Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа
Цель работы: концептуально обосновать сущность и специфику функционирования ценностных ориентаций личности; .
Основными задачами работы являются:
1. Рассмотреть цели и ценностные ориентации, их роль в жизни человека.
2. Проанализировать классификацию ценностей личности, их характеристику.
3. Изучить понятие и сущность воспитания.
4. Рассмотреть мораль и нравственность в воспитательном процессе.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 Цели и ценностные ориентации личности.................................5
1.1 Цели и ценностные ориентации, их роль в жизни человека.........................5
1.2 Классификация ценностей личности, их характеристика............................8
2 Воспитание. Понятие морали и нравственности.................10
2.1 Понятие и сущность воспитания....................................................................10
1.2 Мораль и нравственность в воспитательном процессе...............................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................
Воспитание является процессом подготовки человека к сегодняшней и будущей жизнедеятельности. Педагогическая категория "воспитания" употребляется в педагогической науке в четырех значениях:
- в широком социальном - это воспитательное влияние на человека всего общества и всей действительности, который имеет не только позитивную направленность. Действительность содержит конфликты и противоречия; здесь личность приобретает не только позитивный социальный опыт, но и негативный;
- в широком педагогическом - это воспитательная деятельность разных образовательно-воспитательных систем, которые руководствуются педагогическими теориями;
- в узком педагогическом - это целеустремленная воспитательная деятельность педагога с целью достижения определенных воспитательных целей;
- в предельно узком - это решение педагогом конкретной индивидуальной проблемы воспитания или перевоспитания14.
Воспитание как педагогическая категория имеет три существенных признака:
- целенаправленность, которая предусматривает наличие определенного образца, социально-культурного идеала;
- соответствие процесса воспитания определенным социально-культурным ценностям; наличие определенной системы организованных воспитательных влияний;
- гуманность, которая предусматривает ориентацию в воспитании на общечеловеческие ценности; целостность, непрерывность и длительность, то есть воспитание должно задевать все сферы психики человека, творчески формировать и всесторонне развивать их в течение всей жизни.
Для реализации этих признаков воспитание должно быть комплексным, планомерным и организованным.
Таким
образом, воспитание - это процесс целеустремленного,
систематического, организованного и
планомерного взаимодействия воспитателя
и воспитанника, во время которого происходит
влияние на сознание, подсознание, познавательную,
эмоционально-волевую и мотивационную
сферы воспитанника с целью формирования
у него научного мировоззрения, высоких
моральных, общественных и профессиональных
черт для формирования его личности15.
1.2
Мораль и нравственность в воспитательном
процессе
В формировании всесторонне развитой личности главное место принадлежит моральному воспитанию.
Моральное воспитание - воспитательная деятельность, что имеет целью сформировать стойкие моральные качества, потребности, чувства, навыки и привычки поведения на основе идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности16.
Моральное воспитание формирует моральные понятия, взгляды и убеждения. Оно призвано также содействовать развитию моральных чувств, которые выражают запросы, оценки, направленность духовного развития личности. Не меньшее значение имеет и выработка навыков и привычек морального поведения.
Процесс морального воспитания характеризуется понятиями "мораль", "нравственность", "моральное сознание", "моральные убеждения", "моральные чувства", "моральные привычки", "моральная направленность" .
Мораль - система идей, принципов, законов, норм и оценок, которые регулируют отношения между людьми. Она выполняет познавательную, воспитательную, оценочную функции. Нормы и принципы морали, ее идеалы и чувства определяют жизненную позицию личности, сообщества. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах ее общественной жизни - в быту, науке, политике, в семье, общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль17.
Нравственность является этичным понятием, синонимом понятия "мораль". Однако если мораль - это форма сознания, то нравственность - практическое воплощение этичных норм и принципов, переламывания общеобязательных моральных предписаний через внутренний мир конкретной личности. Поэтому в нравственности человека моральные нормы часто совпадают с его внутренними мотивами поведения, деятельности.
Моральное сознание - одна из сфер общественного сознания; оно отображает реальные отношения и регулирует моральный аспект деятельности человека. Моральное сознание охватывает моральные принципы, представления, идеалы, понятия "добро", "зло" и др., которые объединяются в систему взглядов на назначение человека, смысл его жизни18.
Моральные убеждения - пережитые и обобщенные моральные принципы, нормы. Они являются рациональной основой моральной деятельности личности, которые дают ей возможность делать сознательно, понимая необходимость, целесообразность определенного поступка.
Моральные чувства - запросы, оценки, направленность духовного развития личности. Они являются эмоциональным аспектом духовной деятельности личности, что вместе с моральными убеждениями характеризует нравственность личности.
Моральные привычки - полезные для общества стойкие формы поведения, которые являются внутренней потребностью личности и оказываются в любой ситуации и условиях. Это самая простая форма поддержки и передаваемости следующим поколениям обычаев, норм поведения. Формирование моральных привычек является одной из важнейших задач воспитателя.
Моральная направленность - стойкая общественная позиция личности, которая складывается на мировоззренческой основе мотивов поведения и проявляется в различных условиях как свойство личности. Моральная направленность предусматривает наличие в личности моральных убеждений, моральных привычек, морального сознания, которые в совокупности образуют ее нравственность19.
По мнению некоторых исследователей, нравственность человека отражается на трех главных областях его жизни: на отношениях с другими людьми, на его моральном здоровье (чистая-нечистая совесть) и на состоянии его духовной жизни, его отношениях с Богом, когда человек находит или теряет духовное равновесие20.
На педагогическом уровне различают знание моральных принципов ("знание морали") и склонность (или несклонность) вести себя в соответствии с ними.
В процессе воспитания важно предупредить проявления и развитие таких черт и качеств личности, которые могут привести к нарушению моральных норм. Поэтому задание воспитателя - формировать у молодого человека твердую моральную позицию, способность противостоять негативным влияниям со стороны близкого окружения и социума в целом. В моральном воспитании следует опираться на гуманистическую идею, согласно которой человеку свойственное стремление к добру, правде и красоте.
Эффективность морального воспитания молодежи определяют такие факторы:
-
создание в заведении
- соответствие содержания морального воспитания его цели и уровню морального развития воспитанников;
- разумное соотношение между словесными и практическими методами воспитательного влияния, которое обеспечивает единство морального сознания и поведения;
- своевременное принятие воспитательных мер, акцентирования внимания на предупреждении аморальных явлений в ученическом (студенческому) коллективе;
-
преодоление авторитарного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек живет в обществе, ставит перед собой цели и хочет их осуществить, ищет смысл жизни, свое назначение в своей же деятельности. По тому, в чем человек видит смысл своей жизни, какие цели преследует, какими средствами пытается их достичь, то есть на что направлены сущностные силы человека как деятеля, можно судить о самом человеке, о его ценностной сущности, о его морали, месте в обществе (коллективе), его ценности для жизнедеятельности других людей, среди которых он живет.
В педагогической литературе проблема формирования ценностных ориентаций исследуется в связи с развитием и воспитаниям конкретных ценностей, которые должны быть личностно приняты в определенной социальной группе.
Обобщая
вышеприведенные факты
Ценности отображают высший уровень человеческих потребностей. Поэтому личностные, индивидуальные потребности, приобретая общественную значимость и осознаваясь личностью, превращаются в ценности и регулируют социальное поведение человека. В один момент именно через постоянную систему ценностей происходит объективизация отношений с окружающей средой и общественной окружающей средой и эффективное задействование личности в сферу многоаспектного взаимодействия с ними. Данные психологические образования приводят к перестройке всей структуры личности, изменяя систему ее отношений к своей деятельности и к самой себя. Сформированные идеалы, чувства, общественные стремления, социальные оценки и интересы в своей гармоничности упорядочивают направленность личности вокруг ценностно-смысловой сферы.
Присвоенные
ценности и нормы поведения в процессе
воспитания проявляются во взаимоотношениях
человека с окружающей средой в процессе
его адаптации и интеграции с социумом.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Воспитание. Понятие морали и нравственности