Воспитание. Понятие морали и нравственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание

Цель работы: концептуально обосновать сущность и специфику функционирования ценностных ориентаций личности; .
Основными задачами работы являются:
1. Рассмотреть цели и ценностные ориентации, их роль в жизни человека.
2. Проанализировать классификацию ценностей личности, их характеристику.
3. Изучить понятие и сущность воспитания.
4. Рассмотреть мораль и нравственность в воспитательном процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 Цели и ценностные ориентации личности.................................5
1.1 Цели и ценностные ориентации, их роль в жизни человека.........................5
1.2 Классификация ценностей личности, их характеристика............................8
2 Воспитание. Понятие морали и нравственности.................10
2.1 Понятие и сущность воспитания....................................................................10
1.2 Мораль и нравственность в воспитательном процессе...............................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

     Воспитание является процессом подготовки человека к сегодняшней и будущей жизнедеятельности. Педагогическая категория "воспитания" употребляется в педагогической науке в четырех значениях:

     - в широком социальном - это воспитательное влияние на человека всего общества и всей действительности, который имеет не только позитивную направленность. Действительность содержит конфликты и противоречия; здесь личность приобретает не только позитивный социальный опыт, но и негативный;

     - в широком педагогическом - это воспитательная деятельность разных образовательно-воспитательных систем, которые руководствуются педагогическими теориями;

     - в узком педагогическом - это целеустремленная воспитательная деятельность педагога с целью достижения определенных воспитательных целей;

     - в предельно узком - это решение педагогом конкретной индивидуальной проблемы воспитания или перевоспитания14.

     Воспитание  как педагогическая категория имеет  три существенных признака:

     - целенаправленность, которая предусматривает наличие определенного образца, социально-культурного идеала;

     - соответствие процесса воспитания определенным социально-культурным ценностям; наличие определенной системы организованных воспитательных влияний;

     - гуманность, которая предусматривает ориентацию в воспитании на общечеловеческие ценности; целостность, непрерывность и длительность, то есть воспитание должно задевать все сферы психики человека, творчески формировать и всесторонне развивать их в течение всей жизни.

     Для реализации этих признаков воспитание должно быть комплексным, планомерным и организованным.

     Таким образом, воспитание - это процесс целеустремленного, систематического, организованного и планомерного взаимодействия воспитателя и воспитанника, во время которого происходит влияние на сознание, подсознание, познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферы воспитанника с целью формирования у него научного мировоззрения, высоких моральных, общественных и профессиональных черт для формирования его личности15.  
 

     1.2 Мораль и нравственность в воспитательном процессе 

     В формировании всесторонне развитой личности главное место принадлежит  моральному воспитанию.

     Моральное воспитание - воспитательная деятельность, что имеет целью сформировать стойкие моральные качества, потребности, чувства, навыки и привычки поведения на основе идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности16.

     Моральное воспитание формирует моральные  понятия, взгляды и убеждения. Оно  призвано также содействовать развитию моральных чувств, которые выражают запросы, оценки, направленность духовного развития личности. Не меньшее значение имеет и выработка навыков и привычек морального поведения.

     Процесс морального воспитания характеризуется  понятиями "мораль", "нравственность", "моральное сознание", "моральные убеждения", "моральные чувства", "моральные привычки", "моральная направленность" .

     Мораль - система идей, принципов, законов, норм и оценок, которые регулируют отношения между людьми. Она выполняет  познавательную, воспитательную, оценочную функции. Нормы и принципы морали, ее идеалы и чувства определяют жизненную позицию личности, сообщества. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах ее общественной жизни - в быту, науке, политике, в семье, общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль17.

     Нравственность  является этичным понятием, синонимом  понятия "мораль". Однако если мораль - это форма сознания, то нравственность - практическое воплощение этичных  норм и принципов, переламывания  общеобязательных моральных предписаний через внутренний мир конкретной личности. Поэтому в нравственности человека моральные нормы часто совпадают с его внутренними мотивами поведения, деятельности.

     Моральное сознание - одна из сфер общественного  сознания; оно отображает реальные отношения и регулирует моральный аспект деятельности человека. Моральное сознание охватывает моральные принципы, представления, идеалы, понятия "добро", "зло" и др., которые объединяются в систему взглядов на назначение человека, смысл его жизни18.

     Моральные убеждения - пережитые и обобщенные моральные принципы, нормы. Они являются рациональной основой моральной деятельности личности, которые дают ей возможность делать сознательно, понимая необходимость, целесообразность определенного поступка.

     Моральные чувства - запросы, оценки, направленность духовного развития личности. Они являются эмоциональным аспектом духовной деятельности личности, что вместе с моральными убеждениями характеризует нравственность личности.

     Моральные привычки - полезные для общества стойкие  формы поведения, которые являются внутренней потребностью личности и оказываются в любой ситуации и условиях. Это самая простая форма поддержки и передаваемости следующим поколениям обычаев, норм поведения. Формирование моральных привычек является одной из важнейших задач воспитателя.

     Моральная направленность - стойкая общественная позиция личности, которая складывается на мировоззренческой основе мотивов  поведения и проявляется в различных условиях как свойство личности. Моральная направленность предусматривает наличие в личности моральных убеждений, моральных привычек, морального сознания, которые в совокупности образуют ее нравственность19.

     По  мнению некоторых исследователей, нравственность человека отражается на трех главных  областях его жизни: на отношениях с другими людьми, на его моральном здоровье (чистая-нечистая совесть) и на состоянии его духовной жизни, его отношениях с Богом, когда человек находит или теряет духовное равновесие20.

     На  педагогическом уровне различают знание моральных принципов ("знание морали") и склонность (или несклонность) вести себя в соответствии с ними.

     В процессе воспитания важно предупредить проявления и развитие таких черт и качеств личности, которые могут  привести к нарушению моральных  норм. Поэтому задание воспитателя - формировать у молодого человека твердую моральную позицию, способность противостоять негативным влияниям со стороны близкого окружения и социума в целом. В моральном воспитании следует опираться на гуманистическую идею, согласно которой человеку свойственное стремление к добру, правде и красоте.

     Эффективность морального воспитания молодежи определяют такие факторы:

     - создание в заведении образования  психологического климата уважения  к моральным нормам, правилам  человеческого сосуществования;

     - соответствие содержания морального воспитания его цели и уровню морального развития воспитанников;

     - разумное соотношение между словесными и практическими методами воспитательного влияния, которое обеспечивает единство морального сознания и поведения;

     - своевременное принятие воспитательных мер, акцентирования внимания на предупреждении аморальных явлений в ученическом (студенческому) коллективе;

     - преодоление авторитарного стиля  в отношении педагогов к воспитанникам,  построение его на принципах  гуманизма. 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Человек живет в обществе, ставит перед собой цели и хочет их осуществить, ищет смысл жизни, свое назначение в своей же деятельности. По тому, в чем человек видит смысл своей жизни, какие цели преследует, какими средствами пытается их достичь, то есть на что направлены сущностные силы человека как деятеля, можно судить о самом человеке, о его ценностной сущности, о его морали, месте в обществе (коллективе), его ценности для жизнедеятельности других людей, среди которых он живет.

     В педагогической литературе проблема формирования ценностных ориентаций исследуется в связи с развитием и воспитаниям конкретных ценностей, которые должны быть личностно приняты в определенной социальной группе.

     Обобщая вышеприведенные факты проявления ценностей личности в общественной жизни, следует отметить их определяющую необходимость в аспектах формирования адекватных, социально признанных поведенческих реакций как важнейшего образования в сфере становления сознания личности, а следовательно и саморегуляции ее деятельности. Система признанных ценностей ориентирует мировоззренческие взгляды, убеждения и суждения в русло гуманизированного отношения к окружающей среде, содействует самому эффективному развитию и самосовершенствованию личности. Вот почему проявление положительно направленных ценностей занимает одно из ведущих мест в поведении человека, есть его самым существенным ориентиром в межличностных отношениях.

     Ценности  отображают высший уровень человеческих потребностей. Поэтому личностные, индивидуальные потребности, приобретая общественную значимость и осознаваясь личностью, превращаются в ценности и регулируют социальное поведение человека. В один момент именно через постоянную систему ценностей происходит объективизация отношений с окружающей средой и общественной окружающей средой и эффективное задействование личности в сферу многоаспектного взаимодействия с ними. Данные психологические образования приводят к перестройке всей структуры личности, изменяя систему ее отношений к своей деятельности и к самой себя. Сформированные идеалы, чувства, общественные стремления, социальные оценки и интересы в своей гармоничности упорядочивают направленность личности вокруг ценностно-смысловой сферы.

     Присвоенные ценности и нормы поведения в процессе воспитания проявляются во взаимоотношениях человека с окружающей средой в процессе его адаптации и интеграции с социумом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Батаршев  А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2010. - 246 с.
  2. Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество. -Дубна: Феникс+, 2009. - 112 с.
  3. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Академия, 2010. - 568 с.
  4. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2009. - 496 с.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М.: Педагогика, 2011. - 674 с.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.

Информация о работе Воспитание. Понятие морали и нравственности