Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:54, курсовая работа
Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.
Задачи:
1. Проанализировать научные теоретические положения по трудовой деятельности.
2. Обработать практические рекомендации по улучшению развития трудовой мотивации деятельности детей.
Введение
1. Теоретические основы трудового воспитания
1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ
1.2 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия
2. Овладение детьми навыками трудовой деятельности
2.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей
2.2 Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту
Заключение
Список литературы
Приложение
Коллективные поручения даются в тех случаях, когда у детей уже сформированы трудовые навыки, необходимые для выполнения различных заданий. Например, вымыть игрушки, разложить материал для рисования, вынести на участок вдвоем корзину с игрушками. Такие задания, как правило, не ставят детей в прямую зависимость друг от друга. Сверстников объединяет общий результат труда, а также общение, которое возникает в процессе выполнения поручения. Воспитательница приучает ребят помогать друг другу, доводить дело до конца. Необходимо поощрять доброжелательное общение между детьми, так как оно является началом дружеских взаимоотношений в совместной деятельности.
Постепенно дети начинают осознанно относиться к обязанности постоянно заботиться об окружающих, уровень выполнения трудовых поручений у них повышается, ребята уже способны проявлять инициативу и самостоятельность, стремление создать что-то приятное и нужное для окружающих. Педагогу очень важно поддержать эти первые ростки детской самостоятельности. Инициативу в труде воспитанники старшей группы проявляют в тех случаях, когда педагог умело, переходит от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов достижения результата. С помощью вопросов педагог постепенно приучает воспитанников вспоминать, что они уже умеют делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может действовать самостоятельно. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом: уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями, трудом в природе. В старшей группе особенно важно замечать каждый случай проявления детской инициативы. Для развития инициативы более эффективными будут напоминания воспитателя о работе, нужной для всех. Это подскажет детям, каждый самостоятельно сможет сделать, например, для того, чтобы в групповой комнате стало красиво.
Дети дежурят по столовой. Такие дежурства обеспечивают систематическое участие в труде всех детей. Дежурные ставят на столы хлебницы, вазы с салфетками, раздают ложки, проверяют, у всех ли детей есть стулья, расставляют блюдца, приносят с раздаточного стола по две чашки на детские столы. Дежурные следят за тем, чтобы на всех столах были салфетки, убирают посуду после еды: хлебницы, стаканы с салфетками.
Организуя дежурство, педагог должен
помнить, что дети не воспринимают эту
деятельность как свою обязанность,
поэтому она нуждается в
Необходимость труда дежурных по подготовке к занятиям, воспитательница мотивирует тем, что дети стали старше, а занятия более сложными и поэтому нужны постоянные помощники. Особенно велика нагрузки в процессе подготовки к занятиям изобразительной деятельности, поэтому не следует раздачу всех материалов возлагать только на дежурных. Дежурные вместе с воспитательницей готовят необходимые для занятий предметы на отдельном столе. Например, для рисования ставят подставки с красками, приготовленными воспитательницей, банки с водой, кисти, подставки для них, раскладывают салфетки для осушения кистей. Затем каждый воспитанник подготавливает свое рабочее место. По окончании занятия ребята уносят свои предметы на общий стол. Дежурные моют посуду, кисти, просушивают их и убирают на место. Такой порядок приучает детей к самостоятельности.
Систематическая работа педагога по
руководству процессом
Очень важно учить детей выделять в задании цель и способ ее достижения, удерживать в памяти все этапы работы и самостоятельно выполнять ее.
Дети старшей группы лучше усваивают материал, приобретают умения и трудовые навыки, когда они вовлечены в доступные им виды деятельности: игровую, практическую. Как и в младших группах, основными способами сообщения им знаний и умений являются анализ образца и показ способа действий с материалом. Вместе с тем, опираясь на достигнутый детьми трудовой опыт, воспитательница начинает приучать их понимать и словесные объяснения.
Воспитательница приучает ребят действовать самостоятельно, не мешая друг другу, выполняя задание до конца, преодолевая трудности. Можно предлагать детям варьировать, разнообразить способы выполнения задания. Например, при обучении конструированию воспитательница показывает, как можно добиться, чтобы домики не были похожими: раздвигая кирпичики на разное расстояние, друг от друга, получают окна различной ширины, поворачивая кирпичики разной стороной к себе, меняют конструкцию стен дома.
Воспитательница объясняет, что выполнить задание можно различными способами, в то же время одним и тем же способом можно достичь разных результатов. Так, научившись строить одноэтажный домик и делать перекрытие, дети могут конструировать дома разной высоты усвоенными способами, а используя различные приемы организации пространства с помощью кирпичиков и кубиков, строить дома по условиям.
Дети часто подражают
Используя возникающие ситуации, педагог
вводит несколько правил, организующих
поведение, разъясняет их смысл и
формирует поведение, соответствующее
правилам: перед занятием необходимо
навести порядок в группе; убирать
игрушки надо быстро, чтобы не задерживать
всех детей, во время уборки помогать
друг другу, затем привести себя в
порядок. Педагог, разъясняя правила,
опирается на конкретные поступки детей,
показывая необходимость
В течение года педагог воспитывает у детей интерес к содержанию занятий, опираясь на который формирует представление об их значимости. На занятиях можно узнать много нового и интересного. Воспитательница стремиться к тому, чтобы результаты работы детей отражали их стремление выполнять задание прилежно и аккуратно. Эти стороны трудовой деятельности воспитанников должны занимать наибольшее место в работе педагога.
Выполнение заданий по изготовлению игрушек из готовых форм не только способствует формированию технических навыков, но и стимулирует умственную активность детей, их самостоятельный поиск способов действия. Прежде чем начать конструировать игрушки: домик, автобус, ребята по предложению воспитательницы обдумывают, как соединить формы между собой, какую часть намазать клеем, обозначают эту часть штриховкой.
Основные приемы обучения – это показ образца и объяснения способов действий. Педагог подробно объясняет и показывает весь процесс выполнения поделки. Объяснение предшествует деятельности детей. Оно должно быть четким и кратким. Например, при поделке домика по готовому образцу, дети изготавливают из самого листа – дом, из цветного прямоугольника – крышу, из цветной полоски – трубу, окна, дверь.
Так же строится занятие по изготовлению автобуса.
В конце года у воспитанников старшей группы появляется необходимый опыт работы, и тогда педагог организует занятие, связанное с конструированием по замыслу. За день-два до занятия подготавливают небольшую выставку поделок из бумаги и вспоминает вместе с ними, как они делаются.
Перед занятием воспитательница предлагает
из изготовленных заранее и
Воспитательница развивает у старших дошкольников технические навыки ручного труда. Усложнение технических навыков идет в двух направлениях: сначала дети изготавливают поделки из готовых деталей, причем конструкции поделок усложняются – скамейка, стол, диван, санки, самолет, тележка, машина, пароход. Затем они сами делают все детали будущей поделки.
Много поделок для сюжетно-ролевых игр можно сделать из бумаги – палатку, вертушку из коробок путем склеивания бумаги – мебель, мостик, машины. Работа с такими материалами, как солома, нитки позволяет овладеть навыками плетения – корзиночки, посуда, а с семенами, ягодами, листьями – навыками нанизывания – гирлянды, бусы.
Предварительное планирование предстоящей работы – один из центральных моментов в любой работе. Воспитательница учит детей выделять части предмета, места и способы соединения, материал, его количество. Обращается внимание на трудовые операции, которые можно выполнить, чтобы получить вещественный результат. Определяется порядок выполнения трудовых операций: сначала заготовка деталей, затем их склеивание, а потом отделка. Планировать можно как сам трудовой процесс, так и трудовую деятельность в целом: какие материалы, инструменты нужны, как подготовить рабочее место, как распределить объем работы между всеми участниками, если труд коллективный. Таким образом, мы можем говорить о планировании труда в более узком и широком смысле. Освоение последовательности трудовых операций рассматривается как обязательное, ибо является основой для самостоятельного планирования в старшем возрасте. Навыками планирования труда дети овладевают постепенно. Сначала предварительное планирование трудовой деятельности осуществляется полностью воспитательницей: она отбирает необходимые материалы, показывает или напоминает последовательность действий, распределяет работу между детьми. По мере овладения трудовыми навыками ребята сами переходят к элементарному планированию. Овладение навыками планирования трудовой деятельности способствует значительному улучшению качества результата труда, закрепляет у детей у детей интерес и любовь к труду, создает благоприятные условия для воспитания самостоятельности, инициативы, положительных взаимоотношений. Требования к планированию усложняются в направлении от умения планировать отдельные трудовые процессы к навыкам планирования в целом трудовой деятельности. При планировании трудового процесса учитываются лишь приемы и порядок их выполнения. Планирование трудовой деятельности в целом включает большое число разнообразных компонентов: прежде чем приступить к работе, дети подбирают все необходимое для ее выполнения, готовят рабочее место, определяют, что будет делать каждый из участников труда и в какой последовательности. Дети старшей группы овладевают сложным навыком планирования коллективной работы. К этому нужно подвести каждого воспитанника группы. Овладеть навыком планирования помогает прямое научение. Воспитательница связывает оценку деятельности ребенка с умелым ее предварительным обдумыванием, планированием. Так дети усваивают связь между планированием и качеством выполнения работы.
В детском саду стало правилом каждую
работу заканчивать уборкой рабочего
места, материалов и оборудования. Если
воспитательница постоянно
1. К уборке рабочего места
надо привлекать всех детей.
Если, к примеру, ребенок принял
участие в стирке кукольного
белья, он должен отнести таз,
подносы, ведро, протереть
2. Сами инструменты также надо
протирать, просушивать.
Подобное требование предъявляется к уборке любого оборудования, включая тряпку, который дети протирают по мере необходимости пол.
3. Воспитательница должна учить
ребят убирать остатки
4. Надо обращать внимание на то, чтобы после работы общий порядок в группе был восстановлен.
5.Формирйя у детей трудовые
навыки, воспитательница должна
обращать внимание на темп
работы, ее аккуратность, тщательность,
используя словесные указания, совет,
выдвигая соответствующие
Информация о работе Воспитание у детей трудолюбия в процессе коллективного труда