Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:19, контрольная работа
Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагога в этом случае называется воспитательной работой.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Педагогический процесс, как целостная система………………………5
1.1.Структура педагогического процесса……………………………………6
1.2.Воспитание в педагогическом процессе…………………………………9
1.3.Закономерности педагогического процесса……………………………….12
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………..16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВИРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
Контрольная работа
по дисциплине «Педагогика»
на тему «Воспитание в педагогическом процессе»
Выполнила:
гр.11ЗЭЭ33
Проверила:
Влазнева С.А.
____________
Пенза 2011г
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Педагогический процесс, как целостная
система………………………5
1.1.Структура педагогического процесса……………………………………6
1.2.Воспитание в педагогическом процессе…………………………………9
1.3.Закономерности
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых, от воли и сознания людей действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагога в этом случае называется воспитательной работой.
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение копирование, поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Более существенные из них:
-задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;
-задачи эмоционального
развития, включающего в себя
формирование у детей идейно-
-задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;
-задачи физического развития,
направленного на укрепление
и развитие сил детей,
-задачи индивидуально-
Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности-генеральную цель целостного педагогического процесса.
Педагогическим процессом
Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития.
Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса. В педагогической науке пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды, с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.
Педагогический процесс считают системой наук и выделяют основные части:
-общие основы;
-дидактика;
-теория обучения;
-теория воспитания;
-школоведение.
Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.
Структура – это расположение
элементов в системе. Структуру
системы составляют выделенные по определенному
критерию элементы, или компоненты
системы, а также связи между
ними. Только зная, что и с чем
связано в целостном
Взаимная активность педагога
и воспитуемого в педагогическом
процессе наиболее полно отражается
термином “педагогическое
Весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их во многом зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его совершенствования. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной форме. Но при этом особо важно соблюдать требования о ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность, многофакторность этих процессов часто не поддаются корректному математическому описанию.
Развитие человека требует
организации двух взаимосвязанных
процессов – обучения и воспитания.
Эти два процесса имеют различные
задачи и потому, пересекаясь, друг
с другом, а иногда даже совпадая
во времени, принципиально отличаются
друг от друга методами и формами
организации.
Воспитание есть относительно
самостоятельный процесс, имеющий ряд
особенностей:
Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный.
Воспитание становится эффективным, когда
педагог специально выделяет цель воспитания,
к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается
в том случае, когда эта цель известна
и понятна воспитаннику, и он согласен
принять ее.
Во-вторых, это процесс многофакторный.
При его осуществлении учитель должен
учитывать и использовать огромное количество
объективных и субъективных факторов.
Личность подвергается воздействию множества
разнофакторных влияний и накапливает
не только положительный, но и отрицательный
опыт, требующий корректировки. Многофакторность
объясняет эффект неоднозначности результатов
воспитание.
В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.
В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственно воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.
В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю придется заново закреплять то, что уже освоилось учеником, затем забылось.
1.2.Воспитание в
Воспитание – есть один из факторов формирования личности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определенной цели - развивать и образовывать у воспитанника определенные качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определенную цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.
Там где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там где есть воспитание на полную мощность используются положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там где есть воспитание, человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Воспитание в педагогическом процессе - это специально управляемый процесс формирования человека, осуществляемый в учебно-воспитательных учреждениях на развитие личности.
Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, на создание и расширение её отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразие и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.
Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни действует и взаимодействие детей с педагогами, и противодействие и сопротивление им. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.
Принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги воспитательных задач.
Требования, предъявляемые к принципам воспитания: