Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:13, курсовая работа
Сегодня А. С. Макаренко известен не только в нашем обществе, но и во всем мире. Это подтвердилось с огромной силой в 1988году, когда отмечалось столетие со дня рождения "великого советского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирование методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения", - такова оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО, принявшей резолюцию о международном годе Макаренко.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко……………..
1.1. Биография А.С. Макаренко………………………………..
1.2. Основные теории воспитательного коллектива…………..
1.3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
Глава 2.
2.1. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива………………………………………………………………….
2.2. Шестнадцать пламенных лет……………………………….
Заключение ……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………
Коммуна
им. Дзержинского уже не была учреждением
для правонарушителей. В первое время
в нее присылали обычных
Коллективную роль в воспитании коммунаров и материальном расцвете коммуны Макаренко, сыграл производительный труд. Коммунары первые три года испытывали очень большую нужду. "Представьте себе, это нужда, - говорил Макаренко, - несмотря на это, что мы пережили ее тяжело и с обидой, - она-то и была прекрасным стимулом для развития труда. Коммерческий успех деревообделочного производства был настолько велик, что вскоре коммунары смогли поблагодарить чекистов и попросить их прекратить отчисления средств в пользу коммуны. Заик выдал коммуне ссуду на строительство, и в 1931 г. был построен металлообрабатывающий завод, производивший очень сложную для того времени продукцию, например, фотоаппарат "ФЭД".
Общеобразовательная полная средняя школа, которая была в центре воспитательной системы коммуны, работала так же нормально, как и лучшие советские школы, выполняя полностью установленные программы и даже выходя за их рамки.
Качество
обучения в школе коммуны может
характеризоваться тем, что коммуна
не знала случаев, чтобы окончившие
ее коммунары не смогли выдержать
вступительных экзаменов в
Все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами, высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, а главным органом управления был совет командиров, составляемый из командиров отрядов. Советом командиров руководил секретарь совета командиров, или сокращенно ССК.
Коммуна
была разбита на отряды по десять –
пятнадцать воспитанников разного
возраста. Во главе отряда стоял
командир, избираемый отрядом и утверждаемый
общим собранием. Командир отряда после
утверждения его общим
Постановление партии и правительства о полной ликвидации беспризорничества застало коммуну в состоянии 500 коммунаров. В течение нескольких месяцев к ним пришли новые 500, пришли с улицы, из зала суда, из деморализованных семей, только очень опытный глаз способен был отличить, где старые испытанные дзержинцы, а где новые, только что налаженные воспитанники. В коммуне давно не существует института воспитателей, и, принимая новых пятисот, ни один коммунар не предложил в панике: давайте все-таки пригласим воспитателей.
Коммуну им. Дзержинского посетили тысячи людей. Часто приезжали и иностранные делегации из разных стран мира.
Но все же находились люди, которые с недоверием, встречали успехи Макаренко в воспитании молодежи, считали его достижения преувеличенными и порочили его имя на страницах печати.
С законной гордостью писал Макаренко о своих воспитанниках: "Мы смело глядим в будущее. Образованный, знающий, умеющий мастер - коммунар, сознательный "хозяин" Советской страны, комсомолец и большевик, организатор и командир, умеющий подчиняться и приказывать, умеющий бороться и строить, умеющий любить жизнь, - вот наше будущее, наш вклад в грядущие кадры, какой дает коммуна им. Дзержинского".
Успех в воспитании новых "настоящих" людей из людей "последнего сорта" Макаренко не считал своей заслугой или заслугой кучки педагогов.
Это говорил он, "заслуга всей нашей советской жизни - тех целей, которые между нами стоят, тех путей, которые мы вместе с вами прошли, той энергии, которую мы находим в каждом часе нашей жизни".
Делая вывод
из всего, что было сказано выше,
мы выявляем, что период работы Макаренко
в колонии имени А.М. Горького
и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского
является основным и важнейшим этапом
его творческой деятельности. За эти
годы у Антона Семеновича окончательно
сложилось целостная
Заключение
Столетие - срок, вполне достаточный для того, чтобы творчество исторической личности испытало всестороннюю проверку временем. И сейчас до очевидности ясно, что успехи А.С. Макаренко в области теории и практики огромны, бесспорны и фундаментальны. Он заглянул на многие десятилетия вперед. Его животворные мысли, чувства и воля по-прежнему служат маяком для творческого поиска нынешнего поколения педагогов. На ощупь искал он пути воспитания нового человека - человека социалистического общества. Не было ни теоретических, ни практических разработок, которые могли бы ему существенно помочь. Его опыт был специфичен вовсе не потому, что А.С. Макаренко имел дело с группой подростков, изолировавших себя своим поведением от общества. Его опыт был специфичен тем, что позволял в наиболее чистом виде условия формирования нового, советского человека. Эти условия в самом полном их объеме А.С. Макаренко был вынужден поставить под контроль, сознательно регулировать и управлять ими. Что же помогло А.С. Макаренко найти нужные пути воспитания? Его безусловная вера в человека, безусловное уважение к личности. Эти качества были присущи всем великим педагогам-гуманистам. Вера в человека - вот главный урок А.С. Макаренко, сегодня, как никогда актуальный для нас. И еще об одном его уроке. Истоки теории - в гуще жизни, на самых передовых рубежах общественного прогресса. Это всей жизнью и творчеством доказал А.С. Макаренко. И потому еще предстоит учиться и учиться у него нам, живущим в XXI веке.
Учитель жизни - вот самая сущность, самая главная проникновенная черта личности А.С. Макаренко. Эта черта сливает воедино его теорию и практику, соединяет его самыми крепкими, самыми живыми узами с педагогами-новаторами, со всей массой учителей, поражающих самоотверженным служением своему делу.
Таким образом, основной закон жизни коллектива по А.С. Макаренко: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; основными положениями его теории являются принцип гласности, ответственной зависимости, система перспективных линий и методика параллельного действия.
Результаты
исследования показали, что основными
этапами становления А.С. Макаренко
как педагога являются его работа
в качестве преподавателя в Крюковском
и Доменском начальных
Основные положения теории воспитания детей в коллективе. "Педагогика параллельного действия" заключается в том, что только в процессе деятельности детей, в результате упражнения вовлеченных в деятельность естественных сил, происходит развитее этих сил. В результате этого образуются знания, умения, навыки, привычки, взгляды и формируется личность в целом. И идея единства воспитания и жизни, которая раскрывает природу процесса воспитания и его содержание.
Особенности воспитательной практики в детских коллективах, руководимых А.С. Макаренко, заключаются в следующем. Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им.
Список литературы
1. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. – М., 1987.
2. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М., 1990.
3. Макаренко А.С. Марш 30-го года / А.С. Макаренко. – М., 1988.
4. Макаренко А.С. Флаги на башнях / А.С. Макаренко. – М., 1971.
5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – М., 1985.
6. Макаренко А.С. Книга для
родителей: лекции о
7. Макаренко А.С. Собр. Соч.: в 4т / А.С. Макаренко. – М., 1987. - Т.2.
8. Павлова М.П., Карманов В.Ф. Педагогическая
система А.С. Макаренко и
9. Моносзон Э.И. Становление и развитее советвкой педагогики 1917-1987 / Э.И. Моносзон. – М., 1987.
10. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко / М.П. Павлова. – М., 1966.