Воспитание в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:19, контрольная работа

Описание

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагога в этом случае называется воспитательной работой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Педагогический процесс, как целостная система………………………5
1.1.Структура педагогического процесса……………………………………6
1.2.Воспитание в педагогическом процессе…………………………………9
1.3.Закономерности педагогического процесса……………………………….12
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

ПЕДАГОГИКА КОНТР.РАБ.docx

— 36.53 Кб (Скачать документ)

В то же время принципы воспитания- это не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

-общественная направленность  воспитания;

-связь воспитание с  жизнью, трудом;

-опора на положительное в воспитании;

-гуманизация воспитания;

-личностный подход;

-единство воспитательных  воздействий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Закономерности педагогического  процесса

Всякая наука имеет  своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в  своей области. В законах и  закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения.

Закономерности педагогического процесса:

  1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, что чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.
  2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
  3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
  4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
  5. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития  зависят от:

-наследственности;

-воспитательной и учебной  среды;

-применяемых средств  и способов педагогического воздействия.

     6. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

-интенсивности обратных  связей между воспитуемым и  педагогами;

- величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

   7.  Закономерность  стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

-действия внутренних  стимулов (мотивов) педагогической  деятельности;

-интенсивности характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных, и других) стимулов.

8.   Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:

-качества педагогической  деятельности;

-качества собственной  учебно-воспитательной деятельности  воспитуемых.

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строится на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым протекает процесс обучения.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше), характеризуют  зависимость от внешних процессов  и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, - это зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом.

 

 

 

 

 

Заключение

Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и дарований, совершенствовании  личных качеств является не только главнейшей целью, но и непременным  условием государства.

Воспитание – это процесс  систематического и целенаправленного  воздействия на человека, на его  духовное и физическое развитие в  целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие  влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект.

Воспитание в педагогическом процессе - организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии.

Цель воспитания, на которую необходимо ориентировать современные воспитательные технологии в самом общем виде формулируется как создание условий  для разностороннего развития личности.

В последние годы взгляды на организацию  контроля над процессом воспитания быстро и радикально меняются. Нет  единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной  истины.

Система контроля позволяет установить персональную ответственность учителя  и школы в целом за качество процесса воспитания. Система контроля и не может ограничиваться утилитарной  целью - проверкой усвоения знаний и  выработки умений и навыков, но конкретному  учебному предмету. Она ставит более  важную социальную задачу: развить  у учащихся умение проверять и  контролировать себя, критически оценивать  свою деятельность, находить ошибки и  пути их устранения.

Важным условием повышения эффективности  воспитательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля за воспитательской деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов / — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 40 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 1.)
  2. Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА.Электронный учебно-методический комплекс.
  3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с. 
  4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576
  5. Якушева С.Д. Учебное пособие дисциплины «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.

 


Информация о работе Воспитание в педагогическом процессе