Воспитание. Понятие морали и нравственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание

Цель работы: концептуально обосновать сущность и специфику функционирования ценностных ориентаций личности; .
Основными задачами работы являются:
1. Рассмотреть цели и ценностные ориентации, их роль в жизни человека.
2. Проанализировать классификацию ценностей личности, их характеристику.
3. Изучить понятие и сущность воспитания.
4. Рассмотреть мораль и нравственность в воспитательном процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 Цели и ценностные ориентации личности.................................5
1.1 Цели и ценностные ориентации, их роль в жизни человека.........................5
1.2 Классификация ценностей личности, их характеристика............................8
2 Воспитание. Понятие морали и нравственности.................10
2.1 Понятие и сущность воспитания....................................................................10
1.2 Мораль и нравственность в воспитательном процессе...............................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1 Цели и ценностные  ориентации личности.................................5

1.1 Цели и ценностные ориентации, их роль в жизни человека.........................5

1.2 Классификация ценностей личности, их характеристика............................8

2 Воспитание. Понятие  морали и нравственности.................10

2.1 Понятие  и сущность воспитания....................................................................10

1.2 Мораль  и нравственность в воспитательном  процессе...............................11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Социальные  изменения, переход к рыночным отношениям, которыми обозначено наше нынешнее время, отражается не только на экономическом развитии государства, но и на общественном становлении его граждан. Одним из важнейших задач системы образования на современном этапе появляется воспитание гармоничной, духовно богатой и национально сознательной личности.

     Актуальность  темы воспитания, морали и нравстевнности в процессе воспитания предопределена общественными превращениями, которые привели к изменению многих педагогических ориентиров. В современном социокультурном пространстве особенной значимости приобретает воспитание ответственной, инициативной, творческой личности. Концепция воспитания личности в современных условиях заключается в том, что успешная самореализация молодого человека возможна только при наличии его личной системы ценностей, которая должна быть адекватной переменчивым условиям нынешнего времени.

     Проблема  ценностных ориентаций личности отображена в философской, социальнопсихологической, педагогической и искусствоведческой литературе. Так, в философских исследованиях раскрыты важнейшие характеристики ценностей: объективность (Л. Столович), относительность (Н. Чавчавадзе), иерархичность (М. Каган). Как определяется в работах научных работников, ценности общества складывают содержание ценностных ориентаций личности.

     Проблеме  ценностных ориентаций как важного  психологического конструкта личности принадлежит одно из ведущих мест в исследовании человеческого поведения и его саморегуляции. Ценности ориентируют деятельность индивида, а также существенно влияют на процесс становления личности. Они являются многоаспектным психологическим образованием, которое системно характеризует культурное развитие человека. Личностные ценности - это самый действенный психологический механизм регуляции поведения личности, который подтверждает устойчивость ее психических свойств.

     Ценностные  ориентации индивида определяют путь присвоения духовного потенциала общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы поведения. Личность как системная структура качеств и черт человека продуцируется общественными отношениями, в которые она вступает в процессе собственной деятельности и взаимоотношений с окружающей средой. С социальной природой человеческой деятельности связано влияние, предопределенное общественными нормами, самооценкой и встречной оценкой каждой личности со стороны социума.

     Цель  работы: концептуально обосновать сущность и специфику функционирования ценностных ориентаций личности; .

     Основными задачами работы являются:

     1. Рассмотреть цели и ценностные  ориентации, их роль в жизни человека.

     2. Проанализировать классификацию ценностей личности, их характеристику.

     3. Изучить понятие и сущность воспитания.

     4. Рассмотреть мораль и нравственность  в воспитательном процессе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Цели и ценностные ориентации личности 

     1.1 Цели и ценностные ориентации, их роль в жизни человека 

     Ведущей характеристикой личности большинство  исследователей считают ее направленность, хотя толкуют ее сущность по-разному. Так, для С.Л.Рубіинштейна направленность - это "динамическая тенденция", для А. М. Леонтьева - "системообразующий мотив", для В.М.Мясищева - "доминирующее отношение", для Б.Г. Ананьева - "основная жизненная направленность", для А.С.Прангишвили - "динамическая организация сущностных сил человека"1. Исследование направленности личности осуществляется путем изучения всей системы психических свойств и состояний личности : потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений и тому подобное. Таким образом, направленность является системообразующим свойством личности, которое определяет ее психический состав.

     Направленность  личности является социально предопределенной и формируется путем воспитания. Она включает иерархически связанные между собой формы: стремление; желание; интерес; идеал; мировоззрение; убеждение и пр.2.

     Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. В направленности личности ведущая роль принадлежит осознаваемым мотивам. Потребностно-мотивационная сфера лишь частично характеризует направленность личности, является фундаментом, на котором формируются жизненные цели личности3.

     Следует различать цели деятельности и жизненные  цели. В течение жизни человек выполняет большое количество деяльностей, реализовывая в каждой из них определенную цель. Жизненная цель выступает в качестве интегратора отдельных целей, связанных с определенными деяльностями. Реализация отдельных целей является вместе с тем отдельной реализацией общей жизненной цели личности4. С жизненными целями связан и уровень притязаний личности. В жизненных целях проявляется осознанная "концепция собственного будущего". Осознание личностью не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

     Ценностные ориентации можно определить как выбор человеком определенных материальных и духовных ценностей как объектов, которые определяют его целеустремленную жизнедеятельность, весь образ жизни5. Ценностная ориентация всегда оказывается в сфере разветвленных взаимоотношений между человеком и обществом (относительно труда, коллектива, культуры, быта, досуга и т. п.). Именно она позволяет судить о степени воплощение социально необходимых норм, регламентаций, образцов поведения в индивидуальном сознании.

     Ценностная  ориентация - это выборочное отношение  к носителю ценности, который может  быть реальным предметом удовлетворения потребностей отдельного человека или  социальной общности6. В ценностной ориентации аккумулируется жизненный опыт людей. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций свидетельствует о зрелости человека как личности. Проявляются они в деятельности и поведении человека. Они являются своеобразным индикатором иерархий преимуществ, как человек представляет материальные или духовные ценности в процессе своей жизнедеятельности. Ценностная ориентация, сформированная на уровне убеждений, адекватно проявляется в реальном поведении и деятельности человека.

     Деятельность  человека неотделима от ценностной ориентации, которая опирается на ценностные представления. Ценностная ориентация всегда носит индивидуальный характер. В отличие от нее, ценностные представления, хотя и кажутся человеку сугубо индивидуальными, в действительности же всегда являются типичными представлениями определенных социальных групп, в качестве представителя которых данный индивид выступает. Они являются внешними относительно конкретного индивида и только присваиваются им в результате их усвоения. Таким способом обеспечивается механизм взаимосвязи и взаимодействия индивида и общества, единичного и общего, внутреннего и внешнего7.

     В качестве своеобразной модели становления  ценностной ориентации личности выступают ее жизненные планы, которые являются прерогативой индивидуального сознания. Они диалектически сочетают ближайшие цели с широкой программой действий на отдаленное будущее, субъективный мир человека, его стремления и идеалы с реальными жизненными обстоятельствами8. Объективные условия, которые являются первичными относительно субъективных планов, вынуждают человека строить свое будущее с учетом реальных возможностей. Следовательно, жизненные планы являются отображением в индивидуальном сознании господствующих общественных отношений, специфики социального состояния, особенностей микросреды и других факторов, которые обусловливают вероятность реальной жизненной программы индивида. В другом отношении жизненные планы побуждают человека к деятельности с целью преодоления рамок своего имеющегося бытия, поскольку под воздействием совокупности он сформировал определенные стремления, произвел соответствующие установки и т. п. В этом понимании жизненные планы не только отображают объективные обстоятельства, но в определенной степени и создают их.

     Ценностная  ориентация формируется на почве  базовых (основных, ключевых) ценностей, содержание и соотношение которых в истории как отдельного человека, так и человечества в целом чрезвычайно разнообразные. Ценностные ориентации определяют смысл жизни человека. В разные времена (эпохи) у разных адресатов ценностей - отдельного человека или социальных общностей ориентации были разными. Они направляли своего адресата или на потусторонний мир, или на личную жизнь, или же на общество, к которому он принадлежал9. 
 

     1.2 Классификация ценностей личности, их характеристика 

     Традиционной  классификацией ценностей в отечественной  психологии является их распределение  на: общечеловеческие; общесоциальные; социальногрупповые; личностно-индивидуальные10.

     Также существует распределение ценностей  на:

     а) актуальные, которые имеют место в процессе формирования и развития личности и играют существенную роль в ее повседневной жизни;

     б) потенциальные, то есть те, потребность  в достижении которых еще существует.

     В этом, на наш взгляд, заключаются  трудности в психологическом  исследовании ценностей: как перейти от изучения желательных и одобряемых обществом идеалов и целей к реальным - тех, которые отображаются в сознании личности и в дальнейшем структурируются в определенную систему ценностных ориентаций?

     Другое  измерение данной классификации наблюдается в распределении ценностей на:

     а) естественные - объективно существующие, независимые от человеческой общественности;

     б) социальные - предопределенные общественным характером жизни человека11.

     Прикладной  классификацией ценностей является их распределение на материальные, связанные с удовлетворением практических потребностей в связи с инстинктивными стремлениями, естественными стремлениями личности, и духовные, которые порождают, развивают, а в дальнейшем и характеризуют запросы людей относительно высших форм личного сознания (свобода, истина, добро, красота, совесть, нравственность).

     Человеку, кроме давно известных предметно-практического  и познавательного созерцания мира, присуще еще и ценностное отношение  к объективной реальности, которая является аналогом категорий ценностей. Г. Олпорт в связи с этим классифицировал ценности на: теоретические, социальные, политические, религиозные, эстетические, экономические. В его теории есть конфликтные ценности, которые, в свою очередь, могут быть источником развития12.

     Современная психология различает два класса ценностей - ценностей-цели (терминальные) и ценностей-средств (инструментальные). Важнейшими являются терминальные ценности, то есть основополагающие цели человека, которые отображают долгосрочную жизненную перспективу, определяют смысл его жизни, указывают, что для него является сверхважным и сверхзначимым.

     Терминальные  ценности достойны того, чтобы каждый гражданин смог достичь их как  конечную цель индивидуального существования. Все явления действительности, в том числе и поступки людей, можно подать в виде набора ценностей, которые отображают субъективную оценку личностью этих явлений, учитывая их весомость в удовлетворении ее интересов.

     2 Воспитание. Понятие  морали и нравственности 

     2.1 Понятие и сущность воспитания 

     Воспитание - не простой процесс, а целеустремленный, потому что его цель - воспитать всесторонне и гармонично развитую личность, он требует отбора средств воспитания, определенных условий, длительности, накопления качеств личности. Существует много определений воспитания, а удачнее всего трактуется как передача старшими поколениями и активное усвоение новыми поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда. Такое определение "подогнано" к условиям школы, когда старший передает опыт младшему. Целесообразнее определить воспитание как целеустремленное влияние, в результате его воспитанники усваивают социальный опыт. Усвоение такого опыта развивает (формирует) личность в определенном направлении13.

Информация о работе Воспитание. Понятие морали и нравственности