его имени перешли в последнюю, смертельную для нее атаку.

Почему  же так круто изменилось отношение  к колонии им. М. Горького. "Ее не трогали, пока она работала "молча". Но потом о ней стали писать, ее ставили в пример. И это в  то время, когда, например, в детских  колониях и домах Харьковской  области полный развал: обнищание, драки, пьянство, побеги...

К счастью, когда грозовые тучи нависли лично  над А.С. Макаренко, он смог продолжить свое дело в трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую организовали чекисты Украины. Поразительно быстро был создан новый, единственный в  своем роде детский коллектив, который  отразил дальнейшее развитие педагогических идей Макаренко.

Однако  и здесь ему работать не дали. Людей, враждебных новаторству, всячески раздражали поиски путей утверждения  демократических начал, развития товарищеских отношений между воспитанниками и воспитателями, самостоятельности  и чувства собственного достоинства  всего коллектива и каждого его члена в отдельности. Великий педагог-гуманист призывал в каждом ребенке - каким бы он "трудным" ни был - видеть человека, а реальная практика 30-х годов, увы, расходилась с этой воспитательной концепцией.

Макаренко предлагают перевести коммунаров на полный рабочий день и отказаться от обучения в школе. Он стоит насмерть, не соглашается, но коммуна все равно  постепенно превращается в обычный  завод, и он вынужден был уйти.

Незадолго до смерти он писал: "...сейчас очень плохо чувствую себя без ребят, но мало ли приходится по разным причинам себя плохо чувствовать. Приходится делать то, что целесообразнее. В течение 16 лет я создал 2 колонии, и каждая из них хороша в своем роде и каждую развалили в момент наибольшей высоты...".

К счастью, оказалось, что кроме педагогического  у него еще и незаурядный литературный талант. Он, правда, сам был не очень  в этом уверен: "Моя литературная работа - только форма педагогической работы". И это в какой-то мере так и было.

В феврале  1937 г. Макаренко переезжает в Москву и целиком отдается литературной работе. Но он не оставил своей педагогической деятельности, а только сменил, по его словам, род оружия. Его литературная работа явилась одной из форм педагогической деятельности "...я чувствую себя педагогом, - говорил А.С. Макаренко, - не только, прежде всего, а везде и всюду педагогом".

Большие требования предъявлял Макаренко к  себе как к писателю. В те дни, когда литературный труд А.С. Макаренко  был отмечен орденом, в ответ  на высокую награду он писал: "Я отвечаю за то, чтобы в моей работе было прямое, политическое, боевое влияние, тем сильное, чем мое художественное дарование". Честно выполнил Макаренко предъявленные к себе требования. В своих лучших произведениях "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях" А.С. Макаренко поведал о жизни 2-х детских коллективов. Правда с сохранением подлинных событий описана в этих книгах, и вместе с тем они являются могучими "разведчиками будущего".

Информация о работе Воспитание по А.С. Макаренко