Воспитание в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:19, контрольная работа

Описание

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагога в этом случае называется воспитательной работой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Педагогический процесс, как целостная система………………………5
1.1.Структура педагогического процесса……………………………………6
1.2.Воспитание в педагогическом процессе…………………………………9
1.3.Закономерности педагогического процесса……………………………….12
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

ПЕДАГОГИКА КОНТР.РАБ.docx

— 36.53 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ПЕЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВИРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Педагогика»

на тему «Воспитание в педагогическом процессе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                                                                                       студентка

гр.11ЗЭЭ33

 

 

Проверила:

Влазнева С.А.

____________

 

Пенза 2011г

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3 
1. Педагогический процесс, как целостная система………………………5 
1.1.Структура педагогического процесса……………………………………6 
1.2.Воспитание в педагогическом процессе…………………………………9

1.3.Закономерности педагогического  процесса……………………………….12

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………………..16 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Введение

Личность человека формируется  и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых, от воли и сознания людей действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется  в широком и в узком  смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается  как общественное явление, как воздействие  общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется  с социализацией. Воспитание в узком  смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников по реализации целей  образования в условиях педагогического  процесса. Деятельность педагога в  этом случае называется воспитательной работой.

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта может  происходить по разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном  через имитацию,  повторение копирование, поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула  целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Более существенные из них:

-задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми  общих для всех знаний, умений  и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

-задачи эмоционального  развития, включающего в себя  формирование у детей идейно-эмоционального  отношения к искусству и действительности;

-задачи нравственного  развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;

-задачи физического развития, направленного на укрепление  и развитие сил детей, являющихся  материальной основой их жизненности  и духовного бытия;

-задачи индивидуально-личностного  развития, требующего выявления  природных дарований в каждом  ребенке с помощью дифференциации  и индивидуализации процессов  обучения и восприятия.

Активное осуществление  этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности-генеральную цель целостного педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Педагогический процесс как целостная система.

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели  и приводящее к  заранее намеченному изменению  состояния, преобразованию свойств  и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Синонимом термина педагогический процесс является учебно-воспитательный процесс - совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану.

Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития.

 Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса. В педагогической науке пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды, с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.

 

 

 

    1. Структура педагогического процесса

Педагогический процесс  считают системой наук и выделяют основные части:

-общие основы;

-дидактика;

-теория обучения;

-теория воспитания;

-школоведение.

Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых  часто накладывается друг на друга.

Структура – это расположение элементов в системе. Структуру  системы составляют выделенные по определенному  критерию элементы, или компоненты системы, а также связи между  ними. Только зная, что и с чем  связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения  организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат процесса находится в прямой зависимости  от взаимодействия педагога, применяемой  технологии и ученика.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную  активность воспитуемого, проявляющуюся  в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи  между субъектами и объектами  воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся  в обмене информацией между воспитателями  и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи.

Весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной форме. Но при этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность, многофакторность этих процессов часто не поддаются корректному математическому описанию.

Развитие человека требует  организации двух взаимосвязанных  процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные  задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами  организации. 
Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей: 
Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее. 
Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитание.

В-третьих, огромную роль в  процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. 

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственно воспитательного воздействия. Воспитание не дает  мгновенного эффекта. Его результаты не так ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью педагогического  процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это  процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Если же  процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю придется заново закреплять то, что уже освоилось учеником, затем забылось.

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Воспитание в педагогическом  процессе

Воспитание – есть один из факторов формирования личности. Оно заключается  в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определенной цели - развивать и образовывать у воспитанника определенные качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определенную цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.

Там где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там где есть воспитание на полную мощность используются положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там где есть воспитание, человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Воспитание в  педагогическом процессе - это специально управляемый процесс формирования человека, осуществляемый в учебно-воспитательных учреждениях на развитие личности.

Процесс воспитания направлен  на формирование социально важных качеств  личности, на создание и расширение её отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразие и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.

Принципы воспитания в  своём разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни действует и взаимодействие детей с педагогами, и противодействие и сопротивление им. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.

Принципы воспитательного  процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги воспитательных задач.

Требования, предъявляемые  к принципам воспитания:

  1. Обязательность. Принципы воспитания- это не совет не рекомендации; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы.
  2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и  все сразу. 
  3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращают возможные нарушения течения воспитательного процесса.

Информация о работе Воспитание в педагогическом процессе